Рынок земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание

Целью написания этой работы является проанализировать земельный рынок в современной России, выявить его проблемы и перспективы развития.
Задачи:
1. Рассмотреть специфику функционирования рынка земли.
2. Изучить формирование цен на сельскохозяйственную продукцию.
3. Проанализировать сельскохозяйственный рынок Кемеровской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕМЛИ КАК ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА 4
1.1 Земля как природный ресурс 4
1.2 Земля как экономическая категория 5
1.3 Этапы формирования земельного рынка 8
1.4 Специфика рынка земли 10
2 ЦЕНА ЗЕМЛИ И ЦЕНА НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ 12
2.1 Цена земли 12
2.2 Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию 13
2.3 Сельскохозяйственный рынок Кемеровской области 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

Рынок_земли,_его_специфика.docx

— 551.57 Кб (Скачать документ)

Кроме этого в области реализуется  ряд региональных программ, направленных на развитие собственного продовольственного рынка и сельского хозяйства. Среди них:

1. Кампания «Покупай кузбасское», направленная на привлечение внимания потенциальных потребителей области к организациям пищевой и перерабатывающей промышленности, легкой промышленности, производства строительных материалов, деревообработки, машиностроении, туризма и др.

В рамках поддержки пищевой и  перерабатывающей промышленности отмечено, что организации данного сектора  производят продукцию с конкурентоспособными качеством и ценовыми характеристиками. По ряду категорий товаров цены ниже, чем в среднем по России. Технологии производства многих местных товаропроизводителей направлены на создание экологически чистых продуктов. Некоторые компании, работающие в данном секторе экономики, создали бренды, которые известны не только в Кемеровской области, но и за ее пределами. Тем не менее отдельные товаропроизводители испытывают трудности в реализации продукции в регионе. Это объясняется тем, что торговые сети отдают предпочтение аналогам, ввозимым из-за пределов Кемеровской области, несмотря на сходные качественные и ценовые характеристики местных товаров.

В рамках кампании «Покупай кузбасское» разработаны мероприятия по решению данной проблемы:

  1. реклама в средствах массовой информации;
  2. создание на сайте администрации Кемеровской области страницы «Покупай кузбасское» с размещением на ней информации о ходе кампании, о презентациях, а также логотипе, новостной ленты;
  3. организация в средствах массовой информации публикаций, выступлений, объединенных под общей темой «Кузбасские профессионалы», рассказывающих о компаниях, продукции, трудовых коллективах области;
  4. экскурсии по организациям Кемеровской области;
  5. проведение в общеобразовательных учреждениях конкурса рисунков на тему: «Я покупаю товары Кузбасса» и др.

Стартовавшая кампания была поддержана местными товаропроизводителями. Одним из первых призыв: «Покупай кузбасское» поддержало крестьянское хозяйство Волкова, которое совместно с другими предприятиями создали в Кемерово магазин «Кузбасские продукты». Магазин открыт под эгидой некоммерческого партнерства «Кузбасские продукты», реорганизованного из Кузбасского мясомолочного союза. В магазине представлены фирменные отделы крупных местных производителей: крестьянского хозяйства А.П. Волкова, совхозов «Суховский» и «Астронотус», Деревенского молочного завода.

Аналогичный магазин «Кузбасские  товаропроизводители» функционирует в Центре поддержки предпринимателей. По данным администрации Кемеровской области, по состоянию на июль 2009 г. в магазине работают 12 предприятий торговли, через которые ежедневно реализуется 370 кг мясной и 200 кг молочной продукции, 180 кг хлеба и хлебобулочных изделий, 150 кг овощей и фруктов.

2. Создание губернских магазинов и рынков. Губернские магазины начали создаваться с 2003 г. в городах области на базе собственных магазинов предприятий хлебопечения, входящих в Ассоциацию хлебопеков и мукомолов Кузбасса. В настоящее время губернские магазины открываются не только предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, но и торговыми организациями, индивидуальными предприятиями, а также в системе потребительской кооперации. Цены в губернских предприятиях на основные группы продовольственных товаров, входящих в потребительскую корзину, на 10-15% ниже сложившихся в розничной торговле. Кроме того, такие товары, как хлеб, мука, макаронные изделия, молоко и молочные продукты, колбасные изделия, яйцо, овощи, алкогольная и безалкогольная продукция в этих магазинах могут быть только местного производства. В настоящее время в области действует 47 губернских магазинов и 2 губернских рынка - в городах Кемерово и Новокузнецк (в апреле 2010 г. принято решение о строительстве губернского рынка в г. Прокопьевске).

  1. Конкурс «Бренд Кузбасса» проводится во всех отраслях. В области продовольственного рынка заявлены три номинации, в том числе «Производство пищевой продукции: молочной, мясной, хлебобулочной», «Производство алкогольных и безалкогольных напитков», «Сельское хозяйство». Лауреаты конкурса получат памятные знаки и право маркировать свою продукцию «Лучшая торговая марка Кузбасса». Данный логотип позволит товаропроизводителям поднять конкурентоспособность на рынке и увеличить объемы производства и реализации продукции.
  2. Создание Центра поддержки предпринимательства, целью которого является содействие развитию малого и среднего предпринимательства путем совершенствования форм и методов работы с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Все методы воздействия, используемые региональными органами власти Кемеровской области, можно сгруппировать по направлениям (табл. 2).

 

Таблица 2 - Группировка методов воздействия на развитие продовольственного рынка администрацией Кемеровской области

 

Метод воздействия

Цель

Механизм осуществления

1. Нормативно-законодательный

Устойчивое развитие сельских территорий; повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и др.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

2. Рекламный (информационный)

Знакомство потребителей с продукцией

Кампания «Покупай кузбасское», конкурс «Бренд Кузбасса»

3. Создание независимых союзов  и партнерств

Продвижение продукции участников данных объединений

НП «Кузбасские продукты», Кузбасский алкогольный союз, Ассоциация хлебопеков и мукомолов Кузбасса, Кузбасская торгово-промышленная палата

4. Функционирование муниципальных фондов

Содействие развитию малого и среднего бизнеса

Муниципальные фонды поддержки  малого и среднего бизнеса

5. Социальный

Удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах по приемлемым ценам

Сельские рынки, ярмарки, губернские магазины и т.п.


 

Несмотря на исторически сложившуюся  специализацию Кузбасса, область способна развивать собственное сельское хозяйство. В результате стабильное сельское хозяйство может стать основой продовольственного рынка Кузбасса. Благодаря этому будет решена часть социально-экономических проблем, в том числе по повышению доходной части бюджета, росту занятости населения, удовлетворению населения качественными продуктами питания.

Создание в Кемеровской области агропродовольственных кластеров позволит решить целый спектр экономических, социальных и иных проблем.

Привлекательность кластерной модели организации заключается в следующем:

          1. Появляются дополнительные преимущества для предприятий, входящих в кластер, в том числе:
  • финансовые (возможность получения дополнительных заемных источников для развития у крупных предприятий выше);
  • организационные (сбыт продукции, ремонт оборудования, помощь государственных органов власти и пр.);
  • информационные (поиск новых партнеров).

Эти преимущества позволят предприятиям агропродовольственного кластера увеличить объемы выпускаемой продукции и сократить ее себестоимость.

    1. Для государственных органов власти упрощается возможность контроля за функционированием и развитием предприятий, входящих в кластер (в том числе за качеством продукции, ценообразованием и пр.).
    2. Наличие в регионе группы крупных кластеров, имеющих развитую производственную, маркетинговую, информационную и прочие службы повышает его инвестиционную привлекательность в целом и предоставляет ему дополнительный канал оживления бизнеса на территории.

В результате благодаря использованию  кластерной модели на уровне региона  будут решены следующие задачи (рис. 6):

      1. увеличатся объемы производства собственной региональной продукции;
      2. повысятся доходы бюджета;
      3. улучшится качество продуктов питания;
      4. обеспечится конкурентоспособность местных товаропроизводителей;
      5. повысится занятость населения, как используемого в сельском хозяйстве, так и в других отраслях. Согласно имеющимся оценкам деятельность одного сельскохозяйственного работника обеспечивает не менее шести несельскохозяйственных рабочих мест;
      6. развитие продовольственного рынка как «точка роста» повлияет на развитие других локальных рынков региона и др.

Решение данных задач напрямую повлияет на повышение качества жизни жителей Кемеровской области.

Создание и устойчивое функционирование агропродовольственных кластеров возможно при наличии следующих условий:

        1. заинтересованность региональных и местных органов власти;
        2. наличие компетентного адаптивного менеджера (лидера, способного организовать вокруг себя единомышленников и возглавить крупный кластер);
        3. заинтересованность в создании агропродовольственного кластера со стороны потенциальных участников;
        4. пропорциональность в развитии элементов (производств), входящих в агропродовольственный кластер;
        5. оптимальный уровень специализации и концентрации производства объединяемых предприятий и организаций, обеспечивающий широкое применение прогрессивной техники и инновационных технологий в производстве;
        6. рациональная структура управления, способствующая эффективному сочетанию отраслей и укреплению межотраслевых связей.

Вывод: Подводя итог, можно сделать вывод о целесообразности создания агропродовольственных кластеров как инструмента формирования устойчивого регионального продовольственного рынка Кемеровской области.

 

Повышение качества жизни населения региона

Рис. 6. Влияние агропродовольственного кластера на социально-экономическую  ситуацию региона

 

К 2013 году планируется реализация инвестиционного проекта по строительству животноводческого комплекса на 1280 голов К.Р.С. сельскохозяйственным предприятием ООО «Селяна» в Береговом сельском поселении.

ООО «Совхоз Звездный» в Звездном сельском поселении реализует инвестиционный проект по строительству животноводческой фермы на 1248 голов. Строительство современной животноводческой фермы, оснащенной высокотехнологическим оборудованием, позволит получать ежегодно 5 тыс. тонн молока и 400 тонн мяса для жителей Кемеровского района и Кемеровской области.

В Суховском сельском поселении ОАО «Суховский» планирует к 2013 году окончить строительство блока теплиц нового поколения с оснащением голландской технологией выращивания овощей.

Проведение реконструкции  оросительной системы в СПК «Береговое».

А также проведение реконструкции  двух корпусов для содержания птицы ООО ПФ «Кемеровская» и помещений для содержания свиней ООО СХО «Заречье».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения данной курсовой работы  был рассмотрен  довольно старый, но весьма перспективный рынок  - рынок земли.  Рынок земли включает в себя не только куплю-продажу земли, но и все «продукты», на которых может быть реализовано в том или ином виде право собственности на землю: преимущественно продукция сельского хозяйства.    

Человек должен обладать правом собственности на землю, правом пользования,  владения  и  распоряжения ей. Только в этом случае он может использовать землю так, как он хочет: свободно продавать и покупать, не спрашивая  разрешения от чиновника, дарить и завещать по наследству, брать кредиты под  залог земли. В этом и состоит  свобода собственника. Эта экономическая свобода необходима для постоянного повышения эффективности сельскохозяйственного производства за счет регуляции рынка (регулирование аграрного рынка должно быть направлено на расширение спроса на продовольствие), за счет свободной конкуренции.

Государство должно обеспечить нормальное функционирование земельного рынка, сведя к минимуму свою деятельность в этой отрасли экономики, самоустраняясь от хозяйственной деятельности.

Проведенное исследование позволяет выявить специфические черты, характерные для рынка земли как фактора производства:

  • закон спроса и предложения реализуется в ограниченном режиме. Предложение земли характеризуется совершенной неэластичностью, спрос формируется под влиянием трансакционного, спекулятивного, автономного мотивов. Спекулятивный мотив спроса способствует росту трансакционных издержек, что провоцирует неравновесие рынка земли;
  • в региональной экономике несмотря на наличие высокой доли частной собственности на землю более эффективно стали развиваться арендные отношения, которые обусловливают необходимость развития рынка земли, на котором объектом купли-продажи становится не право на собственность, а право на землю как объекта хозяйствования;
  • эффективное функционирование рынка земли зависит от экономических и институциональных условий, учитывающих двойственный характер рынка земли как фактора производства.

Особенности рынка земли, связанные  с неэластичностью её предложения и естественной ограниченностью, являются определяющими при формировании цен на продукцию, которая была получена с этой земли. Рента земельному собственнику закладывается в цену сельскохозяйственной продукции, причём из расчёта для самых худших по своему плодородию и производительности земель.

Агропромышленный комплекс Кемеровской области важнейшая  составляющая   экономики региона. На протяжении всей истории   формирования АПК на территории области основными факторами его развития и размещения служили благоприятные агроклиматические ресурсы и высокая плотность городского населения. Почвенные и климатические ресурсы позволяют возделывать на территории области широкий спектр сельскохозяйственных культур от зерновых хлебных кондиций до овощей открытого грунта. Использование районированных сортов культур и современной агротехники позволяют снижать риск потери урожая от ранних заморозков. Самая высокая за Уралом плотность городского населения во многом определяет пригородную специализацию отраслей АПК в области. В период становления рыночных отношений в экономике региона отрасли АПК оказались непривлекательными для инвесторов и обнаруживали все признаки спада производства и его дезорганизации. В настоящее время  АПК Кемеровской области это динамично развивающийся межотраслевой комплекс с высоким уровнем инвестиционной привлекательности для внутренних и внешних инвесторов. Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие сельского хозяйства увеличились с 1094, 7 млн. рублей в 2005 году до 3123 млн. рублей в 2008г. Доля сельского хозяйства в объеме валового регионального продукта составляет немногим более 3%. «Развитие агропромышленного комплекса» - один из приоритетных национальных проектов, реализуемых на территории области. В рамках проекта в  качестве основных направлений развития регионального АПК определены:

Информация о работе Рынок земли