Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политическая экономия".
Совершенная конкуренция (полиполия) – положение на рынке, где есть неограниченное число покупателей и продавцов данного товара, каждый из которых производит или покупает малую долю общего рыночного объема и не может повлиять на общий уровень цен; товары должны быть абсолютно одинаковыми; есть полная свобода входа и выхода из отрасли, т.е. отсутствие барьеров.
Признаки конкурентного рынка:
юридических (лицензии, патенты, государственная регистрация – дают право заниматься данным видом деятельности); экономических (достижение минимальных издержек в данной отрасли требует больших капитальных затрат – самолетостроение, производство турбин, комбайнов, тракторов и т.д.); монопольных (наличие крупных предприятий поделивших рынок результатов деятельности и факторов производства); реклама (затраты на нее).
Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного ранка – неуместное логическое упражнение.
1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности сельского хозяйства намного легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
2.
Чистая конкуренция
3.
Функционирование чистой
Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не способна ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Конкурентный производитель не имеет собственной ценовой политики, то есть возможности регулировать цену. Он скорее может лишь приспосабливаться к рыночной цене, которую вынужден рассматривать как заданную величину, определяемую рынком. Как уже было сказано выше -- конкурентный продавец выступает в роли принимающего цену.
27.Рынок как форма организации хозяйственной деятельности.
Возникновение
и становление рынка
Рынок
- система социально-
Объективными причинами возникновения рынка являются :
1)
Разделение труда и
2) Обмен экономических благ.
3)
Экономическое обособление
Существуют различные классификации рынка в зависимости от выбора критерия :
1) По степени экономической самостоятельности субъектов рыночной системы (рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия, чистая монополия, монопсония)
2) По объекту купли-продажи ( рынок товаров и услуг, рынок капиталов, рынок средств производства, рынок духовных благ и др.)
3) По способу продаж ( оптовый, розничный и др.)
4) По уровню экономического анализа ( индивидуальный, отраслевой, национальный и др.)
Возникновение и становление экономической системы, основанной на рыночных отношениях, предопределили:
Функции рынка.
1.Информационная. Реализуется посредством ценообразования на
все произведённые товары и услуги, а также факторы производства.
2. Стимулирующая. Проявляется через реализацию экономических интересов производителей продукции, направленных на получение прибыли.
3.Регулирующая. Обеспечивает производство товаров и услуг в соответствии с общественными потребностями, выражающимися через совокупный спрос и оптимальное распределение ресурсов между различными отраслями.
4.Функция дифференциации участников рынка. Её реализация приводит к расслоению общества по имущественному признаку и в итоге к обострению социальной напряжённости. Она приводит также к ликвидации экономически неустойчивых, нежизнеспособных предприятий.
Позитивные:Через спрос — двигатель рыночной экономики конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю. Создает материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.
Основанные на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы.
Негативные:
На мой взгляд рыночная система порождает неравное распределение дохода, формирование социальных классов и невозможность удовлетворить потребности любого человека.
Существуют также и некоторые другие аспекты несостоятельности рыночной системы. Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Рыночная экономика учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности. Конкурентная рыночная экономика не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
28. Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена. Рыночное равновесие и его виды (по Вальрасу и Маршаллу).
Основные субъекты рынка – продавец и покупатель, следовательно основные элементы рынка – спрос и предложение.
Спрос – определяет поведение покупателя, это потребность, выраженная в деньгах, это то количество товаров или услуг, которое будет куплена по определенной цене за определенный период. Объем спроса – количество того или иного товара, которое готов купить потребитель по определенной цене, в определенное время и в определенном месте. Закон спроса – обратная зависимость спроса на товар и его цены.
Р – цена, Q – количество. Спрос (D)– вся функция (S треугольника OAC) Объем спроса – конкретная точка на кривой спроса (Q1).
Платежеспособный спрос – обеспечен деньгами (Мальтус). Реальный спрос – платежеспособный спрос (Смит). В основе закона спроса лежат 3 фактора:
Исключение из закона спроса – «товары Гиффена», т.е. товары первой необходимости.
График спроса стремится вниз, т.к. покупатели хотят купить больше товара за меньшие деньги. Неценовые факторы (детерминанты спроса):
При этих
факторах при неизменной цене спрос
может увеличиваться или
Предложение – это количество товаров и услуг, выраженное в денежной форме, которое готовы поставить рынку все производители по всему диапазону цен. Объем предложения – количество товаров, которое готовы произвести и предложить рынку производители по конкретной цене, в конкретный момент времени и в конкретном месте. Закон предложения – прямая зависимость между ценой и количеством продукта. Факторы, влияющие на предложение помимо цены товара:
Рыночное равновесие: Вальрас: Qd=Qs=Pe (равновесная цена). Маршалл: Pd=Ps=Qe (равновесный спрос).
1 – увеличивается спрос, цена, объем продаж; 2 – наоборот; 3 – растет спрос, объем продаж, падает цена. 4 – наоборот.
Цена – денежная сумма, в соответствии с которой продавцы готовы продать товар, а покупатели готовы его купить. Установление государством цены, выше E должно сопровождаться параллельно увеличением дотаций потребителям. Цена, ниже E, цели: борьба с монополиями, поддержание определенного уровня благосостояния низкооплачиваемых слоев населения. Установление цены на товар ниже равновесной, должно сопровождаться увеличением трансфертов со стороны государства предприятиям (не монополистам). Эластичность спроса и предложения – это зависимость одной величины от другой. Она показывает % изменения одной величины в следствии изменения другой величины на 1%. Эластичность спроса – изменение объема спроса при изменении цены товара на 1%. Виды эластичности:
1.точечная
эластичность – понимается
2. дуговая – средняя эластичность на определенном отрезке кривой спроса.
3. перекрестная
– зависимость объема спроса
и цены одного товара в
29. Структурный и поведенческий подход к проблеме конкуренции.
При
поведенческом подходе, предложенном
А. Смитом, конкуренция (сoncurrentia – столкновение,
состязание) рассматривается как соперничество
между продавцами (или покупателями) за
наиболее выгодные условия продажи товара
(или покупки), при этом основным средством
борьбы являются цены.
Дореформенная подготовка специалистов
народного хозяйства, в т. ч. провизоров
и фармацевтов, базировалась на марксистской
теории, в которой конкуренция трактовалась
с позиций поведенческого подхода. Представление
о конкуренции сформировалось как соперничество
продавцов на товарном рынке.
В настоящее время в странах с рыночной
экономикой для трактовки понятия “конкуренция”
широко применяется структурный
подход. Он акцентирует внимание не
на соперничестве организаций, а на анализе
структуры рынка, происходящих процессов
и явлений. Поэтому в зарубежной экономической
литературе термин “конкуренция” (competition)
используется при ее структурной трактовке,
а – термин “соперничество” (rivalry) при
поведенческой.