Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:50, курсовая работа
Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социальной политики;
-ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;
-определить направления и перспективы развития социальной политики в РФ.
1. Теоретические основы изучения социальной политики
1.1. Сущность социальной политики, принципы, функции, основные направления………………………………………………………………………4
1.2. Социальное страхование как элемент социальной политики….……...7
2. Внебюджетные фонды, принципы их организации.
2.1. Система государственных внебюджетных фондов в РФ………………12
2.2. Способы обеспечения населения………………………………………...14
3. Развитие социальной политики.
3.1. Перспективы развития социальной политики в Самарской области…..17
3.2. Социальная политика Р.Ф., тенденции развития…………………………22
Список литературы.
Содержание.
1. Теоретические основы изучения социальной политики
1.1. Сущность социальной
политики, принципы, функции, основные
направления…………………………………………………
1.2. Социальное страхование
как элемент социальной
2. Внебюджетные фонды, принципы их организации.
2.1. Система государственных внебюджетных фондов в РФ………………12
2.2. Способы обеспечения населения………………………………………...14
3. Развитие социальной политики.
3.1. Перспективы развития
социальной политики в
3.2. Социальная политика Р.Ф., тенденции развития…………………………22
Список литературы.
Введение.
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
* пенсионным;
* обязательного медицинского страхования;
* социального страхования.
В формировании и использовании
этих фондов есть свои особенности. Задуманные
как страховые, они не всегда соответствуют
принципам формирования и использования
страховых фондов. В их деятельности
очевидны черты бюджетного подхода:
обязательность и нормативность
отчислений, плановое расходование средств,
отсутствие персонификации накоплений
и др. По экономической сущности
эти фонды не являются страховыми,
по форме они относятся к
Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики.
Объектом исследований является механизм формирования системы государственного социального страхования, а так же система социальной защиты населения.
Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социальной политики;
-ознакомиться с
системой государственных
-определить направления
и перспективы развития
1. Теоретические основы изучения социальной политики
1.1. Сущность социальной политики, принципы, функции, основные направления.
Понятие социальной политики
относится к числу таких
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
В социальной сфере
проявляются и оцениваются
Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
· гуманизм, социальная справедливость;
· системность, непрерывность, преемственность;
· сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
· открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики - наличие «обратной связи» органов управления с массами);
· демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
· действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
· адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций - относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:
· выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
· оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
· интеграция различных
слоев населения, гармонизация их интересов,
поддержание целостной
· прогностическая;
· социальная защита населения;
· управление социальными процессами и др.
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики - гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:
А) социальная политика
в широком смысле, которая охватывает
решения и мероприятия, затрагивающие
все сферы жизни членов общества,
включая обеспечение последних
товарами, жильем и услугами социальной
инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми
денежными доходами, расширение и
укрепление материальной базы, охрану
и укрепление здоровья населения, его
образование и культуру, создание
системы гарантированных
Б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).
Выделяют следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа.
Итак, смыслом социальной
политики государства является поддержание
отношений, как между социальными
группами, так и внутри них, обеспечение
условий для повышения
В широком смысле,
социальная политика - это одно из направлений
макроэкономического
1.2. Социальное страхование как элемент социальной политики.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
Признавая право каждого
гражданина на социальное обеспечение,
Конституция РФ одновременно возлагает
на государство обязанность
Государственное социальное
страхование - государственная система
материального обеспечения
Государственное социальное
страхование находится в
Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.
Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.
Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба».
Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
Государственное;
Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).
В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов.
Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения - государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь.