Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:26, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 15 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Ответы_для_менеджеров.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)

Модели рынка: совершенная и несовершенная  конкуренция.

      Рынок и конкуренция связаны неразрывными нитями. Без  конкуренции  нет рынка. Конкуренция – это характернейшая  черта  отношений  между  продавцами или  между  покупателями.  В  то   же  время  продавец   и   покупатель   не конкурируют, не соперничают друг с другом, а ищут  взаимоприемлемых  условий для сделки.

      Свобода выбора, реализующаяся в форме  стремления каждого получать  для себя  лично  денежный   доход,   служит   основой   для   конкуренции,   или экономического   состязания,   как   конкретного    свойства    капитализма.

      Конкуренция, как она представляется экономистам, означает следующее:

      1. Наличие на рынке большого  числа независимо действующих   покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.

      2. Свободу для покупателей и   продавцов  выступать на  тех или иных рынках или покидать их.

      Что  касается  рыночных  методов  конкуренции,  то  с  давних  времен ключевой  была  ценовая  конкуренция,   то   есть   привлечение   покупателя пониженными  ценами,  а  так  же  рекламой,  улучшением  условий   поставки, комфортностью,  послепродажным  обслуживанием  и  т.д.  Важным  направлением остается соперничество в качестве продукции, ее потребительских свойствах.

      Покупатели  конкурируют  между  собой,  преследуя  цель  нахождения  и привлечения лучшего поставщика товаров и услуг. Ярким  примеров  конкуренции покупателей служат аукционы.

      Общий   баланс   последствий   конкуренции   несомненно   позитивен, благотворен для экономики в целом, хотя каждый участник должен  считаться  с возможностью «разочаровывающего эффекта».

      Конкуренция  удерживает  прибыль  в  определенных   пределах,   способствует снижению цен или замедлению их роста.

      Свободная (совершенная) конкуренция  характеризующая  множественностью независимых производителей и практической недоступностью для каждого из  них ценового контроля.

      Понятно: что  в  этой  модели  большую  роль  играет  не  только  сама численность производителей, но и отсутствие у одного или нескольких  из  них масштабной доли в совокупном предложении данного товара. В противном  случае свобода  конкуренции  ограничивается,  начинается  сползание   к   рыночному контролю.

      Условия    совершенной    конкуренции    определяются    следующими предпосылками.

      1. Большое количество продавцов  и покупателей, ни один из  которых  не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара.

      2. Каждый продавец производит однородный  продукт, который ни  в  каком отношении не отличим от продукта других продавцов.

      3. Барьеры для входа на рынок  в долгосрочном аспекте либо  минимальны, либо вообще отсутствуют.

      4.Никаких  искусственных ограничений спроса, предложения  или  цены  не существует и ресурсы – переменные факторы производства – мобильны.

      5.  Каждый  продавец  и  покупатель  владеет  полной   и   правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.

      Нетрудно  видеть, что ни один  реальный  рынок  не  удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Поэтому  схема  совершенной    конкуренции  имеет  в основном теоретическое значение.

      Несовершенная конкуренция. Большинство реально функционирующих рынков отличаются  от   идеальной   модели   совершенной   конкуренции.   Отдельные производители или их  объединения  в  состоянии  воздействовать  на  условия продажи, в частности на цены. Поэтому все  рынки  несовершенной  конкуренции называются «рынками делателей цен». Основным отличием их  выступает  степень монополизации.

      На  рынке  монополистической  конкуренции  в   значительной   степени соблюдается принцип  разнообразия  товаров,  производимых  разными  фирмами.

      В  наиболее  общем  виде  монополистическая  конкуренция  представляет собой рыночную структуру, в которой  относительно  большое  число  продавцов (несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую,  но  не  идентичную продукцию.   При   этом   каждая   из   фирм,   представленных   на    рынке монополистической   конкуренции,   может   чувствовать   себя   относительно независимо,  не  придавая  значения  реакции  других  фирм.  Примером  такой отрасли  может  служить  производство  верхней одежды,  обуви,  парфюмерно-косметических товаров, книгоиздание, туризм.

      На  рынке  монополистической  конкуренции  представлены,  например,  одежда, которая различается материалом, стилем, качеством работы;  услуги  торговли, связанные с продажей  продукта  в  кредит,  упаковкой,  льготами  постоянным покупателям. Продукты могут быть дифференцированы  на  основе  размещения  и доступности, примером тому  мини-маркеты  у  станций  метро  и  супермаркеты вдали от него. Соответственно  на  рынках  монополистической  конкуренции  с дифференциацией товара разными считаются не только товары,  отличающиеся  по виду и назначению, но и качеством, рекламированием,  организацией  торговли, способами привлечения к ним покупателей.

      Наиболее    типичен    для    современной    рыночной     экономики олигополистический  рынок.  Такой  рынок  обычно   представлен   несколькими относительно крупными и  близкими  по  масштабу  продаж  и  степени  влияния участниками. Главный определяющий признак олигополии  –  немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (производителей).

      Рыночная  дуополия  есть  частный  случай  олигополии,  при   котором количество  фирм-продавцов  (производителей),   представленных   на   рынке, сокращается до двух. Выделение этой категории в особый тип обусловлено  тем, что в данном случае  каждой  фирме  принадлежит  весьма  значительная   доля рынка, по  этому  она  приобретает  уже  не  частичный,  а  полуограниченный контроль над рынком (продажами, ценами), что приближает дуополию  к  чистой, полной монополии. 
 
 
 

      13. Рынок труда и  заработная плата

      Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, предъявляющими спрос на труд, и предложением труда со стороны населения; сфера контакта продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг.

      Субъекты  рынка труда –  наемные рабочие, предприятия, профсоюзы, государство. Основные элементы рынка труда: спрос, предложение, равновесная цена (заработная плата) и равновесный объем (занятость). Работники предлагают за плату свои трудовые способности, а работодатели предъявляют спрос на них и оплачивают их применение.

      Предложение рабочей силы носит свободный  характер: люди сами добровольно выбирают между занятостью и незанятостью, определяют профессию, вид деятельности, принимают решение о смене  работы. Но эта свобода носит ограниченный характер. Факторы, ограничивающие свободу выбора:

      1) имеющийся уровень образования,  профессиональная специализация.  Штукатуру трудно предлагать  себя учителем математики, а юристу  – специалистом по ремонту  компьютеров;

      2) физиологические возможности человека. Возраст, пол, состояние здоровья и другие индивидуальные характеристики человека объективно сказываются на его возможностях выполнять ту или иную работу;

      3) социальные условия. Место жительства, семейные обстоятельства также ограничивают возможности предложения труда на определенных рынках;

      4) отсутствие опыта.

      Основные  факторы, определяющие поведение работников на рынке труда: величина заработной платы, условия труда (физическая тяжесть, интенсивность, сменность, экология), удаленность работы от места жительства, престижность труда, приверженность профессии, степень самостоятельности и ответственности и пр.

      С другой стороны, на рынке труда выступает  работодатель – тот, кто формирует  спрос на труд.

      Спрос на труд формирует работодатель исходя из предельной производительности труда и сложившейся на рынке цены труда (ставки заработной платы). Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы.

      Поведение работодателя на рынке труда имеет  как объективную, так и субъективную основу. Объективные характеристики в деятельности работодателя определяются положением предпринимателя, условиями его деятельности. Цель деятельности предпринимателя – получение прибыли.

      Субъективные  элементы поведения работодателя: надежность, преданность, лояльность работников, специальное образование, родственные связи, личные симпатии или антипатии и т.д.

      Координирующую  роль в отношении спроса и предложения  труда играет его цена (заработная плата) – сердцевина механизма рынка  труда. Купля-продажа рабочей силы может происходить в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

      Совершенный конкурентный рынок труда характеризуется  полным, абсолютным равновесием условий  купли-продажи рабочей силы: наличием полной информации о свободных рабочих местах и уровнем заработной платы, мобильностью рабочей силы, невозможностью воздействия на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца.

      

      Конкурентный  рынок труда

      На  конкурентном рынке при уровне заработной платы Р2 достигается равновесие: спрос на труд (Q2) полностью удовлетворяют, и все, кто готовы работать при заработной плате Р2, могут иметь работу.

      При повышении заработной платы предложение  труда превышает количество рабочих  мест, которое могут предложить предприниматели, и возникает безработица.

      Существуют  различные определения заработной платы. Заработная плата – денежное вознаграждение, выплата работодателем  за выполненный работником трудом. Трудовые отношения регулируются трудовым доходом.

      Заработная  плата включает: затраты на воспроизводство рабочей силы (на личное потребление работника и его семьи); возмещение повышенных расходов качества рабочей силы (сложность, условия, интенсивность работы и др.); законодательные социальные гарантии работнику по отношениям трудового найма (работа ночью, сверхурочная, в регионах с особым климатом и др.).

      Размер  заработной платы определяется рядом  факторов, из которых выделяются пять основных:

  1. стоимость рабочей силы;
  2. количество и качество труда;
  3. рост производительности труда работников;
  4. квалификация работника и характер труда;
  5. конъюнктура на рынке труда.

      Существуют  два вида заработной платы: номинальная  и реальная.

      Номинальная заработная плата  – это сумма денег, получаемая работниками в качестве платы за труд. Номинальная заработная плата (начисленная) включает еще не выплаченные налоги и не учитывает динамики цен. Поэтому по ней нельзя судить о действительном уровне потребления работника. Фактический же уровень потребления экономических благ за конкретный период наглядно отражает реальная заработная плата.

      Реальная  заработная плата  – это стоимостное выражение того количества товаров (включая услуги), которое приобретают работники на свою номинальную заработную плату за вычетом налогов. Она определяется:

  1. величиной самой номинальной зарплаты;
  2. размерами налогов;
  3. уровнем потребительских цен.

      Различают две основные формы заработной платы: повременную и сдельную. Повременная заработная плата зависит от отработанного времени и квалификации работника. Эта форма зарплаты применяется в условиях регламентированных, заданных технологических режимов, поэтому в эпоху научно-технической революции она стала преобладающей.

      Сдельная  заработная плата  является производной от повременной формы и устанавливается в зависимости от объема и качества произведенной продукции.

      Ограниченность  ресурсов диктует необходимость  выбора. Главной экономической задачей  является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства.

      Общество  всегда стремится получить максимальное количество благ при использовании того ограниченного объема ресурсов, которыми оно располагает.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"