Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:29, контрольная работа

Описание

Целью работы является изучение и анализ социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
изучить сущность социальной политики государства и принципы ее проведения;
рассмотреть основные направления социальной политики;

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Сущность социальной политики государства и принципы ее проведения…...5
2. Основные направления социальной политики…………………………………9
3. Социальная политика в России…………………………………………………16
4. Бюджетные ассигнования как источник финансирования программ социальной защиты населения…………………………………………….………22
Заключение.................................................................................................................39
Список использованной литературы.......................................................................40

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

Система ипотечного жилищного кредитования разворачивается. В 2009 году в стране выдано ипотечных кредитов на сумму более 220 млрд. руб. Однако при существующей законодательной базе возникающие во многих регионах России подобные схемы, в том числе схемы долевого участия в строительстве и жилищно-накопительные кооперативы, обладают повышенными рисками для граждан, поскольку отсутствуют механизмы, гарантирующие возвратность вложенных ими средств. Все это привело к тому, что: в очереди на улучшение жилищных условий стоят 4,43 млн. семей (8,6%);время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15 - 20 лет; количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. семей); общая потребность в жилье составляет порядка 1,57 млрд. кв. м (55% имеющегося фонда).

Из-за резкой дифференциации населения  по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в  состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье.

Регулирование занятости  в России.

Государственная политика занятости как отражение стратегии  занятости – это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

Развитие новых форм хозяйствования связано не только с сокращением  рабочей силы (при переводе государственных предприятий в кооперативные, арендные, акционерные), но и с предоставлением новых рабочих мест – преимущественно в так называемом малом предпринимательстве.

Разновидность политики на рынке занятости  и переквалификации связана с  улучшением качества информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей безработным рабочим, и с обеспечением географической мобильности работников. В этом состоит идея биржи труда, которая стремится распространить информацию о свободных рабочих местах для того, чтобы рынок труда функционировал быстрее и мобильнее. Снять напряженность на рынке труда позволит организация общественных работ.

Защищенность трудоспособного  населения от безработицы реализуется  через подготовку и переподготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Кроме биржи труда в России существует фонд занятости, формируемый за счет отчислений предприятий и работающих. Существуют, так называемые, социальные гарантии со стороны государства, которые заключаются в защите права на труд, обеспечении пособий для нетрудоспособных и т.д. Эти государственные гарантии подкрепляются системой социального страхования. Помимо общих для всех стран, в России она имеет свои собственные задачи: формирование экономической основы обеспечения возмещения страховых рисков, структуризация страховых фондов, расширение гарантий обеспечения страховых выплат, развитие системы добровольного страхования [9, с.91-92].

Политика формирования доходов.

По данным специалистов, дифференциация по доходам в России достигла такого уровня, что 10% «верхних слоев» населения обладает доходом, в 40-60 раз превышающим доход 10% «нижних» групп населения. Значительно увеличилось число лиц, находящихся за «чертой бедности», а средний класс так и не был сформирован. Однако, по словам официальных представителей власти, на данный момент ситуация начинает улучшаться. Реальные доходы населения выросли за последние четыре года на 58%, заработная плата – на 69%, средний размер пенсий на 40,9%.

Если же рассматривать пенсионную систему, то она тоже оставляет желать лучшего. Этот вывод можно сделать из того, что по прогнозным данным через 50 лет трудоспособное население уже не сможет обеспечивать пенсионеров пенсиями, из-за увеличения доли пенсионеров. Возможны три направления реформирования: поэтапное увеличение пенсионного возраста в рамках распределительной пенсионной системы; поощрение иммиграции трудоспособного населения из регионов с высокой рождаемостью; переход к пенсионной системе, основанной на накопительных принципах. С точки зрения перспектив долгосрочного экономического роста третий вариант обладает существенными преимуществами. Но главной проблемой, связанной с переходом к накопительной системе, является поиск источников погашения пенсионного долга, накопленного в начале переходного периода в рамках действительной пенсионной системы. Взносы в сберегательную систему будут накапливаться на личных счетах работников и утратят характер налогов.

Социальная защита граждан.

Помимо вышеприведенной  системы социального страхования в России существует еще ряд мер, обеспечивающих социальную защиту граждан: мы имеем право на бесплатное образование, медицинское обслуживание и т.д. Однако, это всего лишь на словах, а на деле ситуация обстоит «немного» иначе.

На грани полного разрушения находятся практически все отрасли социальной сферы — образование, здравоохранение, культура, общественный транспорт и др. Их хроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной платы, материально-техническая необеспеченность привели к развалу многих предприятий и систем жизнеобеспечения, оттоку квалифицированных кадров. Значительно уменьшилась доступность социальных услуг для основной массы населения в результате резкого расширения их платности.

Не меньшую опасность для  России заключает в себе угроза депопуляции  в связи с ухудшением всех демографических  показателей — рождаемости, смертности, естественного прироста, ожидаемой продолжительности жизни. В основе этих негативных процессов, сопровождаемых снижением репродуктивного потенциала, ухудшением генофонда, лежат не столько чисто демографические закономерности, сколько социально-экономические факторы. Однако, следует отметить, что сейчас уделяется большое внимание проблеме рождаемости. Вследствие низкого уровня доходов работающего населения рождение ребенка резко повышает вероятность падения среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума (достаточно констатировать, что большинство российских семей с двумя и более детьми находятся именно в таком положении). Поэтому для гарантирования от бедности; семей, с имеющий детей, величина детских пособий должна, думается; устанавливаться на уровне: прожиточного минимума для ребенка, причем не только на полтора года, но и на весь период до его совершеннолетия. В октябре 2006 года был принят закон о выплате 250 тыс.руб. за рождение второго ребенка.

В целом же написано множество программ, направленных на улучшение состояния  России в социальной сфере. Составлен  план действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2009 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В него вошли разработка нормативных правовых актов по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования; здравоохранения; подготовка нормативных правовых актов по реализации приоритетного национального проекта в сфере обеспечения населения жильем и т.д.

Таким образом, для перехода к социально-ориентированной  экономике России необходима кардинальная реформа социальной сферы и переход экономики на устойчивую траекторию экономического роста.

Нашему государству предстоит еще бороться с социальными проблемами и совершенствовать социальную политику.

 

4. Бюджетные ассигнования как источник финансирования программ социальной защиты населения

 

Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6570,3 млрд. рублей (18,8% ВВП), на 2009 год – 7465,4 млрд. рублей (18,8% ВВП), на 2010 год – 8089 млрд. рублей (18,1% ВВП).

В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составят в 2008 году - 117,0%, в 2009 году - 113,4%, в 2010 году – 108,6%, в реальном выражении – соответственно 109,3%, 106,4% и 102,5%.

Таким образом, при формировании проекта  федерального бюджета на 2008 – 2009 годы и на плановый 2010 год соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

Структура расходов федерального бюджета  на социальные цели остается достаточно стабильной.

Совокупные расходы на социальные отрасли и социальную политику составят в 2008 году 940 млрд. рублей, что будет соответствовать 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. Эта величина за трехлетний период возрастет на 44% (по отношению к 2007 году) при расчетах в текущих ценах, или на 18% в реальном выражении (с учетом инфляции). В то же время, представленные расходы по годам практически сохранят свою долю в ВВП – 2,7% и в расходах федерального бюджета – 14,2-14,6%.

Низкий уровень социальных расходов в федеральном бюджете определяется тем фактом, что подавляющая их часть обеспечивается с помощью территориальных бюджетов: 76% на образование и здравоохранение, более 90% на ЖКХ и более 70% на социальную политику. Учитывая эти доли расходов, можно оценить величину затрат на социальную сферу в консолидированном бюджете на уровне 11,2-11,7% ВВП.

Если прибавить к ним межбюджетные трансферты на социальные цели и трансферты государственным внебюджетным фондам, то совокупная величина на социальные цели в консолидированном бюджете составит величину равную 17-18% ВВП.

В качестве макроэкономических ориентиров можно использовать соответствующие  удельные величины затрат в развитых странах на исполнение важнейших  социальных функций государства: здравоохранение, образование, отдых и культуру, социальную защиту, жилищно–коммунальное обслуживание.

В связи с этим следует отметить, что социальные бюджеты в большинстве  промышленно развитых стран служат для реализации целей по повышению  качества жизни населения и являются эффективными механизмами перераспределения произведенного национального продукта.

Так, в промышленно развитых странах  через бюджет «проходит» до 50 и более  процентов ВВП (в России - 18,8% ВВП  в 2008 году), а доля социальных расходов составляет, как правило, 25-30% ВВП.

Расходы по разделу «Социальная  политика», на первый взгляд, представляются одними из самых высоких по темпам роста (см. таблицу 1), но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность.

Таблица 1

Расходы федерального бюджета по разделу  «Социальная политика»

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. (план)

Общий объем ассигнований (млрд. руб.)

215,5

273,0

362,4

427,5

Рост к уровню предыдущего года (%)

 

126,6

132,7

118,0

Удельный вес в общих расходах федерального бюджета (%)

3,9

4,2

5,0

5,3


 

Это наглядно иллюстрирует структура  расходов по разделу «Социальная политика» и темпы их роста в 2008-2010 годах (см. таблицу 2). Существенное увеличение ассигнований по данному разделу связано с ростом денежного довольствия военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей по уровню роста потребительских цен.

Таблица 2

Структура расходов по разделу «Социальная  политика», в %

Подразделы

2008 г.

2009 г.

2010 г.(план)

Пенсионное обеспечение1

67,1

67,6

68,6

Социальное обслуживание населения

1,5

1,2

1,1

Социальное обеспечение населения

30,0

30,1

29,3

Охрана семьи, материнства и  детства

0,9

0,7

0,6

Прикладные научные исследования в области социальной политики

0,05

0,04

0,03

Другие вопросы в области  социальной политики

0,5

0.4

0,4


 

1Основной объем ассигнований направляется на пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению и пожизненное содержание судей.

С учетом данной структуры расходов доля собственно социальных расходов бюджета составит не более 11% распределенных расходов.

Рассмотрим подробнее некоторые  статьи расходов по данному разделу.

В 2010 г. существенно увеличились  все пособия, которые получают работающие граждане через Фонд социального  страхования: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет. Связано это с отменой Единого социального налога и переходом на страховые взносы.

В 2010 году страхуемый заработок составил 415 тысяч рублей. Максимальная выплата  по больничному листу для тех, у кого заработок не меньше этой суммы и страховой стаж более 8 лет, составит 34 583 рубля в месяц. Сегодня максимальная сумма — 18 720 рублей. При стаже от 5 до 8 лет по больничному начислят 27 666 рублей, при стаже менее 5 лет — 20 750 рублей.

Законодательством предусмотрено также, что с 2010 года, если на расчетном счете предприятия нет денег, если оно находится в трудной экономической ситуации, работники могут получить пособия в территориальных отделениях Фонда социального страхования. До сих пор это распространялось только на предприятия-банкроты.

Улучшено также положение работников, которые ранее проходили военную  службу, милицейскую, службу в органах по контролю за оборотом наркотиков, в учреждениях уголовно-исправительной системы, а также пожарные. Раньше время такой службы не засчитывалось в страховой стаж работника, а с 2010 года засчитывается, что, естественно, сразу отразится на социальных выплатах этим работникам.

Еще одно новшество — пособия будут начисляться из всего фактического заработка и других выплат работнику (кроме компенсационных), на которые начисляются страховые взносы в фонд.

Для работодателей, применяющих специальные  налоговые режимы (УСНО, ЕНВД, единый сельхозналог), в 2010 году ничего не меняется, то есть страховые взносы они платить пока не будут, а с 2011 года такие работодатели будут платить налоги в налоговую службу, но уже по новым ставкам. При этом работники, которые трудятся у таких работодателей, будут получать пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, из Фонда социального страхования.

Новая система увеличит нагрузку на фонд. Однако с фонда снимается часть нестраховых расходов, имевшихся до сих пор (например, на организацию детского отдыха), что позволит работать в нормальном режиме. В этом году дефицит Фонда социального страхования составит 40 млрд. рублей, в следующем году — 20 млрд., а к 2014 году дефицит должен вообще исчезнуть.

Информация о работе Социальная политика государства