Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 17:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

В первом разделе будет расмотрены основные понятия, формы,виды конкурнециии и так далее.

Во втором разделе я постараюсь уже на конкретных примерах описать работу системы в целом, что и как происходит, и с какими проблемами обчно сталкиваются.

Содержание

Введение
Глава 1. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренция
1.1 Совершенная конкуренция
1.2 Несовершенная конкуренция
i) Монополия
ii) Монополистическая конкуренция
Глава 2. Модели Рынков
2.1 Совершенная конкуренция
2.2 Монополистическая конкуренция
2.3 Олигополия
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Совершенная и несовершенная конкуренция.doc

— 461.00 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

     Федеральное государственное  образовательное  учреждение

     высшего профессионального  образования

     «Санкт-Петербургский  государственный  университет водных коммуникаций»

 

Кафедра экономической теории

 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему:

 

«Совершенная  и несовершенная конкуренция»

 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель Исполнитель

      студент группы ЭФ-11

Соруководитель 

.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 г

 

Оглавление

 

Введение

 

     Цель  данной работы - рассмотреть понятие  конкуренции, ее влияние на поведение  фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

     В первом разделе будет расмотрены основные понятия, формы,виды конкурнециии и так далее.

     Во  втором разделе я постараюсь уже на конкретных примерах описать работу системы в целом, что и как происходит, и с какими проблемами обчно сталкиваются.  

Глава 1. Классификация  рынков. Совершенная  и несовершенная  конкуренция

1.1 Совершенная конкуренция

     Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится У.Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.

     Совершенная конкуренция означает такое состояние  экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции».

     Существование огромного количества покупателей  и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застаёт уже сложившийся уровень цен, и изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на рыночных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создаёт условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количество производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Обычно  выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

  • множественность продавцов – мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;
  • свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);
  • полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;
  • отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами;
  • наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;
  • отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования;

Наряду  свыше перечисленными условиями на совершенно-конкурентных рынках действуют и другие, а именно:

  • существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;
  • отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и покупателями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;
  • исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;
  • предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера.

Рыночная  конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

создает условия по оптимальному использованию  научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

обеспечивает  свободу выбора и действий потребителей и производителей;

нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.

Недостатки:

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

отрицательно  сказывается на защите окружающей среды;

не обеспечивает развитие производства товаров и  услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

не гарантирует  право на труд, на доход на отдых;

не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

     Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее (экзогенно) заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате предшествующей конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.

     В реальной экономической действительности рынок совершённой конкуренции  в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную»  структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, который реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но всё-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико, что за редким исключением не один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отельным видам ценный бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причём товары на этих рынков у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Всё это подтверждает необходимость использование для такого рынка особой – «биржевой» - формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).

При наличии  конкуренции на рынке производители  с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создаётся возможность снижения цены, что увеличивает объём продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использования научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что кок раз и ведёт к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход.

     Конкуренция создаёт у производителей стимулы  к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширения ассортимента предлагаемой продаже продукции происходит как за счёт создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счёт дифференциации отдельного продукта.

     Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемирно и всесторонне изучает потребительский спрос и создаёт новые формы и методы реализации товара. Всё это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания, потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом. 

1.2 Несовершенная конкуренция

     Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда  на рынке присутствует продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену.

     Существуют  следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой. Рыночные структуры различаются между собой по количеству и размеру фирм в отрасли, характеру выпускаемой продукции и контроля над ценами, достаточностью рыночной информации, а также условиями входа на рынок и выхода рынка.

Рыночные  структуры

Виды  рыночных структур Количество  и размеры фирм Характер продукции Условия входа  и выхода в отрасль Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество фирм, фирмы мелкие Однородная  продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
монополия Одна фирма Уникальная  продукция Практически не преодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения
Монополистическая конкуренция Множество фирм, фирмы мелкие Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
олигополия Число фирм не велико, есть крупные фирмы Разнородная или  однородная продукция Возможны отдельные  препятствия при входе Некоторые ограничения

     Совершенная конкуренция и монополия представляет собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью  соответствующим параметрам этих структур, реально просто не существует.

     Монополистическая конкуренция и олигополия – реальные типы рыночных структур. Они характерны для огромного большинства рынков. К числу олигополистических структур относятся рынки алюминия и табачных изделий, дальней телефонной связи и телевидения. Монополистическая конкуренция достаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (рестораны, станции технического обслуживания, банки). 

Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция