Шпаргалка по "Политической экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:15, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политическая экономия".

Работа состоит из  1 файл

О великий Политэк.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

    Совершенная конкуренция (полиполия) – положение на рынке, где есть неограниченное число покупателей и продавцов данного товара, каждый из которых производит или покупает малую долю общего рыночного объема и не может повлиять на общий уровень цен; товары должны быть абсолютно одинаковыми; есть полная свобода входа и выхода из отрасли, т.е. отсутствие барьеров.

    Признаки  конкурентного рынка:

  1. неограниченное число покупателей и продавцов данного товара, каждый из которых производит или покупает малую долю общего рыночного объема и не может повлиять на общий уровень цен.
  2. товары должны быть абсолютно одинаковыми.
  3. свобода входа и выхода из отрасли, т.е. отсутствие барьеров:

      юридических (лицензии, патенты,  государственная регистрация –  дают право заниматься данным  видом деятельности); экономических  (достижение минимальных издержек в данной отрасли требует больших капитальных затрат – самолетостроение, производство турбин, комбайнов, тракторов и т.д.); монопольных (наличие крупных предприятий поделивших рынок результатов деятельности и факторов производства); реклама (затраты на нее).

  1. Рациональное поведение всех субъектов, т.е. отсутствие тайного сговора и т.д.
  2. Наличие у каждого продавца и покупателя полного объема информации о предложении, спросе, ценах и т.д.

    Чистая  конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного ранка – неуместное логическое упражнение.

    1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной  модели, чем любой другой рыночной  структуре. Например, многие особенности  сельского хозяйства намного легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

    2. Чистая конкуренция представляет  собой простейшую ситуацию, к  которой применимы понятия «доход»  и «издержки». Чистая конкуренция  служит ясной многозначной отправной  точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

    3. Функционирование чистой конкурентной  экономики дает нам образец,  или стандарт с которым можно  сравнивать или оценивать эффективность  реальной экономики.

    Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не способна ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Конкурентный производитель не имеет собственной ценовой политики, то есть возможности регулировать цену. Он скорее может лишь приспосабливаться к рыночной цене, которую вынужден рассматривать как заданную величину, определяемую рынком. Как уже было сказано выше -- конкурентный продавец выступает в роли принимающего цену.

 

    27.Рынок  как форма организации  хозяйственной деятельности.

    Возникновение и становление рынка представляют собой длительный исторический процесс.

    Рынок - система социально-экономических  отношений в сфере  обмена, посредством которых происходит удовлетворение потребностей покупателей и общественное признание произведённых затрат в сфере производства

    Объективными  причинами возникновения рынка являются :

    1) Разделение труда и специализация  трудовых функций

    2) Обмен экономических благ.

    3) Экономическое обособление товаропроизводителей.

    Существуют  различные классификации рынка в зависимости от выбора критерия :

    1) По степени экономической  самостоятельности субъектов рыночной системы (рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия, чистая монополия, монопсония)

      2) По объекту купли-продажи ( рынок товаров и услуг, рынок капиталов, рынок средств производства, рынок духовных благ и др.)

      3) По способу продаж ( оптовый, розничный и др.)

    4) По уровню экономического анализа ( индивидуальный, отраслевой, национальный и др.)

    Возникновение и становление экономической  системы, основанной на рыночных отношениях, предопределили:

  • Разделение труда (отделение скотоводства т земледелия – выделение ремесла – появление купечества и возникновение машинного производства) – когда внимание умственных способностей рабочего направленно к одной лишь определенной цели и когда оно не рассеивается на большое количество разных операций, он может легко открыть более легкий и быстрый способ совершенствования своей деятельности.
  • Экономическое обособление товаропроизводителей
 

    Функции рынка.

    1.Информационная. Реализуется посредством ценообразования на

    все произведённые товары и услуги, а  также факторы производства.

    2. Стимулирующая. Проявляется через реализацию экономических интересов производителей продукции, направленных на получение прибыли.

    3.Регулирующая. Обеспечивает производство товаров и услуг в соответствии с общественными потребностями, выражающимися через совокупный спрос и оптимальное распределение ресурсов между различными отраслями.

    4.Функция  дифференциации участников рынка. Её реализация приводит к расслоению общества по имущественному признаку и в итоге к обострению социальной напряжённости. Она приводит также к ликвидации экономически неустойчивых, нежизнеспособных предприятий.

    Позитивные:Через  спрос  —  двигатель  рыночной   экономики   конкурентный   рынок поворачивает    производство    к    потребителю.    Создает    материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их  потребностей.  В  целом  рынок  через конкурентное  ценообразование  обеспечивает  сбалансированность   экономики, производства и потребления.

    Основанные  на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность  людей  без  принуждения,  создавая  добровольную состязательность  между  ними  посредством  купли-продажи.  Таким   образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и  корректирование рыночной экономики с помощью  «невидимой  руки»)  и  свобода  экономического поведения  людей  свидетельствует  в   пользу   рыночной   системы.  

    Негативные:

    На  мой взгляд рыночная система порождает  неравное распределение дохода, формирование социальных классов и  невозможность  удовлетворить  потребности любого человека.

    Существуют  также и некоторые другие аспекты  несостоятельности  рыночной системы. Там, где спрос и предложение  не отражает точно  все  выгоды  и  все издержки производства,  т.е.  где  существуют  внешние  выгоды  и  издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов,  какое наилучшим образом удовлетворяет  потребности  общества.  Рыночная  экономика учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много  потребностей в таких товарах и услугах, производство  которых  не  может  финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система не способна учитывать  общественные  или  коллективные  потребности. Конкурентная  рыночная  экономика  не   гарантирует   полной   занятости   и стабильного уровня цен.

 

    28. Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена. Рыночное равновесие и его виды (по Вальрасу и Маршаллу).

Основные субъекты рынка – продавец и покупатель, следовательно основные элементы рынка  – спрос и предложение.

    Спрос – определяет поведение покупателя, это потребность, выраженная в деньгах, это то количество товаров или услуг, которое будет куплена по определенной цене за определенный период. Объем спроса – количество того или иного товара, которое готов купить потребитель по определенной цене, в определенное время и в определенном месте. Закон спроса – обратная зависимость спроса на товар и его цены.

     Р – цена, Q – количество. Спрос (D)– вся функция (S треугольника OAC) Объем спроса – конкретная точка на кривой спроса (Q1).

    Платежеспособный  спрос – обеспечен деньгами (Мальтус). Реальный спрос – платежеспособный спрос (Смит). В основе закона спроса лежат 3 фактора:

  1. Закон убывающей предельной полезности (когда первая вещь – полезна, а у всех последующих аналогичных она убывает).
  2. «Эффект замещения» - суть заключается в том, что при повышении цен на товары – субституты, потребитель сократит их покупку.
  3. «Эффект дохода» - суть заключается в том, что при неизменности дохода, покупатель будет сокращать, и в конечном счете может отказаться от покупки блага, цена которого значительно возрасла по сравнению с другими товарами.

    Исключение  из закона спроса – «товары Гиффена», т.е. товары первой необходимости.

    График  спроса стремится вниз, т.к. покупатели хотят купить больше товара за меньшие деньги. Неценовые факторы (детерминанты спроса):

  1. уровень дохода покупателя
  2. потребительские ожидания покупателя (инфляционные – цена на товар со временем возрастет, дефляционные – цена на товар упадет).
  3. потребительские вкусы и предпочтения
  4. количество потребителей (прямая зависимость)
  5. цена на товары – субституты.
  6. цены на комплиментарные товары.

    При этих факторах при неизменной цене спрос  может увеличиваться или уменьшаться.

    Предложение – это количество товаров и услуг, выраженное в денежной форме, которое готовы поставить рынку все производители по всему диапазону цен. Объем предложения – количество товаров, которое готовы произвести и предложить рынку производители по конкретной цене, в конкретный момент времени и в конкретном месте. Закон предложения – прямая зависимость между ценой и количеством продукта. Факторы, влияющие на предложение помимо цены товара:

  1. количество продавцов
  2. цена издержек производства
  3. ожидания производителя
  4. налоги

    Рыночное  равновесие: Вальрас: Qd=Qs=Pe (равновесная цена). Маршалл: Pd=Ps=Qe (равновесный спрос).

     1 – увеличивается спрос, цена, объем продаж; 2 – наоборот; 3 –  растет спрос, объем продаж, падает  цена. 4 – наоборот.

    Цена  – денежная сумма, в соответствии с которой продавцы готовы продать товар, а покупатели готовы его купить. Установление государством цены, выше E должно сопровождаться параллельно увеличением дотаций потребителям. Цена, ниже E, цели: борьба с монополиями, поддержание определенного уровня благосостояния низкооплачиваемых слоев населения.  Установление цены на товар ниже равновесной, должно сопровождаться увеличением трансфертов со стороны государства предприятиям (не монополистам). Эластичность спроса и предложения – это зависимость одной величины от другой. Она показывает % изменения одной величины в следствии изменения другой величины на 1%. Эластичность спроса – изменение объема спроса при изменении цены товара на 1%. Виды эластичности:

    1.точечная  эластичность – понимается эластичность  спроса в каждой точке кривой  спроса.

    2. дуговая  – средняя эластичность на определенном отрезке кривой спроса.

    3. перекрестная  – зависимость объема спроса  и цены одного товара в зависимости  от объема спроса и цены  на другой товар. 

 

    29. Структурный и  поведенческий подход  к проблеме конкуренции.

    При поведенческом подходе, предложенном А. Смитом, конкуренция (сoncurrentia – столкновение, состязание) рассматривается как соперничество между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара (или покупки), при этом основным средством борьбы являются цены. 
Дореформенная подготовка специалистов народного хозяйства, в т. ч. провизоров и фармацевтов, базировалась на марксистской теории, в которой конкуренция трактовалась с позиций поведенческого подхода. Представление о конкуренции сформировалось как соперничество продавцов на товарном рынке. 
В настоящее время в странах с рыночной экономикой для трактовки понятия “конкуренция” широко применяется структурный подход. Он акцентирует внимание не на соперничестве организаций, а на анализе структуры рынка, происходящих процессов и явлений. Поэтому в зарубежной экономической литературе термин “конкуренция” (competition) используется при ее структурной трактовке, а – термин “соперничество” (rivalry) при поведенческой.

Информация о работе Шпаргалка по "Политической экономике"