Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 17:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

В первом разделе будет расмотрены основные понятия, формы,виды конкурнециии и так далее.

Во втором разделе я постараюсь уже на конкретных примерах описать работу системы в целом, что и как происходит, и с какими проблемами обчно сталкиваются.

Содержание

Введение
Глава 1. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренция
1.1 Совершенная конкуренция
1.2 Несовершенная конкуренция
i) Монополия
ii) Монополистическая конкуренция
Глава 2. Модели Рынков
2.1 Совершенная конкуренция
2.2 Монополистическая конкуренция
2.3 Олигополия
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Совершенная и несовершенная конкуренция.doc

— 461.00 Кб (Скачать документ)

i) Монополия

     В экономической жизни монополия  выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определёнными экономическими преимуществами. Монополия – рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.

     Термин  «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях этот термин используется для обозначении различных рыночных ситуаций. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли.

     Критерием оценка степени монополизации в  настоящее время служит доля хозяйственной  единицы в производстве. В соответствии с законодательством ФРГ, например, доминирующее положение предприятия или группы предприятии на рынке. В США в течении нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырёх крупнейших фирм. В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70%. Степень монополизации для предприятий, доля которых составляет от 35 до 70%, определяется дифференцированно. В частности, выделяются их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учётом его географических границ.

     До  начала XX века монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерными. Это связано с условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала. Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополий (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями, между монополиями и аутсайдерами.

     Фирма имеет монопольную власть тогда, когда она может влиять на цену своего товара, изменяя объёмы его  предложения. Степень этой власти зависит  от наличия товаров-заменителей  доли в общих продажах на рынке.

     Поведение фирмы-монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объём продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить объём продаж по более низким ценам. Общим условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных издержек и придельного дохода.

     Выделяют  низкие и высшие формы монополии. Низшие формы – временные союзы и соглашения, возникающие для достижения конкретного проекта. Высшими формами монополии являются картель, синдикат, трест, концерн.

     В экономической теории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую.

     Естественная  монополия – это ситуация, когда, единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение). Иногда естественная монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) определённых факторов и условий производства, в частности, природных ресурсов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привелегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.

     Организационная монополия – объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации)

     Технологическая монополия (техническая, производственная) – разновидность естественного монополизма. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определённой продукции. Специфика технологии производства такой продукции обуславливает крупные размеры предприятия.

     Экономическая монополия возникает либо путём договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.

     На  практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищённая юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).

     Предпринимательская монополия – рынок, при котором одна или несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли.

     Двухсторонняя монополия представляет собой рыночную ситуацию, на которой единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монополист).

     Государственная монополия – рынок, когда государство является единственным продавцом какой либо продукции на территории страны.

     Монополии устанавливают монопольные цены, - которые состоят из издержек и  монопольной прибыли. В структуре монопольной прибыли можно выделить: среднюю прибыль, избыточную прибыль и монополистическую сверхприбыль. Первую присваивают все обычные предпринимательские фирмы в условиях внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Вторая представляет собой разницу между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы. Третья – специфическая форма, когда в пользу монополии через монопольную цену присваивается часть прибыли, создаваемой на других предприятиях.

     Монопольная цена не произвольна. Она определяется характером издержек и условиями спроса. Цена в условиях монопольной власти всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы устанавливают разные цены для различных покупателях, то есть проводят ценовую дискриминацию.

     Для проведения ценовой дискриминации  необходимы следующие условия:

    • Продавец должен быть монополистом;
    • Продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы;
    • Невозможность перепродажи товара;
    • Обладание монопольной властью, то есть способностью контролировать производство и ценообразование.

     Различают три вида ценовой дискриминации:

    • Непреднамеренная, или совершенная, - когда на единицу однородного товара устанавливается цена, равная цене спроса;
    • Установление ценовых скидок;
    • Разделение покупателей на отдельные группы и установление соответствующих цен.

     Важное  экономическое последствие монополизма  состоит в том, что монополист считает более выгодным продать  меньший объём продукции по более  высоким ценам. Это означает, что монополия использует ресурсы менее рационально чем конкурирующая фирма.

     Монополия – это, как правило, крупная фирма, по этому она может добиться низких издержек благодаря положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта) но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать её деятельность. Монополист в меньшей степени стремится внедрить новые технологии по этому го фактические издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются и во многом благодаря тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, мешающих проникновению в отрасль других компаний.

     Ряд экономистов считают, что отсутствие конкуренции и желание монополиста  полностью использовать имеющиеся  оборудования ослабляют стимулы к научно-техническому прогрессу, нововведениям. Другие полагают, что имея огромные финансовые средства, монополия распологает большими возможностями вести научные исследования, внедрять достижения науки и техники.

     Негативные  последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры для вхождения в отрасль что при отсутствии конкуренции может привести к задержки научно-технического прогресса. Поэтому государство во всех странах проводит антимонопольную политику. 

ii) Монополистическая конкуренция

     Идея  монополистической конкуренции  принадлежит английскому экономисту П.Стаффу, который сформулировал  её в ещё 20-е годы XX века. Основные положения теории монополистической конкуренции были сформулированы Э.Чемберленом (США) и, Д.Робинсоном (Великобритания). Эта теория обосновывает устранение барьера между конкуренцией и монополией, соединения их друг с другом, не уничтожая, впрочем, различий между ними.

     Монополистическая конкуренция – это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большее число некрупных фирм производят и реализуют однородную, но дифференцированную продукцию.

     Монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для неё характерно значительное число товаропроизводителей, которое превышает минимум 25 субъектов (хотя чётких границ здесь не существует). Однако каждое предприятие в определённых рамках обладает контролем за ценой.

     Поскольку монополистическая конкуренция  включает в себя переплетение моделей  совершенной конкуренции и монополии, можно выделить следующие её признаки:

    • Как и при совершенной конкуренции, в отрасли действует много фирм;
    • Все фирмы имеют определённую возможность устанавливать цену на производимые ими товары, так как каждая фирма реализует продукт, отличный от товаров других фирм;
    • Производство дифференцированного продукта (частично либо полностью заменяемого) позволяет фирме установить на него цену и изменять её в зависимости от действий конкурентов, производящих товары – субституты;
    • Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка;
    • Ограниченный контроль над ценами;
    • Невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен;
    • Отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли;
    • Самостоятельность фирм в определении своей структуры;
    • Свобода входа и выхода фирм из отрасли.

     В условиях монополистической конкуренции  получают развитие неценовые факторы соперничества: дифференциация продукта, качество продукции, реклама, послепродажная обслуживание, торговые марки. Это объясняется тем, что каждая фирма производит свой собственный продукт и проявляет особый интерес к его реализации. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям саамы разнообразные по марке, типу, стилю товары. Улучшения качества и потребительских свойств продукта обеспечивает расширение рынка сбыта продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своих изделий.

     Приспосабливать потребительский спрос к продукту призвана реклама. В отношении её существуют разные суждения. Одни экономисты утверждают, что огромные расходы  на рекламу (в США – 100 млрд. долларов в год в мире – 500 млрд. долларов в год) носят расточительный характер и ослабляют конкуренцию. Реклама довольно часто вводит в заблуждение покупателей, ставит средство массово информации в зависимости от рекламодателей, что ведёт к искажению объективности передаваемой информации. Другие экономисты считают, что реклама позволяет покупателям узнать о новых товарах, производителях, направлениях моды. Она стимулирует повышение уровня эффективности производства, обостряет конкурентную борьбу, препятствует монополизации рынков благодаря передачи информации о новых производствах и продуктах.

     Применение  ценовых методов соперничества  в условиях монополистической конкуренции  обусловлено невозможностью тайного  сговора между фирмами по вопросу  уровню цен, так как предполагаемая продукция дифференцированная, хотя и взаимозаменяемая.

     Последствия монополистической  конкуренции. В условиях монополистической конкуренции новые фирмы появляются до тех пор, пока из производства извлекается прибыль. Появление на рыке новых фирм снижает спрос и предельный доход. Следовательно, принцип максимизации прибыли регулирует не только действие фирм в области фирм и ценообразования, но и в сфере приложения капитала в национальной экономике.

     В краткосрочном периоде фирма  будет максимизировать прибыль  и минимизировать убытки при производстве такого объёма продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Вследствие высоких издержек или малого спроса фирма может нести убытка.

     Долгосрочное  равновесие достигается в случае, если цена покрывает издержки производства на единицу продукции. Следовательно, при монополистической конкуренции не достигается ни эффект использования ресурсов (цена больше предельных издержек), ни производственная эффективность (цена больше минимальных средних издержек).

Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция