Шпаргалка по "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:02, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 25 экзаменационных вопросов по дисциплине "Микроэкономика"
Вопрос 6. Рынок – это
Вопрос 7. Спрос – это
Вопрос 8. Количественная теория полезности
Вопрос 9. Количественная оценка полезности
...
Вопрос 31. Капитал – это

Работа состоит из  1 файл

Эконом теория.docx

— 256.09 Кб (Скачать документ)

Суть порядковой теории полезности заключается в  том, что здесь используется не абсолютная, а относительная оценка полезности, показывающая предпочтение потребителя  или ранг потребляемого товарного  набора, и не ставится вопрос о том, насколько один товарный набор предпочтительнее другого.

Порядковая  теория базируется на следующих гипотезах.

Гипотеза  полной упорядоченности: потребитель  способен упорядочить все возможные  товарные наборы с помощью отношений  предпочтения или безразличия. Это  означает, что при наличии двух различных товарных наборов потребитель  всегда предпочтет один из них другому  или признает их равноценными (одинаково  предпочтительными).

Гипотеза  транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равнозначен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны. Гипотеза транзитивности позволяет однозначно расставить в определенной последовательности (проранжировать) всевозможные сочетания благ независимо от очередности их попарного сравнения. Гипотеза транзитивности гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: набор А предпочтительнее набора В, набор В предпочтительнее набора С и в то же время набор С предпочтительнее набора А.

Гипотеза  ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству. То есть, если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то набор А предпочтительнее набора В. Данная гипотеза предполагает, что увеличение потребления любого товара (при фиксированных объемах потребления других товаров) улучшает положение потребителя.

Данная аксиома  исключает возможность нисходящей ветви графика общей полезности и отрицательных значений предельной полезности.

Гипотеза  независимости потребителя: удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им товаров и не зависит  от количества товаров, потребляемых другими. Здесь исключаются такие типичные случаи взаимных влияний, как эффект присоединения к большинству (покупается то, что покупают другие), эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы), эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление, целью которого является создание особого впечатления). Все это означает, что потребитель не руководствуется чувством зависти и сострадания по отношению к окружающим.

В порядковой теории полезности понятие «полезность» означает порядок предпочтения товаров (товарных наборов) потребителем. Поэтому  задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него товарных наборов.

Вопрос 10

Предложение – это совокупность товаров, которые находятся на рынке  или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме  предложения, а купля – в форме  реализации спроса. Это тот объем  произведенной продукции, который  производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе говоря, предложение – это желание  и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи  в зависимости от их цены.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее  количество своего товара при высокой  цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Неценовые факторы, влияющие на предложение 

1. Стоимость ресурсов. Цены  на ресурсы определяют издержки  производства. Следовательно, чем  больше издержки, тем меньше предложение,  и наоборот.

Например, снизились цены на сырье, материалы.

2. Технология. Применение  совершенной технологии удешевляет  производство. При данных ценах  на ресурсы снижаются производственные  издержки, а следовательно, увеличивается предложение. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.

3. Налоги и дотации.  Повышение налогов сокращает  возможности производителей, уменьшает  объемы производства, что приводит  к смещению кривой предложения  влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную.

Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту  производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.

4. Ожидания. Ожидая роста  цен, производители иногда придерживают  товар, чтобы создать временный  дефицит товара и ускорить  рост цен.

5. Конкуренция. Чем больше  фирм на рынке, тем больше  предложение, и наоборот.

Неценовые факторы приводят к изменению предложения, что  выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается.

Графически это выглядит следующим образом.

Из вышесказанного ясно, что  факторы, влияющие на кривую предложения, находятся в плоскости мотивации  деятельности человека в экономике. Это еще раз доказывает, что  товаропроизводители занимаются коммерческой и хозяйственной деятельностью  только ради прибыли. Если цены на выпускаемую  продукцию растут, значит, общество нуждается в товарах данного  рода, «сообщая» производителям об этом покупкой товара по данной цене. Если такой уровень цены возмещает  затраты товаропроизводителей, то это  служит точным критерием целесообразности производства и соответствия его  спросу.

 

Вопрос 11

Кривая предложения  конкурентного рынка в целом

 Мы переходим  к анализу кривой предложения  рынка в целом и рассмотрим  два случая. Первый — рынок  с постоянным числом фирм; второй  — рынок, число фирм на котором  может изменяться по мере того, как некоторые компании покидают  рынок, а другие вступают на  него. Оба случая одинаково важны,  поскольку каждый имеет определенный  временной интервал предложения.  В краткосрочном периоде вступить  на рынок и покинуть его  достаточно сложно, следователь-' но, допущение о постоянном числе фирм вполне уместно. В долгосрочном периоде число фирм на рынке изменяется в зависимости от складывающихся на нем условий.

 Предложение  на рынке с постоянным числом  фирм

 Рассмотрим  рынок, на котором конкурируют  1000 одинаковых фирм. При любой  данной цене каждая фирма предлагает  объем продукции, при котором  ее предельные издержки равны  цене (график (а) рис. 14.6). То есть  пока цена превышает средние  совокупные издержки, кривая маржинальных  издержек каждой фирмы является  ее кривой предложения. Объем  продукции на рынке в целом  равен сумме объема предложения  отдельных фирм. Следовательно, чтобы  вывести рыночную кривую предложения,  мы складываем объемы предложения  всех фирм на рынке. Как видно  из графика (б) рис. 14.6, вследствие  идентичности фирм объем предложения  рынка в целом равен тысячекратному  объему предложения одной фирмы.

Точка равновесия обозначается Е.

В точке равновесия РЕ = РS = РD ,

где РЕ - равновесная  цена;       РS - цена предложения;        РD - цена спроса.

Это означает, что QЕ = QS = QD.

 

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос  и предложение в результате действия конкурентных сил.

Действуют законы рыночного ценообразования:

¨      цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

¨      если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при  неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.

Рыночное  равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны  возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых  товаров.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс  А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»).  Но рыночное ценообразование может  быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства. В  таких случаях говорят о ценах  «пола» и «потолка». Цена «потолка»  ограничивает рост цены – это искусственно заниженная цена. Цена «пола» не позволяет  цене снижаться – это искусственно завышенная цена.

Если установленная  государством максимальная цена (потолок  цен) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство  устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек.

Вопрос 12

Зависимость изменения спроса на товар от изменения  его цены называется эластичностью  спроса по цене. Различают три варианта эластичности спроса:

 эластичность  спроса, когда при незначительных  понижениях цены объем продаж  значительно возрастает;

единичная эластичность спроса, когда изменение цены (выраженной в процентах) равно процентному  изменению объема продаж.

Величина  эластичности спроса.

 

Эластичность  можно измерить с помощью коэффициента эластичности:

 

Данная формула  позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. В случае, эластичного спроса, когда прирост количества больше сокращения цены, величина коэффициента превышает единицу (ED > 1).

При неэластичном спросе ED < 1. В случае, когда процентное изменение цены равно изменению  количества, устанавливается равенство ED = 1.

Эластичность  спроса по цене, как правило, бывает для предметов роскоши (драгоценностей) и для достаточно дорогих предметов  потребления (автомобилей).

Неэластичен спрос на товары первой необходимости.

Давая графическую  интерпретацию эластичности (рис.1), заметим, что чем больше коэффициент  эластичности, тем положе кривая спроса.

Рис. 1. Графическая  интерпретация спроса с различной  эластичностью

 

Существует  также абсолютно эластичный и  неэластичный спрос (рис. 2).

В случае абсолютно  эластичного спроса – это горизонтальная кривая спроса (рис. 2а). Потребители  платят одинаковую цену независимо от величины спроса (например, на жизненно важные медикаменты).

В случае абсолютно  неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при  любом уровне цен. Изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е = 0), а кривая выражена вертикальной прямой ( рис. 2б).

 

 

Рис. 2. Экстремальные  случаи эластичности спроса:

 

а) абсолютно  эластичный; б) абсолютно неэластичный

 

Вопрос 13

Общий доход (выручка) определяется как  произведение цены на проданное количество товара. ТR=P∙Q.Выясним, как общая выручка зависит от эластичности спроса при линейной функции спроса: Q=a-bP. Выручка - прямая функция от объема продаж:  TR= F(Q). Чтобы ее определить, надо выразить цену товара через Q:  Р= (обратная функция спроса) и подставить это выражение в ТR: ТR=P∙Q=( )∙Q.  Графическое представление функции – это парабола, ветви которой опущены вниз. Вершина параболы  (максимум выручки) достигается при Q=a/2; P=a/2b, то есть при единичной эластичности спроса. При снижении цены товара  (синяя стрелка на графике) общая выручка продавцов возрастает от нуля до максимума на эластичном участке кривой спроса, а затем она снижается от максимального значения до нуля на неэластичном участке кривой спроса.

При снижении цены товара  (красная  стрелка на графике) общая выручка  продавцов возрастает от нуля до максимума  на неэластичном участке кривой спроса, а затем она снижается от максимального  значения до нуля на эластичном участке  кривой спроса.

Если спрос на товар эластичен  по цене, то цена и общая выручки  изменяются в противоположных направлениях: P↓- TR↑; P↑- TR↓.

Если спрос на товар неэластичен  по цене, то цена и общая выручка  изменяются в одном направлении:

P↓-  TR↓; P↑- TR↑.

Рассчитаем  выручку для нелинейной функции спроса вида .

TR= . Таким образом, выручка постоянна и не зависит от Р и Q

Вопрос 14

Эластичность спроса по доходу –  это соотношение процентного  изменения объема спроса на товар  к процентному изменению дохода потребителей:

 

   где Q1 – количество до изменений;

Q2 – количество после изменений;

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономика"