Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:26, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 15 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Ответы_для_менеджеров.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)

      Дифференциация  затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п.

      Следовательно, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг.

      Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой  степени монопольной властью  над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы.

      Примерами отраслей хозяйства, в которых действует  рынок монополистической  конкуренции, являются:

      •розничная  торговля;

      •производство одежды, обуви, мебели;

      •крупные  предприятия сферы  общественного обслуживания, бытовой техники и других товаров широкого потребления.

      Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к  совершенной конкуренции. Возможность  для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

      

        

      Усиление  рыночной власти

      Основные  характеристики монополистической  конкуренции:

  1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
  2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  3. сохраняются возможности относительно легко вступление в отрасль новых производителей.

      Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересует покупателя.

      Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

      В монополистической конкуренции, с  одной стороны, образуется легальная  монополия, которая с помощью  патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация (разделение целого на части) изделий – придание им индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условия продажи). С другой стороны, на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны), имеется множество конкурентов, которые тоже дифференцируют свои продукты. В этом случае изготавливается множество видов фирменных товаров, а покупатель получает возможность выбора из огромного числа одноименных товаров, различающихся типом, стилем, качеством, внешней отделкой.

      Известно, например, что телевизоры различаются  по фирменным названиям «Сони», «Панасоник»  и др., пылесосы – по разным торговым знакам.

      Олигополия  (по-гречески «олигос» - немногий, «полео» - продаю) –  это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

      Олигополия  характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

      Характерная особенность олигополистического  рынка – взаимосвязь фирм: любой  из олигополистов находится под  существенным воздействием поведения  остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

      В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества  обычно менее эффективны. Между предприятиями  существует тесная взаимосвязь. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

      Вступление  в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные  вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

      Решения олигополистов относительно объёмов  производства и цен – взаимозависимы, т.е. олигополии во всём подражают друг другу.Так если один олигополист снизит цены,то и другие обязательно последуют его примеру. Но если один олигополист повысит цены, то другие могут и не последовать его примеру, т.к. рискуют потерять свою долю рынка.

      В условиях олигополии существуют очень  жёсткие барьеры  для вступления в  эту отрасль других конкурентов, но эти  барьеры преодолимы. Существуют несколько моделей олигополий. Их специфика основывается на различии реакции фирмы на действия конкурентов.

      Дуополия – простейший случай олигополии, где участвуют два производителя данного вида товара. Каждый из производителей может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос на этот продукт. Эта рыночная структура довольно часто встречается на региональных рынках, она отражает все характерные черты олигополии с несколькими участниками.

      Пример: в РБ два завода производящих телевизоры – Витязь и Горизонт, они действуют  во всем подражая друг другу.

      Двухсторонняя монополия - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжения и газоснабжения.

      Чистая  монополия (от греч. monos – «один», poleo – «продаю») – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Это означает, что по своей природе монополия – сила, подрывающая конкуренцию и свободный рынок.

      Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, - положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

      В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.

      Цель  монополии – получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

      Основные  черты чистой монополии:

      1) единственный продавец-производитель;

      2) товарная дифференциация отсутствует,  отсутствие товаров-заменителей;

      3) продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами;

      4) очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий.  По сути дела, вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

      Виды  чистых монополий:

      1.Естественные  монополии — они складываются  в результате действия естественным  образом действующих факторов.

      Пример: Белтрансгаз, Бел. Железные дороги.

      2.Монополии  опирающиеся на уникальные месторождения  природных ископаемых.

      Пример: «Инко» — Аргентинская компания добывающая 70% мирового никеля,  «Норильский  Никель» — 7% мирового никеля, Южно-африканская  алмазная компания DeBeers – концентрирует 70 — 80% переработки алмазов.

      3.Монополии  контролируемые и регулируемые  государством — сети электро-  и тепло-снабжения, поскольку  предприятия работающие в этих  отраслях производят общественно  значимую продукцию, то правительство  предоставляет им особые льготы  и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги.

      Пример  в РБ: потребители оплачивают только 30% от фактической стоимости жилищно  коммунальных услуг.

      4.Закрытые  монополии — образуются когда  правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает.

      Пример: предприятия военно-промышленного  комплекса, фармацевтическая промышленность.

      Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль  контролируемую закрытой монополией:

      Необходимость получения патентов.

      Необходимость получения лицензий.

      Необходимость преодоления не честной конкуренции  со стороны фирм-конкурентов. 

      Примеры нечестной конкуренции:

      распространение лживой информации о конкурентах

      недобросовестная  критика товаров конкурентов

      лживая реклама

      давление  на поставщиков и банки

      5.Открытые  монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок  с абсолютно новым видом продукции,  ранее не производившимся. Конкурентов  у неё нет, но они могут  появиться в будущем, поэтому  фирма открыта для конкуренции.

      Пример: французская фирма «Dupont» была первой кто стал производить полиэтиленовую плёнку, искусственную плёнку и непромокаемую  ткань. «Texas Instruments» – впервые  произвела электронные часы и  микрокалькуляторы.

      6.Географические  монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.

      7.Технологические  монополии — образуются в связи  с особенностями применяемой  технологии, к примеру городские телефоны.

      В разных странах и в различные  исторические периоды в экономике  возникают различные виды монополий.

      Издавна известна, прежде всего, естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.). Типичный пример естественной монополии – муниципальные коммунальные службы. Фирмы становятся естественными монополиями благодаря экономии от масштаба.

      Существует  также искусственная монополия. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения  монополистической выгоды. Искусственные  монополии выступают в виде различных  монополистических отношений.

      Выделяют  легальные (законные) монополии, образованные на правовых основаниях. Такими основаниями служат патенты (свидетельство, выданное правительством страны на право исключительного пользования сделанным изобретением), авторские права, торговые знаки (специальные рисунки; названия, символы, принадлежащие предприятию).

      Кроме того, на рынке возникает особое монополистическое объединение  – монопсония, которая стремится  быть единственным покупателем определенного  продукта. Она искусственно ограничивает на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополии.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"