Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:50, курсовая работа
Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социальной политики;
-ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;
-определить направления и перспективы развития социальной политики в РФ.
1. Теоретические основы изучения социальной политики
1.1. Сущность социальной политики, принципы, функции, основные направления………………………………………………………………………4
1.2. Социальное страхование как элемент социальной политики….……...7
2. Внебюджетные фонды, принципы их организации.
2.1. Система государственных внебюджетных фондов в РФ………………12
2.2. Способы обеспечения населения………………………………………...14
3. Развитие социальной политики.
3.1. Перспективы развития социальной политики в Самарской области…..17
3.2. Социальная политика Р.Ф., тенденции развития…………………………22
Список литературы.
Государственное социальное
страхование имеет своим
Обязательное социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
К основным принципам
обязательного социального
устойчивость обязательного
социального страхования, поддерживаемая
на основе эквивалентности страхового
обеспечения и страховых
всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
государственная гарантия
соблюдения прав застрахованных лиц
на защиту от социальных страховых
рисков и исполнение обязательств по
обязательному социальному
государственное регулирование
системы обязательного
паритетность участия
представителей субъекта обязательного
социального страхования в
обязательность уплаты
страхователями страховых взносов
в бюджеты фондов конкретных видов
обязательного социального
Субъектами обязательного
социального страхования
Страхователи - организации
любой организационно-правовой формы,
а также граждане, которые должны
в соответствии с федеральными законами
конкретных видах обязательного
социального страхования
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица -- граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
Различают следующие виды социальных страховых рисков:
· необходимость получения медицинской помощи;
· временная нетрудоспособность;
· трудовое увечье и профессиональное заболевание:
· материнство;
· инвалидность;
· наступление старости;
· потеря кормильца;
Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.
Обязательное социальное
страхование проводят страховщики,
создаваемые Правительством РФ, в
соответствии с федеральными законами
о конкретных видах обязательного
социального страхования. Средства
обязательного социального
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:
страховые взносы:
дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
штрафные санкции и пени;
денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
доходы от размещения
временно свободных денежных средств
обязательного социального
другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В настоящее время они составляют:
в Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям - 2,9%;
в Фонд обязательного медицинского страхования -3,1%
в Пенсионный фонд - 20%
Ставка единого социального налога равна 26 %
Расчетной базой для
начисления страховых взносов являются
выплаты заработной платы. Страхователи
начисляют страховые взносы на оплату
труда, начисленную по всем основаниям,
и на другие источники доходов, установленные
федеральными законами о конкретных
видах обязательного
2. Внебюджетные фонды, принципы их организации.
2.1. Система государственных внебюджетных фондов в РФ.
Формирование современной
системы социального
Пенсионный фонд Российской
Федерации (ПФР) образован постановлением
Правительства России от 22 декабря
1990 г. в целях государственного управления
финансами пенсионного
ПФР обеспечивает:
§ аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, предусмотренных Положением о нем;
§ контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его средств;
§ международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства ПФР направляются на:
* выплату государственных пенсий;
* выплату пособий
по уходу за ребенком в
* оказание материальной
помощи престарелым и
Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Закон "О медицинском
страховании граждан в
Согласно закону, граждане России имеют право на:
выбор страховой медицинской
организации, свободный выбор
медицинского учреждения и врача;
медицинскую помощь на всей территории России;
Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Средства ФОМС направляются на:
· финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
· осуществление финансово-
· выравнивание ресурсов городов, районов для проведения ОМС;
· направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
· создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
· текущее содержание.
Фонд социального
страхования Российской Федерации
управляет средствами государственного
социального страхования
Основные задачи фонда:
· обеспечение гражданам
государственных пособий, санаторно-
курортного лечения, оздоровления работников
и членов их семей;
· участие в разработке
и реализации государственных программ
охраны здоровья работников;
· осуществление мер,
обеспечивающих финансовую устойчивость
фонда;
· разработка предложений
о размерах тарифа страховых взносов;
2.2 Способы обеспечения населения.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
социальная пенсия.
По старости. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 рублей в месяц.
Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по старости;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.
По инвалидности. Трудовая
пенсия по инвалидности устанавливается
в случае наступления инвалидности
при наличии ограничения
Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в следующих суммах: