Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:11, курсовая работа
Построение социального государства — это сложнейшая конституционная, правовая, философская, экономическая, государственно-управленческая задача. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране
Введение 3
1. Происхождение и сущность социальной политики государства 4
2. Основные направления социальной политики 9
2.1. Жилищная политика 15
3. Политика государства в формировании доходов населения. Принципы социальной справедливости 17
4. Приоритеты социальной политики России. Проблемы 29
Заключение 32
Список использованной литературы 36
Содержание
Построение социального государства — это сложнейшая конституционная, правовая, философская, экономическая, государственно-управленческая задача. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Целью
настоящей работы является изучение
механизмов построения социального
государства, способов разрешения социальных
конфликтов в сфере экономики. Предполагается
изучить путь России к построению социального
государства, а также проанализировать
мировой опыт.
Социальная
политика государства может быть представлена
как форма сознательного воздействия
на социальную сферу жизнедеятельности
людей с целью ее изменения. Это наиболее
обобщенное представление о социальной
политике государства позволяет рассмотреть
ее как часть государственного управления,
объектом которого является социальная
сфера жизни людей. В силу специфики социальной
сферы как объекта управления социальная
политика также является специфическим
воздействием. Уяснив данную особенность
социальной сферы, мы сможем также понять
особенность деятельности государства,
которая обозначается таким понятием
как «социальная политика». Социальная
сфера жизни общества раскладывается
на объективные и субъективные составляющие.
К объективным необходимо отнести условия
жизни индивидов, а к субъективным — потребности
индивидов. При этом социальная сфера
жизни людей представлена как отношения
между условиями жизни людей и их потребностями.
Социальная политика оказывает воздействия
на условия жизни людей. Пределы этого
воздействия в установлении таких отношений
между двумя элементами социальной сферы,
при которых у индивидов не воспроизводится
чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная
сфера стала объектом управления государством,
необходим такой уровень ее развития,
который требовал бы вмешательства государства.
Условием, при котором это вмешательство
становится действительным, является
такой уровень развития потребностей
индивидов, который не может быть удовлетворен
за счет собственного труда, как это имело
место в аграрных обществах, а удовлетворяется
высокоразвитым промышленным производством.
Поэтому развитие производства и степень
разделения труда в этом производстве
является материальной основой необходимости
государственной интервенции в социальную
сферу жизни людей. Попытки обосновать
социально-политический характер феодального
или рабовладельческого государства не
выдерживают критики, так как уровень
развития потребностей человека рабовладельческого
общества и общества феодального таков,
что даже примитивные средства производства
позволяли их удовлетворять за счет собственного
труда. Развитая потребность человека
появляется с развитым разделением труда,
но не равным доступом большинства населения
к продуктам данного производства, базирующегося
на разделении труда. Замечено, в рамках
социально-экономической школы анализа
социальной политики, что чем больше в
социальной структуре общества представителей
наемного труда, чем выше разделение труда,
тем больше доля отчислений, производимых
государством на социальные нужды населения
страны. Если экономической основой социально-политической
деятельности государства является промышленный
способ производства и разделение труда,
то социальной основой является объединение
представителей наемного труда, чей интерес
так же, как и интерес предпринимателей,
покоится на данном производстве. В силу
ограниченных возможностей производства
удовлетворять потребности индивидов
между производством и потреблением возникает
противоречие, на основе которого разворачивается
социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный
характер отношений между индивидами,
как результат ограниченного производства,
порождает такие группы людей, которые
могут воспроизводится при условии помощи
последним со стороны общества в лице
государства. К этим группам людей относятся
те социальные группы, которые либо по
малолетству, либо по болезни, либо старости,
либо в результате отсутствия работы не
в состоянии самостоятельно обеспечить
удовлетворение своих потребностей и
потребностей своей семьи. Данные группы
людей имелись во все времена, однако потребности
этих групп людей не требовали всеобщей
защиты со стороны государства и осуществлялись
в основном на местном уровне. Социальная
защита как легитимированная деятельность
государства приобретает всеобщий характер,
а потребности индивидов становятся политической
категорией только на промышленной стадии
производства, когда производительная
сила общества — человек — начинает носить
общественный характер. Этот общественный
характер производства и человека предопределяет
социально-политическую деятельность
государства в социальной сфере и государственное
управление потребностями человека. Для
того, чтобы государство было в состоянии
управлять социальной сферой в рамках
своей социально-политической деятельности,
оно редуцирует социальную сферу в категории
политики. Это означает, что государство
выделяет из всей совокупности отношений
социальной сферы жизни общества такие
отношения, которые начинают носить всеобщий
характер и тем самым должны защищаться
политически. Обязанность защиты со стороны
государства своих граждан вытекает из
социальной сути самого государства, которая
заключается в установлении политически
детерминированной социальной связи между
людьми. То есть социальная защита есть
особая политическая форма включения
индивидов в социальную жизнь с целью
снятия экономических препятствий, не
позволяющих без посторонней помощи их
преодолеть. Этим актом государство определяет
«социальную зону» своего политического
влияния, своей защиты данной социальной
зоны всеми средствами и способами, находящимися
в его распоряжении. Социальная сфера
при этом предстает перед нами как конституируемые
социальные права и обеспеченные экономическими
возможностями социальные гарантии. Социальные
права граждан — это та область социальной
сферы жизни людей, которая недоступна
никаким силам общества, кроме государства,
это тот объект деятельности государства,
где его полномочия абсолютны. Социальные
права — это реализуемые отношения под
эгидой государства, это отношения, в которые
вступает индивид свободно, по праву, без
каких-либо ограничений и предварительных
условий со стороны кого бы то ни было.
Социальные права — это особая форма регулирования
отношений в обществе со стороны государства
и особая институциональная форма разрешения
социального конфликта. Социальные гарантии
— это обязательные для государства социальные
права, т.е. такие отношения, которые не
могут не состояться. Социальные гарантии
— это обеспеченные существующими государственными
ресурсами декларированные социальные
права. Социальные гарантии — это социальные
права в действии, реализованные социальные
права. Потому социальные гарантии и права,
например, Х. Ламперт включает в понятие
собственности, которой как бы изначально
наделяются представители наемного труда.
Социальные гарантии в связи с этим можно
рассматривать так же, как возможное право
граждан распоряжаться теми ресурсами,
которые находятся в распоряжении государства.
Поэтому для государства в его социально-политической
деятельности является важной проблемой
определение круга лиц, которые имеют
право на часть дохода государства, а тем
самым на некоторые льготы. Социальная
льгота — это такое отношение в обществе,
при котором индивид или группа индивидов
наделяется продуктом из общественных
фондов в силу его или их нуждаемости.
В основании получения гражданами социальных
льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость
— это временное или постоянное недопотребление
человеком продовольствия, предметов
длительного пользования и услуг, имеющих
в обществе распространенный характер.
Однако недопотребление не станет нуждаемостью
до тех пор, пока недопотребление не приобретет
для государства значимый характер. Значимое
для государства недопотребление и называется
нуждаемостью. С этого момента недопотребление
индивида как его ограниченная связь с
обществом становится политической категорией
и полностью определяется государством,
а ее установление зависит от определения
верхнего и нижнего пределов нуждаемости.
Различные государства по-разному формулируют
эти пределы, исходя из конкретной экономической
ситуации и общей политики, которую реализует
данное правительство. Поэтому в различных
странах верхний и нижний пределы нуждаемости
различны, но они не могут быть ниже предельно
допустимых физиологических норм и выше
среднего дохода, принятого в обществе.
Основанием нуждаемости являются необходимые
потребности индивида, удовлетворение
которых невозможно без помощи другого
лица или государства.
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны. Иначе говоря, социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.
Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.
Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования - как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:
1. В
первой модели страховые
2. Отличительная черта второй модели - страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.
3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д.. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей, как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.
Практика определила несколько форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.
Важнейшим
направлением политики пенсионного
страхования является осуществление
концепции “динамической
В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в случае заболевания почти для 90% граждан ФРГ гарантируется путем установленной законом системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.
Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.
Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.
Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:
социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;
социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;
всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;
минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;
государственные
гарантии связанные с социальной
защитой при одновременной
заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;
солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;
экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;
личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;
многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;
многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;
многоаспектность
и разнонаправленность мер