Система денежно-кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:12, контрольная работа

Описание

Основополагающей целью денежно – кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
С помощью денежно - кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство ис

Содержание

Введение
3
1. Денежно-кредитная политика и ее роль в современной рыночной экономике
5
1.1 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, виды
5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их применение
9
1.3 Монетарное регулирование в развитых рыночных странах в условиях современной рецессии
14
2 Особенности денежно-кредитной политики в России
21
2.1 Общий анализ денежно-кредитной политики в России
21
2.2 Роль ЦБ в формировании денежно-кредитной политики в России
25
3 Оценка эффективности монетарной политики в России и ее основные направления
33
Заключение
36
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

сухорукова 16 денежно-кредитная политика.docx

— 70.20 Кб (Скачать документ)

1. Процентные  ставки.

Банк России может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой  минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает  воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении  кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса.

Так, повышение учетной  ставки способствует привлечению в  страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный  баланс, увеличивается предложение  иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и  повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным  результатам.

2. Резервные требования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма  хранения средств на специальных  счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей  ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов  посредством снижения денежного  мультипликатора.

3. Операции на  открытом рынке.

Одним из самых важных средств  регулирования денежного обращения  являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже  или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных  ценных бумаг, банковских акцептов и  других кредитных обязательств по рыночному  или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный  банк переводит соответствующие  суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных  счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный  банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять  ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию  банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа  Центральным банком РФ государственных  ценных бумаг, которые обладают высокой  степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами  на рынке ценных бумаг, что расширяет  регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в  мировой экономической практике именно операции на открытом рынке  являются основным средством регулирования  денежного предложения. Это вызвано,  прежде всего, необыкновенно высокой  гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру  на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания  денежной массы.

4. Рефинансирование  банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также  переучитывать ценные бумаги, находящиеся  в их портфелях (как правило, векселя).

Кредиты Банка России предоставляются  в соответствии с Федеральным  законом "О Центральном банке  Российской Федерации" банкам - резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания  и регулирования ликвидности  банковской системы. Кредиты Банка  России предоставляются банкам в  пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной  политики.

В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка. С 25 декабря 2011 года ставка рефинансирования составляет  8,5 % .4 Очередной Совет директоров Банка России, состоявшийся 9 апреля 2012 года, принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России на апрель месяц.

5. Валютное регулирование.

Валютное регулирование  осуществляется Банком России путем  приобретения или продажи иностранной  валюты на валютном рынке для воздействия  на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег.

6. Ориентиры роста  денежной массы.

Банку России предоставлено  право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России  может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

7. Селективное  регулирование.

Кроме вышеприведенных инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое  касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен  при покупке, либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем  словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство  обращается к чувству общественного  долга банкиров. В общей форме  могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита  в будущем. Иногда увещевания оказывают  определенное воздействие, в конце  концов, ведь банкиры столь же чувствительны  к общественному мнению, как и  другие.

 

 

1.3  Монетарное  регулирование в развитых рыночных  странах в условиях современной  рецессии

 

Проведенный 22 августа 2011 года немецкой газетой "Die Welt" опрос 17 лауреатов Нобелевской премии в области экономики показал, что все они единодушно предсказывают США и Европе новый кризис с последующей многолетней рецессией. Международный валютный фонд в сентябрьском выпуске доклада «Перспективы развития мировой экономики» 2011 года предупреждает, что для глобальной экономики наступил «новый опасный этап», который чреват очередным витком рецессии в развитых странах мира. Особую обеспокоенность у авторов доклада вызывают США, играющие значительную роль в мировой экономике. Согласно данным опроса Bloomberg, экономисты понизили прогноз роста ВВП США в третьем квартале 2011 года до 1,8% с ожидавшихся ранее 2,1%. В следующем 2012 году прирост может составить 2,2% против прогнозировавшихся ранее 2,4%. Ключевое значение для осуществления международных сделок и развития экономики США имеет деятельность Федеральной резервной системы (ФРС). Более того, специальная комиссия Конгресса США по расследованию причин финансового кризиса (Financial Crisis Inquiry Commission) пришла к выводу, что именно ФРС США является прямым виновником финансового кризиса. В связи с этим, представляется актуальным изучение опыта монетарного регулирования в США, оказывающего существенное влияние на международные экономические отношения, особенно в условиях кризиса. Антикризисную политику в США можно разделить на три этапа:

1) декабрь 2007, когда государство  активизировалось на пике второй  волны ипотечного кризиса;

2) вторая половина 2008 года  – меры, предпринятые в период  острой стадии кризиса; 

3) 2009 год - антикризисная  политика Барака Обамы. 

 На первом этапе  антикризисной политики в США  была разработана законодательная  база, регулирующая деятельность  агентств по регулированию рынков. Например, были установлены "потолки"  финансовых полномочий ФРС, Федеральной  комиссии по финансированию жилищного  сектора (Federal Housing Finance Agency), позволяющие конгрессу путём принятия соответствующего закона расширять спектр полномочий этих агентств и выделять финансирование для осуществления антикризисных действий.

 На втором этапе,  по мере нарастания кризиса,  в связи с угрозой рецессии  ФРС США предприняло меры, связанные  с регулированием процентной  политики. Так, 18 сентября 2007 года Комитет по Открытым Рынкам ФРС (FOMC) по результатам двухдневного заседания впервые с 2006 года принял решение понизить учетную ставку сразу на 0,5% до уровня 4,75%. В официальном заявлении члены комитета объясняли данное решение необходимостью ограничить негативное влияние дестабилизации финансовых рынков и "поддержать умеренный рост экономики в будущем". Результатом предпринятой меры был бурный рост фондового рынка США: все основные биржевые индексы по итогам торгов прибавили более 2,5%. Позитивный эффект заявления Комитета по открытым рынкам объясняется тем, что впервые за долгое время члены комитета заявляли о возможном замедлении экономического роста и снижении инфляционных рисков. В рамках дальнейшего смягчения монетарной политики ставка неоднократно снижалась и к середине декабря 2008 года целевая ставка была установлена практически на минимальном возможном значении - в диапазоне от 0 до 0,25%. Снизив ставку практически до нуля ФРС исчерпала возможности традиционных мер монетарной политики. Дальнейшее стимулирование экономики потребовало использования новых инструментов, которые получили название нетрадиционных. В частности, ФРС использовала информационные методы антикризисной политики, направленные на защиту инвесторов, а также создала ряд программ по предоставлению ликвидности, инициировала крупномасштабную программу покупки активов. Председатель ФРС США Бен Бернанке классифицировал нетрадиционные инструменты монетарной политики, выделив три группы:

1) Краткосрочное кредитование  надёжных финансовых организаций. 

 Эти займы выдавались  коммерческим банкам с устойчивым  финансовым состоянием и первичным  дилерам под обеспечение, на  срок не более 90 дней. Для кредитования  первичных дилеров дополнительно  были созданы программы, облегчающие  их доступ к кредитам центрального  банка: Кредиты Первичным дилерам  (PDCF) и Срочные Кредитные Аукционы  Ценных бумаг (TSLF). В целях активизации  доступа к краткосрочной ликвидности  коммерческих банков ФРС запустила  в конце 2007 года Программу Срочных  Аукционов (TAF), направленную на  предоставление фиксированной суммы  срочных займов депозитарным  институтам через механизм аукционов. 

2) Предоставление ликвидности  напрямую конечным заёмщикам  и крупным инвесторам, занимающим  ключевое положение на кредитном  рынке. ФРС США разработала  набор программ, включающих Программу  Финансирования Коммерческих бумаг  (CPFF), призванную кредитовать эмитентов  коммерческих бумаг на срок  до трёх месяцев. CPFF в начале  апреля 2009 года имела выданных  и непогашенных кредитов на $20 миллиардов .

3) Крупномасштабные покупки  долгосрочных высококачественных  ценных бумаг в целях снижения  стоимости и увеличения доступности  кредитов домохозяйствам и предпринимателям. Например, покупка долговых бумаг, выпущенных агентствами, действующими под эгидой правительства (GSE), на сумму 100 млрд. долларов, и их же ипотечных производных ценных бумаг на сумму до 500 млрд. долларов привела к существенному падению ставок по ипотечному кредитованию.

 Эти три набора инструментов  денежно-кредитной политики ФРС  США представляют собой меры, направленные на увеличение ликвидности  кредитного рынка. Впервые такая  тактика монетарной политики, получившая  название "количественное смягчение" (quantitative easing) была применена Банком Японии в 2001 году.

 Несмотря на предприняты  неординарные меры в области  денежно-кредитной политики, чёткого  плана действий по антикризисному  регулированию на втором этапе  кризиса не было.

 Третий этап антикризисной  денежно-кредитной политики начался  в 2009 году, когда администрация  Президента США Барака Обамы  объявила об антикризисной программе.  Существенную часть этой программы  составлял блок мероприятий по  восстановлению финансово-экономической  стабильности и реформам в  области финансового регулирования.  Мероприятия, намеченные в рамках этого блока были основаны на использовании как традиционных, так и нетрадиционных инструментов и носили по многим направлениям более решительный характер, чем антикризисная политика второго этапа. Например, существенные изменения коснулись системы регулирования финансовых рынков. План реформирования этой системы, предложенный администрацией Б.Обамы включал следующие направления:

-усиление надзора и  регулирования деятельности финансовых  компаний, включая предоставление  дополнительных полномочий ФРС;

-проведение ряда мер  по совершенствованию функционирования  и надзора за деятельностью  финансовых рынков, включая контроль за рынком секьюритизации, регулирование платёжных систем и т.п.;

Информация о работе Система денежно-кредитных отношений