Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:03, курсовая работа
Целью написания этой работы является проанализировать земельный рынок в современной России, выявить его проблемы и перспективы развития.
Задачи:
1. Рассмотреть специфику функционирования рынка земли.
2. Изучить формирование цен на сельскохозяйственную продукцию.
3. Проанализировать сельскохозяйственный рынок Кемеровской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕМЛИ КАК ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА 4
1.1 Земля как природный ресурс 4
1.2 Земля как экономическая категория 5
1.3 Этапы формирования земельного рынка 8
1.4 Специфика рынка земли 10
2 ЦЕНА ЗЕМЛИ И ЦЕНА НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ 12
2.1 Цена земли 12
2.2 Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию 13
2.3 Сельскохозяйственный рынок Кемеровской области 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Кроме этого в области реализуется ряд региональных программ, направленных на развитие собственного продовольственного рынка и сельского хозяйства. Среди них:
1. Кампания «Покупай кузбасское», направленная на привлечение внимания потенциальных потребителей области к организациям пищевой и перерабатывающей промышленности, легкой промышленности, производства строительных материалов, деревообработки, машиностроении, туризма и др.
В рамках поддержки пищевой и
перерабатывающей промышленности отмечено,
что организации данного
В рамках кампании «Покупай кузбасское» разработаны мероприятия по решению данной проблемы:
Стартовавшая кампания была поддержана местными товаропроизводителями. Одним из первых призыв: «Покупай кузбасское» поддержало крестьянское хозяйство Волкова, которое совместно с другими предприятиями создали в Кемерово магазин «Кузбасские продукты». Магазин открыт под эгидой некоммерческого партнерства «Кузбасские продукты», реорганизованного из Кузбасского мясомолочного союза. В магазине представлены фирменные отделы крупных местных производителей: крестьянского хозяйства А.П. Волкова, совхозов «Суховский» и «Астронотус», Деревенского молочного завода.
Аналогичный магазин «Кузбасские товаропроизводители» функционирует в Центре поддержки предпринимателей. По данным администрации Кемеровской области, по состоянию на июль 2009 г. в магазине работают 12 предприятий торговли, через которые ежедневно реализуется 370 кг мясной и 200 кг молочной продукции, 180 кг хлеба и хлебобулочных изделий, 150 кг овощей и фруктов.
2. Создание губернских магазинов и рынков. Губернские магазины начали создаваться с 2003 г. в городах области на базе собственных магазинов предприятий хлебопечения, входящих в Ассоциацию хлебопеков и мукомолов Кузбасса. В настоящее время губернские магазины открываются не только предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, но и торговыми организациями, индивидуальными предприятиями, а также в системе потребительской кооперации. Цены в губернских предприятиях на основные группы продовольственных товаров, входящих в потребительскую корзину, на 10-15% ниже сложившихся в розничной торговле. Кроме того, такие товары, как хлеб, мука, макаронные изделия, молоко и молочные продукты, колбасные изделия, яйцо, овощи, алкогольная и безалкогольная продукция в этих магазинах могут быть только местного производства. В настоящее время в области действует 47 губернских магазинов и 2 губернских рынка - в городах Кемерово и Новокузнецк (в апреле 2010 г. принято решение о строительстве губернского рынка в г. Прокопьевске).
Все методы воздействия, используемые региональными органами власти Кемеровской области, можно сгруппировать по направлениям (табл. 2).
Таблица 2 - Группировка методов воздействия на развитие продовольственного рынка администрацией Кемеровской области
Метод воздействия |
Цель |
Механизм осуществления |
1. Нормативно-законодательный |
Устойчивое развитие сельских территорий; повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и др. |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной |
2. Рекламный (информационный) |
Знакомство потребителей с продукцией |
Кампания «Покупай кузбасское», конкурс «Бренд Кузбасса» |
3. Создание независимых союзов и партнерств |
Продвижение продукции участников данных объединений |
НП «Кузбасские продукты», Кузбасский алкогольный союз, Ассоциация хлебопеков и мукомолов Кузбасса, Кузбасская торгово-промышленная палата |
4. Функционирование муниципальных фондов |
Содействие развитию малого и среднего бизнеса |
Муниципальные фонды поддержки малого и среднего бизнеса |
5. Социальный |
Удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах по приемлемым ценам |
Сельские рынки, ярмарки, губернские магазины и т.п. |
Несмотря на исторически сложившуюся специализацию Кузбасса, область способна развивать собственное сельское хозяйство. В результате стабильное сельское хозяйство может стать основой продовольственного рынка Кузбасса. Благодаря этому будет решена часть социально-экономических проблем, в том числе по повышению доходной части бюджета, росту занятости населения, удовлетворению населения качественными продуктами питания.
Создание в Кемеровской области агропродовольственных кластеров позволит решить целый спектр экономических, социальных и иных проблем.
Привлекательность кластерной модели
организации заключается в
Эти преимущества позволят предприятиям агропродовольственного кластера увеличить объемы выпускаемой продукции и сократить ее себестоимость.
В результате благодаря использованию кластерной модели на уровне региона будут решены следующие задачи (рис. 6):
Решение данных задач напрямую повлияет на повышение качества жизни жителей Кемеровской области.
Создание и устойчивое функционирование агропродовольственных кластеров возможно при наличии следующих условий:
Вывод: Подводя итог, можно сделать вывод о целесообразности создания агропродовольственных кластеров как инструмента формирования устойчивого регионального продовольственного рынка Кемеровской области.
Повышение качества жизни населения региона
Рис. 6. Влияние агропродовольственного кластера на социально-экономическую ситуацию региона
К 2013 году планируется реализация инвестиционного проекта по строительству животноводческого комплекса на 1280 голов К.Р.С. сельскохозяйственным предприятием ООО «Селяна» в Береговом сельском поселении.
ООО «Совхоз Звездный» в Звездном сельском поселении реализует инвестиционный проект по строительству животноводческой фермы на 1248 голов. Строительство современной животноводческой фермы, оснащенной высокотехнологическим оборудованием, позволит получать ежегодно 5 тыс. тонн молока и 400 тонн мяса для жителей Кемеровского района и Кемеровской области.
В Суховском сельском поселении ОАО «Суховский» планирует к 2013 году окончить строительство блока теплиц нового поколения с оснащением голландской технологией выращивания овощей.
Проведение реконструкции оросительной системы в СПК «Береговое».
А также проведение реконструкции двух корпусов для содержания птицы ООО ПФ «Кемеровская» и помещений для содержания свиней ООО СХО «Заречье».
В ходе выполнения данной курсовой работы был рассмотрен довольно старый, но весьма перспективный рынок - рынок земли. Рынок земли включает в себя не только куплю-продажу земли, но и все «продукты», на которых может быть реализовано в том или ином виде право собственности на землю: преимущественно продукция сельского хозяйства.
Человек должен обладать правом собственности на землю, правом пользования, владения и распоряжения ей. Только в этом случае он может использовать землю так, как он хочет: свободно продавать и покупать, не спрашивая разрешения от чиновника, дарить и завещать по наследству, брать кредиты под залог земли. В этом и состоит свобода собственника. Эта экономическая свобода необходима для постоянного повышения эффективности сельскохозяйственного производства за счет регуляции рынка (регулирование аграрного рынка должно быть направлено на расширение спроса на продовольствие), за счет свободной конкуренции.
Государство должно обеспечить нормальное функционирование земельного рынка, сведя к минимуму свою деятельность в этой отрасли экономики, самоустраняясь от хозяйственной деятельности.
Проведенное исследование позволяет выявить специфические черты, характерные для рынка земли как фактора производства:
Особенности рынка земли, связанные с неэластичностью её предложения и естественной ограниченностью, являются определяющими при формировании цен на продукцию, которая была получена с этой земли. Рента земельному собственнику закладывается в цену сельскохозяйственной продукции, причём из расчёта для самых худших по своему плодородию и производительности земель.
Агропромышленный комплекс Кемеровской области важнейшая составляющая экономики региона. На протяжении всей истории формирования АПК на территории области основными факторами его развития и размещения служили благоприятные агроклиматические ресурсы и высокая плотность городского населения. Почвенные и климатические ресурсы позволяют возделывать на территории области широкий спектр сельскохозяйственных культур от зерновых хлебных кондиций до овощей открытого грунта. Использование районированных сортов культур и современной агротехники позволяют снижать риск потери урожая от ранних заморозков. Самая высокая за Уралом плотность городского населения во многом определяет пригородную специализацию отраслей АПК в области. В период становления рыночных отношений в экономике региона отрасли АПК оказались непривлекательными для инвесторов и обнаруживали все признаки спада производства и его дезорганизации. В настоящее время АПК Кемеровской области это динамично развивающийся межотраслевой комплекс с высоким уровнем инвестиционной привлекательности для внутренних и внешних инвесторов. Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие сельского хозяйства увеличились с 1094, 7 млн. рублей в 2005 году до 3123 млн. рублей в 2008г. Доля сельского хозяйства в объеме валового регионального продукта составляет немногим более 3%. «Развитие агропромышленного комплекса» - один из приоритетных национальных проектов, реализуемых на территории области. В рамках проекта в качестве основных направлений развития регионального АПК определены: