Система денежно-кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:12, контрольная работа

Описание

Основополагающей целью денежно – кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
С помощью денежно - кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство ис

Содержание

Введение
3
1. Денежно-кредитная политика и ее роль в современной рыночной экономике
5
1.1 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, виды
5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их применение
9
1.3 Монетарное регулирование в развитых рыночных странах в условиях современной рецессии
14
2 Особенности денежно-кредитной политики в России
21
2.1 Общий анализ денежно-кредитной политики в России
21
2.2 Роль ЦБ в формировании денежно-кредитной политики в России
25
3 Оценка эффективности монетарной политики в России и ее основные направления
33
Заключение
36
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

сухорукова 16 денежно-кредитная политика.docx

— 70.20 Кб (Скачать документ)

 - усиление защиты прав инвесторов и потребителей на финансовых рынках;

 - создания алгоритма антикризисных действий государства в условиях системного риска;

 - укрепление международного сотрудничества в области регулирования финансовых рынков.

 В последствии, ФРС США продолжало применять меры по активизации денежного предложения в экономику, что в США трактовалось как переход от политики количественного смягчения -1 (QE-1) к политике количественного смягчения -2 (QE-2). В целом, за рассмотренный период, включающий три этапа антикризисной политики, программы ФРС по покупке активов и кредитованию привели к удвоению баланса ФРС, от менее, чем 900 млрд. долларов до кризиса, до около 2,2 трлн. долларов к концу 2009 года. На середину июля 2011 года портфель ценных бумаг на балансе ФРС составлял 2,65 трлн. долларов. Значительное увеличение баланса ФРС связано с тем, что кроме простого предложения ликвидности в качестве кредитора последней инстанции, ФРС в рамках антикризисной политики отошла от традиционных ограничений и увеличила сроки кредитования, набор активов, принимаемых в залог, и диапазон организаций, которым выдается кредит. Однако, использование нетрадиционных инструментов денежно-кредитной политики носило достаточно агрессивный характер, вызывая ряд негативных последствий. Так, например, по подсчётам американского агентства Блумберг цена спасения финансовых институтов Америки составила около 7,8 трлн.долларов. Это означает, что каждый американец, включая детей, потеряет по 24 тыс. долларов, которые будут истрачены государством на восстановление финансовой системы. Американский финансовый аналитик Барри Ритхольц пришел к выводу, что если суммировать все непосредственные денежные инвестиции, займы, страховки и другие формы государственной поддержки компаний, то их сумма составит приблизительно 4,6 трлн. долларов. Такие подсчёты дают представление о масштабах и последствиях используемых нетрадиционных мер монетарного регулирования: объёмы расходов в США по пополнению ликвидности кредитного рынка превысили расходы, понесенные страной во Второй мировой войне. Окончательная сумма расходов на решение текущих проблем еще неизвестна: по мнению Ритхольца, к концу 2010 г. США, возможно, потратят на эти цели до 10 трлн. долларов.

 Широкомасштабные вливания денежных средств, согласно последним экономическим данным Правительства США не привели к восстановлению экономики, ко второму кварталу 2011 года общий объем производства в США еще не вернулся докризисному уровню. Медленный экономический рост, в свою очередь, привел к медленным темпам роста числа рабочих мест и доходов домохозяйств. По данным МВФ экономические показатели показывают слабое оживление экономики США в 2010 году. Экономисты МВФ утверждают, что уже снижающаяся активность в США может быть еще более ослаблена — например, в результате политического тупика в вопросе бюджетной консолидации, слабой конъюнктуры на рынке жилья, быстрого повышения нормы сбережения домашних хозяйств или ухудшения финансовых условий. Ввиду глубокого политического раскола курс политики США остается весьма неопределенным. Имеется серьезный риск того, что поспешное сокращение бюджетных расходов еще более ослабит перспективы без осуществления долгосрочных реформ, необходимых для сокращения долга до более устойчивых уровней. Экономика страны столкнулась с серьёзными противодействующими факторами, которые будут сдерживать темпы роста. К ним относится, прежде всего, недостаточная доступность кредита для домохозяйств и малого бизнеса, низкий платежеспособный спрос, достаточно высокий уровень безработицы.

 Неутешительные показатели  развития американской экономики  подтолкнули ФРС к резким изменениям  в монетарной политике. Новый  инструмент ускорения экономического  роста страны, выбранный ФРС и  получивший название «Операция  твист» (Operation Twist), уже использовался в США в 1960 году. Данная программа нацелена на понижение долгосрочных процентных ставок и дальнейшее облегчение финансовых условий в экономике: до конца 2012 года ФРС приобрела казначейские облигации США на сумму 400 млрд. долл., срок погашения которых наступает через 6-30 лет, и продать такой же объем казначейских облигаций, до погашения которых остается не более трех лет. При этом ФРС оставила без изменения в течение уже трёх лет базовую процентную ставку на рекордно низком уровне в диапазоне 0,0%-0,25% годовых и подтвердила принятое в августе 2012 решение удерживать ее на этом уровне до середины 2013 года. Принятые меры были восприняты неоднозначно. Так, лидеры партии республиканцев в Конгрессе написали главе ФРС Бену Бернанке письмо, в котором выразили «серьезные опасения того, что дальнейшая интервенция Федерального резерва может ухудшить текущие проблемы или еще сильнее навредить экономике США». Действительно, эффективность этой антикризисной программы в долгосрочном плане оценить трудно, однако очевидно, что в краткосрочном периоде она выполняет свои задачи.

 Таким образом, пакет  мер по стимулированию экономики  ФРС США являлся проинфляционным фактором (инфляция в первом полугодии 2011 года выросла: за этот период индекс цен по расходам на личное потребление рос с годовым темпом около 3,5%, по сравнению с менее чем 1,5%, в предыдущие два года); проблема бюджетного и торгового дефицита США при этом оставалась неразрешенной, а ФРС и экономика США столкнулась с рядом новых угроз. Стоит отметить при этом, что монетарная политика в принципе - мощный инструмент регулирования, но это не панацея от всех проблем, которые стоят в настоящий момент перед экономикой США.5

 

 

 

 

  2.ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

2.1  Общий анализ  денежно-кредитной политики в  России

 

  В ближайшие годы  российской экономике необходимо  преодолеть последствия мирового  финансово-экономического кризиса  и выйти на траекторию устойчивого  роста. В этой связи главной  целью денежно-кредитной политики  в предстоящий трехлетний период  является удержание инфляции  в границах 5 - 7% в годовом выражении.  Обеспечение контроля над инфляцией  и поддержание ее на стабильном  уровне будет способствовать  формированию низких инфляционных  ожиданий, оживлению деловой активности.

    В целях повышения  эффективности денежно-кредитной  политики Банк России продолжит  движение в сторону свободного  курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.

    Сокращение интервенций  на внутреннем валютном рынке,  повышение гибкости обменного  курса рубля и постепенное  сворачивание антикризисных мер  будут способствовать усилению  роли процентной политики Банка  России в снижении инфляции  и инфляционных ожиданий экономических  агентов. 

    Процентная политика  предполагает постепенное сужение  коридора процентных ставок по  операциям Банка России для  снижения волатильности ставок  денежного рынка. На уровень  ликвидности и процентные ставки  этого рынка также будут оказывать  существенное влияние дефицит  государственного бюджета, действия  Правительства Российской Федерации  по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования  для его финансирования. Поэтому  эффективность действий Банка  России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

    Преодоление острой  фазы кризиса и восстановление  роста экономики определяют постепенное  сокращение применения специальных  антикризисных мер. Основную роль  в денежно-кредитном регулировании  будут играть стандартные инструменты. 

    Финансово-экономический  кризис ярко продемонстрировал,  насколько сильное влияние проблемы  в финансовом секторе оказывают  на состояние практически всех  секторов экономики. С учетом  уроков кризиса и опыта его  преодоления Банк России намерен  содействовать укреплению финансовой  стабильности, в частности повышая  требования к финансовой устойчивости  и к управлению рисками кредитных  организаций, способствуя дальнейшей  консолидации и капитализации  в банковском секторе. Усиление  конкуренции потребует изменения  модели развития кредитных организаций  в направлении большей диверсификации  банковской деятельности, снижения  концентрации рисков. Одновременно  это будет способствовать развитию  российской экономики и повышению  ее конкурентоспособности на  международной арене. 

    С целью повышения  эффективности своих действий  Банк России при проведении  денежно-кредитной политики будет  учитывать ситуацию на финансовых  рынках, риски, обусловленные ростом  денежных агрегатов, кредитов  и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.

    В целях обеспечения  доверия к проводимой денежно-кредитной  политике Банк России будет  расширять практику разъяснения  широкой общественности причин  и ожидаемых последствий принимаемых  решений. В рамках подготовки  к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.6

     В 2010 году реализация денежно-кредитной политики происходит в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008 - 2009 годах, позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в острую фазу кризиса. Вместе с тем неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования определяют задачу поддержания и расширения совокупного спроса.

    В условиях  замедления инфляции и снижения  инфляционных ожиданий Банк России  в первой половине 2010 года продолжил  начатое в апреле 2009 года снижение  процентных ставок по своим  операциям, направленное на уменьшение  стоимости заимствований в экономике,  стимулирование кредитной активности  и экономического роста, а также  ограничение притока краткосрочного  спекулятивного капитала. К началу  июня 2010 года Совет директоров Банка России 4 раза принимал решение о снижении ставки рефинансирования и ставок по отдельным операциям.

    В условиях  сложившегося в банковском секторе  структурного избытка ликвидности  ключевое значение для формирования  динамики процентных ставок на  денежном рынке приобрели процентные  ставки по депозитным операциям  Банка России. Для повышения эффективности  процентной политики и сокращения  волатильности ставок межбанковского  рынка Банк России с 29 марта  2010 года возобновил проведение  депозитных операций по фиксированной  процентной ставке на условии  "овернайт", а в сентябре  продлил время приема заявок  кредитных организаций о заключении  сделок по ним с использованием  системы "Рейтерс-Дилинг". После выравнивания процентных ставок по депозитным операциям на условиях "овернайт", "том-некст", "спот-некст" и "до востребования" с 1.06.2010 единая процентная ставка по этим видам депозитов стала формировать нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России, а его ширина при этом сократилась на 0,25 процентного пункта.

     В июне 2011 года процентные ставки денежного рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными рисками и являющийся нейтральным относительно трансграничного движения краткосрочного капитала. Это позволило Совету директоров Банка России в июне - октябре принять решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России.

    При этом учитывалась  необходимость сохранения стимулирующей  денежно-кредитной политики для  поддержки внутренних факторов  роста.

    В июне - октябре  2011 года ситуация на денежном рынке оставалась спокойной, процентные ставки в основном находились вблизи нижней границы коридора процентных ставок по операциям Банка России. В частности, средневзвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях, составлявшая в январе 2011 года 4,0% годовых, с июня по сентябрь находилась на уровне 2,6% годовых, в октябре - 2,7% годовых.

    В августе - сентябре было отмечено ускорение  роста потребительских цен, вызванное  увеличением инфляционных ожиданий  в условиях неопределенности оценок последствий воздействия аномальных погодных условий на производство сельскохозяйственной продукции и ростом цен на зерно на мировом рынке. Однако, по мнению Банка России, это не является достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод о негативном влиянии последствий указанных ценовых шоков на инфляционные процессы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.7

Информация о работе Система денежно-кредитных отношений