Шпаргалка по "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:02, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 25 экзаменационных вопросов по дисциплине "Микроэкономика"
Вопрос 6. Рынок – это
Вопрос 7. Спрос – это
Вопрос 8. Количественная теория полезности
Вопрос 9. Количественная оценка полезности
...
Вопрос 31. Капитал – это

Работа состоит из  1 файл

Эконом теория.docx

— 256.09 Кб (Скачать документ)

Вопрос 6

Рынок – это система  экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения  и распределения товаров. Рынок  развивается вместе с развитием  товарного производства, вовлекая в  обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом  труда (земля, дикорастущий лес).

Рынок представляет сферу  обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного  производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), предприятия, государство. Большинство субъектов рынка  действуют одновременно и как  покупатели, и как продавцы. Субъекты взаимодействуют на рынке, образуя  взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров  выступает произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства.

Классификация рынков

В рынок включены элементы, непосредственно связанные с  обеспечением производства, а также  элементы материального и денежного  обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет следующую  классификацию:

по объектам обмена различают  рынок товаров, рынок услуг, рынок  капиталов, рынок ценных бумаг, рынок  труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок;

 в территориальном  разрезе выделяют местный (локальный)  рынок, который ограничивается  одним или несколькими районами  страны; национальный рынок, который  охватывает всю национальную  территорию; мировой рынок, охватывающий  все страны мира;

 по механизму функционирования  различают свободный (регулируется  на основе свободной конкуренции  независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства  и обращений определяет группа  монополий, между которыми сохраняется  монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству,  которое использует экономические  инструменты воздействия) рынки;

 иногда выделяют и  планово-регулируемый рынок. Здесь  ведущую роль в обеспечении  основных пропорций производства  и обращения играет план, существует  централизованное регулирование  ценообразования, финансово-кредитного  и денежного обращения.

 

Вопрос 7

Спрос – это форма выражения  потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую  покупатели могут и намерены заплатить  за нужный товар.

Различают индивидуальный и  совокупный спрос.

Индивидуальный спрос  представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при  разных ценах. Он обозначается буквой D.

Таким образом, спрос –  это желание и способность  покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что  можно записать в виде формулы:

 

D = P * Q,

где Р – цена;

Q – количество товаров и услуг.

 

 

На графике размещено  семь вариантов спроса на товар в  зависимости от его цены. В результате получим семь точек, каждая из которых  выражает количество товара, которое  потребитель решает купить по соответствующей  цене. Соединив эти точки, мы получаем график спроса или кривую спроса (DD). Кривая имеет отрицательный наклон вниз вправо, что говорят об обратно пропорциональной связи между двумя переменными – ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.

Обратная зависимость  динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

 снижение цен увеличивает  число покупателей;

 снижение цен расширяет  покупательную способность потребителей;

 насыщение рынка приводит  к снижению полезности дополнительной  единицы продукта (закон убывающей  предельной полезности), поэтому  покупатели готовы приобретать  дополнительную единицу товара  только по более низкой цене.

 

Итак, кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если ниже цена. Более  низкая цена позволяет покупателям  приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто  раньше не мог себе позволить приобрести товар. Выяснив характер закономерности, необходимо понять факторы, влияющие на спрос.

Их условно принято  делить на ценовые и неценовые.

Это цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос  обратно пропорционально. Таким  образом, действие ценового фактора  приводит к изменению величины спроса, что видно на кривой спроса.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо (если растет спрос) и влево (если спрос падает).

 

Вопрос 8

Количественная  теория полезности была предложена в  последней трети XIX в. У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом одновременно и независимо друг от друга.

Количественная  теория полезности основана на предположении  о возможности сопоставления  различных благ на основе сопоставления  их полезностей, измеренных в специальных  единицах. В качестве такой единицы  предлагалось использовать единицу, названную  «ютил» (от англ. utiliti - полезность). Ютилы - это гипотетические единицы полезности, предложенные для измерения удовлетворения, которое может получить человек от потребления какого-либо блага.

Анализ поведения  потребителя на основе количественной теории полезности предполагает использование  следующих гипотез.

Рациональный  потребитель в рамках ограниченного  бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы получить максимальное удовлетворение (максимум полезности) от всей совокупности потребляемых благ.

Каждый потребитель  может дать количественную оценку в  ютилах полезности любого потребляемого им блага. Предполагается, что шкала измерения полезности определена с точностью до линейного преобразования, поэтому она образует кардинальную, или строгую, меру.

Предельная  полезность блага убывает, т.е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Принцип  убывающей предельной полезности часто  называют «первым законом Госсена».

Таким образом, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель  может дать количественную оценку в  ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

TU = f (QA ×QB × . . . ×QZ ),

где TU - общая полезность данного товарного набора; QA , QB , QZ - количество потребляемых товаров A, B, Z в единицу времени.

В общем виде задача потребителя состоит в  том, чтобы максимизировать функцию  полезности:

TU = f (QA ×QB ×  . . . ×QZ )  max ,

при бюджетном  ограничении

M = PA QA + PB QB + . . . + PZ QZ ,

где М - величина бюджета.

Принцип убывающей  предельной полезности содержит два  положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага  в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается  полное насыщение этим благом. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах  потребления этого блага.

Принцип убывающей  предельной полезности заключается  в том, что с ростом потребления  какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более  медленно. Однако этот принцип не носит  универсального характера. Во многих случаях  предельная полезность последующих  единиц потребляемого блага сначала  увеличивается, достигает максимума  и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ.

Принятие  трех названных гипотез означает, что в основе плана потребления  индивида лежит составленная им таблица  полезностей, в которой каждая единица  всех потребляемых благ имеет количественную оценку полезности в ютилах. Ориентируясь на таблицу полезности, названную по имени ее соcтавителя таблицей Менгера, потребитель при заданных ценах на товары формирует структуру и объемы покупок, которые позволяют при заданном бюджете приобрести максимальную сумму ютилов (табл. 1).

Из условий  достижения потребителем максимума  функции полезности следует, что  потребитель при заданных ценах  на товары (при ценах, независимых  от потребителя),определенном бюджете, отсутствии товарного дефицита и бесконечной делимости товаров достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров так, что отношение предельной полезности товара к его цене будет одинаковым по всем товарам.

(условие  равновесия потребителя) можно  выразить с помощью 

                  

где λ - средняя предельная полезность на одну единицу денежных затрат личного бюджета потребителя или предельная полезность одной денежной единицы (1 рубля).

Данное равенство  достигается следующим образом: потребитель, имея информацию о ценах  на товары и оценив полезность каждого  товара в ютилах, так распределяет свой бюджет, чтобы купить такое количество каждого товара, которое позволит ему получить максимум удовлетворения.

Повышение цены на какой-либо товар при неизменности цен на остальные товары и бюджета  потребителя снизит объем спроса потребителя на этот товар. Чтобы  восстановить равенство, нужно увеличить  предельную полезность этого товара, что достигается за счет сокращения объема его потребления. Из аналогичных  рассуждений следует, что снижение цены товара ведет к увеличению спроса на него. В этом суть закона спроса: объем спроса увеличивается при снижении и уменьшается при повышении цены товара.

Если при  неизменных ценах растет бюджет потребителя, то он может увеличить общую полезность за счет увеличения объема спроса тех  товаров, у которых предельная полезность больше нуля.

Указанное равенство  можно интерпретировать и следующим  образом: отношение предельной полезности товара (MUA ) к его цене (PA ) представляет собой прирост общей полезности в результате увеличения расходов потребителя на товар А на 1 рубль. В состоянии оптимума потребителя все подобные соотношения для реально покупаемых товаров должны быть равны друг другу, и любое из них может рассматриваться как предельная полезность 1 рубля. То есть 1 рубль, потраченный на покупку любого товара, обеспечит одинаковую полезность потребителю. Величина соотношения показывает, на сколько ютилов увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1 рубль.

Правило максимизации полезности и логически согласующуюся  с ним кривую спроса необходимо постоянно  корректировать с учетом снижения цены. Это вызвано тем, что при снижающейся  предельной полезности каждого покупаемого  товара снижение цены выступает одним  из способов, при помощи которого можно  побудить потребителя к последующим  покупкам этого товара. Каждая последующая  продажа одного и того же товара возможна лишь при условии извлечения потребителем дополнительной выгоды от снижающейся цены и при неизменном доходе, т.е. его потребительском  бюджете, а также сравнительно более  высоких ценах взаимозаменяемых товаров.

Ценность  данного правила потребительского поведения состоит в его логическом значении и аргументации, основывающейся на здравом смысле. Этим правилом можно  пользоваться не только в сфере расходования денежного бюджета, но и бюджета  времени, а также при выборе других ценностных ориентаций. Во всех подобных случаях решается одна и та же задача - распределение какого-либо ограниченного  ресурса между альтернативными  сферами его использования. Перемещение  ресурса из сферы с низкой предельной полезностью в сферу с высокой  предельной полезностью будет осуществляться до тех пор, пока не будет достигнута точка равновесия, соответствующая  максимальной предельной полезности.

Правило максимизации полезности - правило, согласно которому для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последний  доллар, израсходованный на каждый товар, приносил равную предельную полезность.

Согласно  правилу максимизации полезности предельная полезность каждого товара, деленная на его цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.

 

Вопрос 9

Количественная  оценка полезности какого-либо товара или товарного набора имеет исключительно  индивидуальный, субъективный характер. В основе количественного подхода  лежит не объективное измерение  полезности, а субъективные оценки потребителей. Относительно способности  индивида количественно оценивать, хотя бы только для себя, полезность приобретаемых им благ высказывались  сомнения с момента появления  этой теории.

Альтернативную  количественной порядковую теорию полезности предложили Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. В 30-х гг. ХХ в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную каноническую форму, стала общепринятой и наиболее распространенной..

Порядковая  теория полезности основывается на менее  жестких предположениях, чем количественная. От потребителя не требуется умения измерять полезность благ в каких-либо единицах. Достаточно лишь, чтобы потребитель  был способен упорядочить все  возможные товарные наборы по их «предпочтительности».

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономика"