Социальная политика государства. Уровень и качество жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение социальной политики государства. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе: раскрыть понятие уровня жизни, выявить причины и неравномерности в распределении доходов, проанализировать социальную политику государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию понятия уровня жизни населения
4
1.1 Понятие и показатели уровня жизни населения 4
1.2 Причины и неравномерности в распределении доходов 7
Глава 2. Анализ социальной политики государства 16
2.1 Анализ уровня жизни населения 16
2.2 Основные направления государственной социальной политики 25
Заключение 29
Библиографический список 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)

    Распределению доходов в рыночной экономике  обычно свойственна значительная степень  неравенства. Она определяется тремя основными обстоятельствами.

    Во-первых, факторами, которые были унаследованы индивидом. К ним относятся не только, например, полученные в наследство акции, денежные депозиты и т.д., но и  природная одаренность, способность  к тем или иным занятиям.

    Во-вторых, накопленные в течение жизни  человеческим капиталом, важнейшим  фактором формирования которого выступает  образование.

    В-третьих, удачей: человек может внезапно разбогатеть, вложив средства в одну корпорацию, и разориться, вложив средства в другую.

    Различия  в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Дифференциация доходов возрастает в период перехода к рынку.

    Неравномерная адаптация населения к меняющемуся  спектру экономических возможностей. Доходность многих видов деятельности в реальном выражении снижается, доходность других стремительно возрастает. Особенно последнее относится к предпринимательству, которое при социализме было, по существу, запрещено законом. Между тем для большинства людей кардинальная смена рода деятельности затруднительна.

    Фактическое обесценивание немалой части  ранее накопленного человеческого  капитала в условиях экономического спада и не всегда благоприятных  структурных сдвигов. Например, кризис военно-промышленного комплекса оборачивается уменьшением спроса на научно-технические и опытно-конструкторские разработки в данной области, что, в конечном счете, ведет к понижению признаваемой рынком экономической ценности части накопленных знаний и навыков. В то же время стремительно увеличивается спрос на услуги представителей ряда профессий, не относившихся ранее к числу высокооплачиваемых. В России это произошло, например, с юристами и бухгалтерами. Вместе со спросом растет и вознаграждение за  услуги.5

    Стремление  к достижению финансовой стабилизации побуждает к жестокой экономии бюджетных средств. Это, как правило, негативно отражается на заработках в бюджетной сфере, которые оказываются существенно ниже, чем в частнопредпринимательском секторе.

    Выгоды  от приватизации государственного имущества распределяются в обществе неравномерно. Государство отслеживает масштабы дифференциации, и потенциал общественного сектора используется, чтобы не перейти грань, за которой вероятны ярко выраженные проявления социального недовольства.

    В России переход к рынку сопровождался  резкой дифференциацией доходов. О  том, как распределяются доходы, учитываемые  Госкомстатом, предоставим судить этому  уважаемому ведомству (Таблица 2).

    Таблица 2

    Распределение доходов в России

Группа  населения Размер группы млн. семей Доля группы в совокупных доходах населения, в % Средний доход  на одну семью данной группы. Долл. в  месяц Диапазон семейного  дохода, Долларов в месяц
"верхние" 10% 5 33 1100 600+
9-й  дециль (10%) 5 15 500 400-599
4-й  квинтиль (20%) 10 21 350 300-399
3-й  квинтиль (20%) 10 14.5 240 200-299
2-й  квинтиль (20%) 10 10 165 131-199
2-й  дециль (10%) 5 3.5 115 100-130
"нижние" 10% 5 2.3 75 50-99
Итого: 100% 50 100 330  

Переводя  данные Таблицы 2 на более понятный язык, опишем структуру распределения доходов (по Госкомстату) следующим образом:

  • 20% населения России находятся в абсолютной нищете. Их семейный доход не превышает 4 тысяч рублей в месяц, в то время как прожиточный минимум семьи из трех человек составляет не менее 5 тысяч рублей.
  • 20% семей, имея доход от 4 до 6 тысяч рублей в месяц, балансируют на грани бедности и нищеты.
  • 20% семей, имея доход от 6 до 9 тысяч рублей (2-3 тысячи в месяц на одного члена семьи) живут просто бедно.
  • 20% семей, с доходом от 100 до 130 долларов в месяц на каждого члена семьи имеют как раз средний (по меркам Госкомстата) уровень дохода. Назвать эти семьи даже относительно обеспеченными, лично я не могу.
  • 10% семей имеют доход от 135 до 200 долларов в месяц на каждого члена семьи, и наверное, могут быть причислены к нижней части российского среднего класса.
  • 6% семей, имеющих совокупный семейный доход от 600 до 900 долларов в месяц наверное могут считаться ядром среднего класса. Это всего 3 миллиона семей.
  • 3% семей имеют доход от 900 до 1500 тысяч долларов в месяц. Их, только с очень большой натяжкой можно назвать верхним средним классом. Таких семей около полутора миллионов.
  • Остается 500 тысяч самых богатых семей России (1%), чей совокупный годовой доход составляет 17.5 миллиардов долларов (больше в данной конструкции никак не получается), или в среднем - 35 тысяч долларов в год на каждую семью. Не очень-то они богатые выходит.6

    Неравенство доходов характерно для всех экономических  систем. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются  различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

    Рисунок 1. Кривая Лоренца

    Кривая  Лоренца демонстрирует фактическое  распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

    Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Назван, в честь итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965 гг.). Используется для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения. Рассчитывается на основе кривой Лоренца путем деления заштрихованной области на площадь треугольника. В результате получается показатель, отрицающий степень неравенства в распределении доходов. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.7

    Последним из наиболее часто употребляемых  показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

    Термин  «распределение доходов» означает:

    а) источник и направление движения  доходов к индивидам;

    б) равенство или различие в располагаемом  доходе между    отдельными людьми  или группами населения.

    Соответственно, «равномерное распределение  доходов»  означает равный  располагаемый  доход всех представителей района, области, государства, работников какой-либо отрасли иди другой исследуемой общности.

    Существуют  следующие типы распределения доходов:

    1. Эгалитарный – все население получает равный доход («уравниловка», «принцип Шарикова», по имени персонажа повести М.А. Булгакова, предлагавшего все поделить).

    2. Утилитарный – доход распределяется в соответствии с потребностями каждого члена общества  (в соответствии с различными функциями полезности каждого индивида).

    3. Роулсианский – максимизация полезности для наименее обеспеченных лиц. По мнению Джона Роулса, современного американского философа, справедлива такая версия дифференциации доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейших членов общества. 

    4. Рыночный – соответствие дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора. В современных условиях рыночные отношения являются наиболее эффективными с точки зрения развития экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1 Анализ уровня жизни населения

    Денежные  доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие.

          Денежные расходы  населения включают расходы населения  на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи  и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

          Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики  определена делением начисленного фонда  оплаты труда на среднегодовую численность  работающих (Таблица 3). Пособия, получаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются.

          Покупательная способность  денежных доходов населения –  отражает потенциальные возможности  населения по приобретению товаров  и услуг и выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения.

          Индекс потребительских  цен характеризует изменение  во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

          Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, цен производителей на промышленную продукцию, цен на приобретаемые предприятиями материально-технические ресурсы, цен реализации сельскохозяйственной продукции, цен в капитальном строительстве, тарифов на грузовые перевозки. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами товаров-представителей по выборочному кругу предприятий всех типов и форм собственности.          

    Таблица 3

Денежные доходы и расходы населения.8

  2007 2008 2009 2010
Доходы:        
Млрд.руб.

в % к предыдущему  году

7099,9

в 8,5 р.

79949,0

в 11,3 р.

364834,1

в 4,6 р.

942354,3

в 2,6 р.

Расходы:        
на  покупку товаров и оплату услуг

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

 
5174,7

в 10 р.

 
55066,4

в 10,6 р.

 
235427,0

в 4,3 р.

 
663757,9

в 2,8 р.

Обязательные  платежи и добровольные взносы

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

 
 
580,6

в 8,4 р.

 
 
6087,1

в 10,5 р.

 
 
24778,9

в 4,1 р.

 
 
63473,9

в 2,6 р.

Накопление  сбережений во вкладах и ценных бумагах

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

 
 
337,7

207,4 р.

 
 
4959,2

в 14,7 р.

 
 
23681,5

в 4,8 р.

 
 
46971,0

в 2,0 р.

Покупка валюты

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

 
39,2

-

 
6426,8

164,0 р.

 
64552,2

в 10,0 р.

 
135007,0

в 2,1 р.

Превышение  денежных доходов над расходами:

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

 
 
967,7

в 11,9 р.

 
 
7409,5

в 7,7 р.

 
 
16394,5

в 2,2 р.

 
 
33144,5

в 2,0 р.

Информация о работе Социальная политика государства. Уровень и качество жизни