Шпаргалка по "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:02, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 25 экзаменационных вопросов по дисциплине "Микроэкономика"
Вопрос 6. Рынок – это
Вопрос 7. Спрос – это
Вопрос 8. Количественная теория полезности
Вопрос 9. Количественная оценка полезности
...
Вопрос 31. Капитал – это

Работа состоит из  1 файл

Эконом теория.docx

— 256.09 Кб (Скачать документ)
  1. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).
  2. Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (За кон о конкуренции на финансовых рынках).

 

Такое определение конкуренции предполагает, что:

участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);

конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:

важнейшую роль в конкуренции  играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками  рынка на стороне покупателей  выступают различные социальные группы населения;

наиболее интенсивная  конкуренция реально имеет место  в условиях достаточно "широкой" олигополии.

2. Конкуренция - борьба  фирм за ограниченный объем  платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных  им сегментах рынка.

Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение  превышает спрос), имеющую место  при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренция - это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства. Продавцы и покупатели  конкурируют между собой, чтобы  добиться каждый своей цели  за счет конкурентов (продавцы - более высокой прибыли; покупатели - более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной  борьбы, выполняет функцию регулирования  спроса и предложения. В процессе  соперничества на рынке заключаются  сделки и изменяются доли участия  в рыночной сфере.

В этом неформальном определении  понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как  оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок  и содержит указания о характере  соперничества участников рынка, целевой  направленности и функциях конкуренции.

Доход конкурентной фирмы

 Валовой доход или  выручка фирмы (TR) – это произведение  цены товара (P) на объем выпуска  (реализации) (q):

TR=P*q

 Средний доход фирмы  (AR) – это частное от деления  выручки на объем реализации:

Следовательно, средний доход - просто иное название цены товара.

 В условиях совершенной  конкуренции цена определяется  рынком, а отдельная фирма, занимая  ничтожно малую долю рынка,  принимает ее как заданную (является  ценополучателем), т.е. может продать любое количество своей продукции по фиксированной рыночной цене. Поэтому функция выручки конкурентной фирмы от выпуска линейна, причем тангенс угла наклона линии TR равен цене товара.

 

Соответственно при увеличении цены наклон возрастает, и кривая выручки  смещается из положения TR0 в положение TR1. И наоборот.

 Предельный доход фирмы  (MR) – это приращение валового  дохода при увеличении продаж  на одну единицу:

Можно сказать и так: предельный доход – это дополнительный доход, который фирма получает от производства дополнительной единицы продукции.

 Если известна функция  выручки от выпуска (TR=f(q)), функцию  предельного дохода можно получить, взяв производную выручки по  выпуску:

Поскольку цена задается рынком, а отдельная фирма может продать  любое количество продукции по этой цене, кривая рыночного спроса на продукцию  фирмы представляет собой горизонтальную линию: при малейшем повышении цены фирмой спрос на ее товар падает до нуля, т.к. покупатели уходят к другим продавцам. Отсюда вытекает, что предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара: MR=P.

 Убедимся в этом  на примере. Пусть магазин продает  пиво по 10 руб. за бутылку. Это  означает, что каждая следующая  проданная бутылка увеличивает  выручку магазина ровно на  цену бутылки. Составим таблицу  выручки и предельного дохода  магазина в зависимости от  числа проданных бутылок.

Здесь сталкиваются сотни  продавцов и тысячи покупателей, соответственно величины спроса и предложения (Q) измеряются многими тысячами, а  может быть и миллионами единиц продукции. В результате взаимодействия предложения  и спроса формируется равновесная  рыночная цена товара (Р*). На рис. 8-2Б наблюдаем положение отдельной фирмы, представляющей собой песчинку в рыночном масштабе. Фирма принимает рыночную цену как заданную и способна продать любое количество своей продукции по этой цене. Иными словами, покупатели могут приобрести любое количество продукции фирмы по равновесной рыночной цене: кривая рыночного спроса на продукт отдельной совершенно конкурентной фирмы – горизонтальная линия.

Вопрос 23

Максимизация прибыли  при совершенной конкуренции

В условиях совершенной конкуренции  предприниматель не может повлиять на рыночные цены, поэтому каждая дополнительная произведенная и проданная единица  продукции приносит ему предельный доход MR= P1 (рис. 20.1).

 

Рис. 20.1. Равенство цены и  предельного дохода в условиях совершенной  конкуренции 

P – цена; MR – предельный  доход; Q – объем производства  товара.

Фирма расширяет производство лишь до тех пор, пока ее предельные издержки (МС) ниже дохода (MR), в противном  случае она перестает получать экономическую  прибыль P, т. е. до MC= MR. Так как MR= P, то общее условие максимизации прибыли  может быть записано:

 

MC = MR = P (20.1)

где MC – предельные издержки; MR – предельный доход; P – цена.

Максимизация прибыли  при несовершенной конкуренции

В условиях несовершенной  конкуренции критерий максимизации прибыли отличается от рассмотренного, так как фирма может влиять на рыночную цену.

Для того чтобы продать  дополнительную единицу продукции, фирма снижает цену. Это, как правило, дает некоторый эффект увеличения продаж, но одновременно фирма несет и  потери из-за того, что все покупатели платят теперь более низкую цену. Этот относительный убыток снижает предельный доход MR, и поэтому он не совпадает  с рыночной ценой, т. е. MR не равно  Р.

Вместе с тем условия  максимизации при совершенной и  несовершенной конкуренции имеют  и общее между собой:

MC= MR, так как фирмы при  q любых условиях производят дополнительную  единицу продукции, если получают  дополнительный доход, превышающий  дополнительные издержки (рис. 20.2).

 

Рис. 20.2. Прибыль фирмы 

C – издержки; P – цена.

В общем виде максимизация прибыли в условиях несовершенной  конкуренции представляет собой:

 

МС = MR= P= АТС, (20.2)

где МС – предельные издержки; MR – предельный доход; АТС – средние  общие издержки; P – цена.

По этому общему правилу  максимизируется прибыль как в условиях монополии, олигополии, так и при полиполии, но в каждой из них имеются свои специфические особенности.

Рыночная кривая предложения  строится на основе кривых предложения  отдельных фирм путем суммирования кривых предложения всех фирм отрасли  по горизонтали.

Кривая предложения отдельной  фирмы показывает, какое количество товара фирма готова произвести и  предложить на рынке при каждой цене. Если цена опустится ниже уровня переменных средних издержек, фирма не предложит  на рынок ни одной единицы товара.

Кривая предложения конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли, на краткосрочном временном  интервале совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек (МС), лежащей выше точки минимума средних  переменных издержек (A VC)

Вопрос 24

 

Как конкурентная фирма принимает  решение об объеме рыночного предложения? Так как конкурентная фирма является принимающей цену, ее предельный доход  равен рыночной цене. Для любой  данной цены объем выпуска, при котором  конкурентная фирма максимизирует  прибыль, соответствует точке пересечения  линии цены и линии предельных издержек (на рис. 18 этот объем равен  Оmax).

Вопрос 25

До сих пор мы анализировали  процесс принятия фирмой решения  об объеме выпускаемой продукции. Однако при некоторых условиях фирма  принимает решение прекратить производство.

Есть различие между временным  прекращением работы фирмы и ее окончательном выходом с рынка. Временная приостановка относится к решению об остановке производства в течение определенного временного отрезка на краткосрочный период вследствие сложившихся на данный момент рыночных условий. Выход с рынка означает решение покинуть рынок на долгосрочный период. Краткосрочное и долгосрочное решение различаются потому, что большинство фирм не имеют возможности избежать фиксированных издержек за краткосрочный период, но могут достичь этого в долгосрочном периоде. То есть, временно прекращая производство, фирма продолжает нести постоянные издержки, в то время как фирма, покидающая рынок, не несет ни переменных, ни постоянных издержек.

 

 

Рис. 19. Кривая предельных издержек как кривая предложения конкурентной фирмы

 

 

Рис. 20. Кривая предложения  конкурентной фирмы в краткосрочном  периоде

 

Поясним это на примере  фермера. Издержки на землю — один из видов постоянных издержек фермера. Если он решит прекратить производство на один сезон, земля будет, так сказать, “гулять”, и он утратит возможность  возместить постоянные издержки —  в этом случае постоянные издержки на землю становятся безвозвратными издержками. Если же фермер решает покинуть сферу аграрного бизнеса, ему  придется продать землю. В этом случае фермер получает возможность компенсировать издержки на землю.

Рассмотрим факторы, определяющие решение фирмы о временном  прекращении производства. Если фирма  временно приостановит работу, она  не получит дохода от продажи продукции (хотя постоянные издержки сохраняются). Следовательно, фирма временно приостанавливает производство, если доход, который ей принесла бы производственная деятельность, меньше переменных издержек производства.

Немного математики сделает  критерий прекращения производства более удобным для восприятия. Обозначим валовой доход как  ВД, а переменные издержки как ПИ. Тогда решение фирмы записывается:

временно прекратить производство, если ВД < ПИ.

Фирма временно приостанавливает производство, если валовой доход  меньше переменных издержек. Разделив обе части неравенства на объем  выпуска О, мы можем переписать критерий:

временно прекратить производство, если ВД/О < ПИ/О.

Заметим, что неравенство  можно упростить. ВД/О — отношение  валового дохода к объему выпуска  — есть средний доход фирмы. Как  мы выяснили выше, для любой фирмы  он равен цене продукции Ц. Аналогично ПИ/О есть средние переменные издержки СПИ. Так что критерий временного прекращения производства запишется так:

временно прекратить производство, если Ц < СПИ.

То есть фирма решает приостановить  выпуск, если цена продукции меньше ее средних переменных издержек производства. Критерий формализует интуитивные  рассуждения: принимая решение о  производстве, фирма сравнивает цену типичной единицы произведенной  продукции и свои средние переменные издержки. Если цена не покрывает средних  переменных издержек, фирме выгоднее прекратить производство вообще. Фирма  может возобновить работу, если рыночные условия изменятся так, что цена превысит средние переменные издержки.

Теперь мы имеем полное описание максимизирующей прибыль стратегии конкурентной фирмы: ее объем выпуска таков, что предельные издержки равны цене продукции. Если при этом объеме выпуска цена ниже средних переменных издержек, фирме лучше приостановить деятельность. Данное положение проиллюстрировано на рис. 20. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде — часть ее кривой предельных издержек (ПрИ), лежащая выше кривой средних переменных издержек.

Вопрос 26

Решение фирмы о входе  на рынок и выходе на долгосрочный период

Решение фирмы о выходе с рынка на долгосрочный период аналогично решению о прекращении производства на краткосрочный. Покидая рынок, фирма упускает доход от продажи продукции, которую могла бы произвести. Однако она уже не несет ни постоянных, ни переменных издержек. Таким образом, фирма покидает рынок, если доход, который принесет ей производственная деятельность, меньше совокупных издержек производства.

Обозначим валовой доход  как ВД, а совокупные издержки как  СИ. Решение фирмы можно записать так:

уйти с рынка, если ВД < СИ.

Фирма покидает рынок, если валовой  доход меньше совокупных издержек. Разделив обе части неравенства  на объем выпуска О, мы можем переписать критерий:

уйти с рынка, если ВД/О < СИ/О.

Неравенство можно упростить. ВД/О — отношение валового дохода к объему выпуска — есть средний  доход фирмы, равный цене продукции  Ц. Аналогично ТC/О есть средние совокупные издержки ССИ. Так что критерий прекращения производства записывается так:

уйти с рынка, если Ц < ССИ.

То есть фирма решает покинуть рынок, если цена продукции меньше средних  совокупных издержек производства.

 Вопрос 28

Несовершенная конкуренция  – конкуренция в условиях, когда  отдельные производители имеют  возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Ограниченность совершенной  конкуренции приводит к тому, что  большинство реальных рынков – это  рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономика"