Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа
Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности
Глава 1 Собственность. Формы собственности……………………..6
1.1 Понятие собственности. Происхождение и этапы развития собственности……………………………………………………….…6
1.2 Классификация основных форм собственности……………..…16
Глава 2. Роль собственности в экономической жизни……………..25
2.1 Роль и место малых предприятий в экономике России…………………………………………………………………25
2.2 Специфика собственности в российской переходной экономике……………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………………...49
населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей. Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение
России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии. Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.
2.2 Специфика собственности в российской переходной экономике
Что же отличает отношения и права собственности в переходной экономике любой страны и России в том числе от в переходной «обычных» рыночных экономик развитых экономике стран.
Во-первых, эти отношения и права носят переходный характер. Это тавтологическое утверждение скрывает ряд существенных следствий. Переходность отношений собственности означает, в частности, их чрезвычайную подвижность, изменчивость — причем эта динамика принципиально нелинейна.
Во-вторых, права собственности в условиях переходной экономики слабо специфицированы или не специфицированы вообще. Последнее характерно и для экономической, и для институциональной, и для правовой спецификаций.
В-третьих, генезис новых отношений и прав собственности в переходной экономике происходит в условиях сохранения значительной инерционности в хозяйственной, институциональной и правовой сферах.
В-четвертых, объективная необходимость определенных качественных изменений в содержании, структуре форм и правах собственности означает необходимость не только «улучшений», «исправлений», «реформ» и т. п., но и разрушения сущности прежней системы отношений собственности — бюрократического отчуждения работника от средств производства и продукта
труда.
Наконец, в-пятых, наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированность ее прав обусловливают существенно большую, чем в стабильной экономике, роль институциональных, политических и иных волевых факторов в динамике собственности в переходной экономике и типичность разрыва (а не единства) форм и содержания собственности. Последнее, например, характерно для государственной собственности, которая в отечественных условиях, подчас, оказывается частной собственностью группы чиновников. [16]
Можно ли выделить какую-то систему в отношениях собственности в переходной экономике, если они столь специфичны и своеобразны? Можно, при этом по важному критерию классификации: взяв за основу общецивилизационную тенденцию социализации частной собственности, т.е. развития общественного, ассоциированного распоряжения и присвоения общественного богатства, выделив в качестве двух «полюсов» частную и общественную собственности. Частная собственность — это отношения собственности, при которых
экономическое лицо обособленно, независимо от других осуществляет функции распоряжения и присвоения, а все правомочия собственника сконцентрированы в руках этого лица. Общественная собственность — это такие отношения, при которых различные экономические лица совместно осуществляют распоряжение, присвоение и правомочия собственника.
Что такое «экономическое лицо»? Это и фермер, самостоятельно ведущий хозяйство, и мелкий бизнесмен, организовавший маленькую лавочку, и акционерное общество, и в этом случае вопрос сложнее: отдельный акционер — частный собственник или он совместно с другими акционерами осуществляет распоряжение и присвоение богатства, принадлежащего данной акционерной фирме; еще более сложен вопрос о государстве и т.д. За предельную величину возьмем индивидуальную частную собственность работника, когда все правомочия собственника сконцентрированы у отдельного физического лица — отдельной личности или семьи. Следующее историческое отношение — появление коллективного использования средств производства в кооперированном трудовом процессе (мануфактуре, фабрике) — реализуется, как правило, в форме капиталистической собственности. Здесь работники отчуждены от средств производства, собственником которых (капитала) является буржуа
(капиталист). Развитие индустриального производства и капиталистической экономики в массовых масштабах приводит к экспансии акционерной формы собственности, а затем и корпоративного капитала. И то и другое уже содержит элементы общественного распоряжения и присвоения богатства, т.е. является переходным к общественным формам собственности. Более «продвинутыми» по шкале социализации являются коллективная (кооперативная) и государственная собственности, если они конечно, содержательно являются собственностью работников (граждан), а не бюрократии.
В принципе еще ближе к ассоциированной должна находиться собственность общественных организаций, но так же лишь при условии, что ею распоряжаются и ее присваивают члены этих объединений на равных для всех основаниях и что сами эти объединения носят открытый и добровольный характер. Всю эту цепочку в ускоренном темпе и нелинейно проходит собственность российской переходной экономики.[17]
Структура собственности и борьба за ее передел в России в 1992-2000 гг. К исходу десятилетия имущественные отношения в России изменились радикально. Государственная и муниципальная собственность сократилась вдвое - с 91% в 1992 г. до 40% в 1999 г. Доля других форм собственности возросла почти в семь раз - с 9% до 60%. В государственной, удельный вес федеральной уменьшился с 66% до 45%, муниципальной, увеличился с 18% до 39%, субъектов РФ - сохранился на уровне 15-17%. В общем объеме негосударственной собственности смешанная составляет 60%, частная - 36-38%. Сейчас в накопленном основном капитале и инвестициях в него на федеральную приходится соответственно 20,7% и 11%, на региональную - 7,5% и 11%, на муниципальную — 17,2 и 5%, на смешанную российскую — 35,3% и 49%, на частную - 18,2'% и 21%, на смешанную иностранную —0,8% и 3%.
Процесс разгосударствления разворачивался в несколько этапов хотя их границы размыты, и часто последующий начинался в недрах предыдущего. В 1986-1991 гг. частная собственность утверждалась стихийно, полулегально, снизу. В 1992-1993 гг. власти максимально раскрыли шлюзы для массовой приватизации сперва в ваучерной, а затем в денежной форме с использованием валюты и инфляционных рублей обесценившихся за два года в 36 раз. Огромный сброс госсобственности в частный и смешанный секторы позволил несколько затормозить разрушительное действие глубокого системного кризиса, вызревшего в экономике в советскую эпоху, особенно после двух нефтяных шоков 70-х и 80-х гг. Без этого сброса темпы падения производства, самораспад экономики и страны были бы еще выше.
B 1993-1995 гг. в отраслях началась концентрация акционерного капитала распыленного между множеством мелких держателей ценных бумаг и захват контроля над наиболее доходными активами в других отраслях. Именно такое межотраслевое проникновение и разветвленные структуры стали играть роль главного антикризисного тормоза.
Самые кардинальные перемены произошли в промышленности. Доля государственных предприятий сократилась с 15% в 1993 г. до 3% в 1996 г, муниципальных - с 4,4% до 1,4%, принадлежащих общественным организациям - с 0,8% до 0,6%, смешанных российских - с 17,3% до 6%, зато частных увеличилась с 61,3% до 87,1 %, с иноучастием - с 1,2% до 2,2%.По удельному весу занятых показатели государственных производств уменьшились с 47,1% до 13,6%, муниципальных - с 2,2% до 1,5% общественных организаций - с 0,7% до 0,6%, но возросли на частных предприятиях - с 14,2% до 35%, смешанных без иностранного участия - с 15,1% до 47,2%, с инокапиталом - с 0,7% до 1,9%. По производственной продукции доля государственных упала с 43,6 до 9,2%, муниципальных - с 1,3% до 1,2%, общественных организаций сохранилась на уровне 1,3%. Резко нарастили выпуск товаров частные предприятия - с 9,3% до 25,2%, смешанные российские - с 43,7% до 60,8%, совместные иностранные - с 1,8% до 3,4%. Производительность труда на государственных предприятиях снизилась по сравнению со среднеотраслевой с 93% до 68%, с инокапиталом 257% до 179%. Но на остальных повысилась на муниципальных – с 59% дo 80%, общественных организаций - с 43% до 50%, на смешанных российских – со 125% до 129%. Численность занятых на средних по размеру промышленных производствах уменьшилась на государственных с 570 чел. до 440 чел., на частных-—с 42 чел. до 38 чел, с участием иностранцев - со 106 чел. до 83 чел. На других увеличилась - со 159 чел. до 191 чел. на принадлежащих общественным организациям, с 91 чел. до 103 чел. - на муниципальных с 368 чел. до 753 чел. - на смешанных российских. Борьба за передел собственности в России обуславливалась следующими малоприятными факторами:
. фиктивными банкротствами;
. махинациями с ценными
. войной между инсайдерами и аутсайдерами;
. неафишируемыми расчетами и пр.
Во всех случаях государство рассматривалось как расходуемый материал, бессловесный, пассивный объект для дележа. Если одному соперников требовалось усилить свои позиции в борьбе за собственность, он (за мзду чиновникам) превращал государство в свой щит и меч. Особенно часто подобное происходило в регионах, а также внутри корпораций с большим госучастием. Если верить многим опросам и обследованиям, предприятия, которые приватизировались раньше и глубже, добились высокой консолидации собственности, работают лучше, чем те, где это произошло позднее, а сама приватизация не зашла столь далеко. В то же время обе категории более эффективны, чем государственные.
В специфических российских условиях концентрация собственности в руках отдельных акционеров и их групп может не приводить к повышению прозрачности, управляемости, рентабельности, правовой защите инвесторов, к росту котировок ценных бумаг, улучшению работы АО, снижению в них внутренних противоречий и конфликтов. Бывало, что хорошие результаты достигались благодаря полученному за взятки эксклюзивному доступу к бюджетным ресурсам, госзаказам, подрядам, льготному налоговому, таможенному режиму, административной опеке, двойной-тройной бухгалтерии, неплатежам (персоналу, кредиторам, казне), прочим теневым технологиям, позволяющим без проблем работать и процветать. Показуха консервировалась фиктивным контролем (государственным, корпоративным), что приводило к полной утрате ответственности, ориентиров, инвесторов, рынков, а затем и собственности.
Развитие системного кризиса в 1997-1999 гг. не изменило этих
тенденций,
но в них появились новые
Являясь активным владельцем, государство оказывается втянутым в конфликт интересов. Государство как собственник заинтересовано в развитии своей собственности, в ее росте, в росте дохода от использования этой собственности. Государство как таковое заинтересовано в росте налоговых поступлений, в устойчивости бюджетной системы, в росте денежных расчетов в экономике. Интересы государства-собственника могут в реальной жизни вступать в конфликт с интересами государства как такового.'
Информация о работе Собственность, её формы и роль в экономической жизни России