Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:26, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 15 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Ответы_для_менеджеров.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)
  1. Экономические системы: структура, типы и модели.

     Экономическая система — совокупность всех экономических  процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений  собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической  системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

     В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

     социально-экономические  отношения;

     организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

     хозяйственный механизм;

     система стимулов и мотиваций участников;

     экономические связи между предприятиями и организациями.

     Современная рыночная экономическая  система

     многообразие  форм собственности, среди которых  по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных  её видах;

     развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

     ограниченное  вмешательство государства в  экономику, однако роль правительства  в социальной сфере по-прежнему велика;

     изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

     рост  уровня образования (послешкольное);

     новое отношение к труду (творческое);

     повышение внимания к окружающей среде (ограничение  безоглядного использования природных  ресурсов);

     гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

     информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

     ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой  продукции);

     глобализация  хозяйственной деятельности (мир  стал единым рынком).

     Традиционная  экономическая система:

     крайне примитивные технологии;

     преобладание  ручного труда;

     все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

     организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

     Административно-командная система (плановая)

     государственная собственность практически на все  экономические ресурсы;

     сильная монополизация и бюрократизация экономики;

     централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

     Основные  черты хозяйственного механизма:

     непосредственное  правление всеми предприятиями  из единого центра;

     государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

     государственный аппарат руководит хозяйственной  деятельностью с помощью преимущественно  административно-командных методов.

     Этот  тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании  и др.

     Смешанная система:

     приоритетность  рыночной организации экономики;

     многосекторность  экономики;

     государственное предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

     ориентация  государственной финансовой, кредитной  и налоговой политики на экономический  рост и социальную стабильность;

     социальная  защита населения.

     Данный  тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и др.

     Модели  в рамках систем

     Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так  как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели.

     Рассмотрим  наиболее известные национальные модели.

     Американская  модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

     Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — да государство.

     Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

     Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

     И наконец, еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, — это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

      Российская  модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 – начале 1990 гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики – это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

      Условия для перехода к рыночной экономике  сложились неблагоприятные для  России. Среди них:

      1) высокая степень огосударствления  экономики;

      2) почти полное отсутствие легального  частного сектора при увеличении  теневой экономики;

      3) длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;

      4) искаженная структура национальной  экономики, где ведущую роль  играл ВПК, а роль других  отраслей народного хозяйства  была снижена;

      5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.

      Основные  условия формирования рыночной экономики  России:

      1) развитие частного предпринимательства  на основе частной собственности;

      2) создание конкурентной среды  для всех хозяйствующих субъектов;

      3) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста;

      4) эффективная система социальной  защиты населения;

      5) открытая, конкурентоспособная на  мировом рынке экономика.

 

  1. Экономическая интеграция: структура, типы и модели

     Экономи́ческая  интегра́ция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими  странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

     Выделяют следующие формы экономической интеграции:

     Преференциальная  зона (Преференциальная зона - форма международной интеграции. Преференциальная зона объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары);

     Зона  свободной торговли (Зона свободной торговли (Free trade area) (ЗСТ)[1] — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

     Североамериканская  зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Agreement — NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

     Европейская ассоциация свободной торговли –  в 1960 г. подписано соглашение между  Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

     Балтийская  зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз);

     Центрально-европейское  соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и  Чехией, подписанное в 1992 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз); 

     Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических  связей - подписанное этими двумя  странами в 1983 г.;

     Зона  свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;

     Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.),

     Таможенный  союз (Тамо́женный сою́з, ТС — соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

     Таможенный  союз предусматривает также образование  «единой таможенной территории».

     Обычно  страны — участницы Таможенного  союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается  в проведении периодических совещаний  министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.

     Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане Таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, Зона свободной торговли.);

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"