Совершенная конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена рассмотрению именно этой модели, именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Рассмотрение чистой конкуренции и чистой монополии предваряют анализ монополистической конкуренции, так как именно они служат отправной точкой, исходным пунктом для оценки главного предмета этой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренции

II. Поведение предприятий в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии

1. Общие понятия

2. Фирма в условиях совершенной конкуренции

3. Фирма в условиях чистой монополии

III. Модель монополистической конкуренции

1. Определение и условия монополистической конкуренции

2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы

б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки

в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность

Прибыли: фирмы входят в отрасль

Убытки: часть фирм уходит

3. Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность

а) Эффективность экономики

б) Чистая конкуренция и эффективность

в) Чистая монополия и эффективность

г) Монополистически конкуренция и эффективность

IV. Неценовая конкуренция – основной вид конкуренции

Дифференциация продукции

а) Качество

б) Мнимое качество

в) Условия и услуги

г) Реклама

Общие итоги по дифференциации продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 96.79 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

I. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная  конкуренции

II. Поведение предприятий  в условиях совершенной конкуренции  и чистой монополии

1. Общие понятия

2. Фирма в условиях  совершенной конкуренции

3. Фирма в условиях  чистой монополии

III. Модель монополистической  конкуренции

1. Определение и условия  монополистической конкуренции

2. Определение цены и  объема производства в условиях  монополистической конкуренции

а) Кривая спроса на продукцию  монополистически конкурентной фирмы

б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки

в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность

Прибыли: фирмы входят в  отрасль

Убытки: часть фирм уходит

3. Отрицательные последствия.  Экономическая неэффективность

а) Эффективность экономики

б) Чистая конкуренция и  эффективность

в) Чистая монополия и  эффективность

г) Монополистически конкуренция  и эффективность

IV. Неценовая конкуренция  – основной вид конкуренции

Дифференциация продукции

а) Качество

б) Мнимое качество

в) Условия и услуги

г) Реклама

Общие итоги по дифференциации продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

 

Совершенная конкуренция  и монополия – это противоположные  крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные  модели, которые не являются полностью  конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются  гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени  происходят многократные разделения и  слияния, что в конечном итоге  приводит к конкуренции сильных  соперников.

 

Исследование и использование  модели монополистической конкуренции  начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла  в основное течение микроэкономической науки.

 

Данная работа посвящена  рассмотрению именно этой модели, именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Рассмотрение чистой конкуренции  и чистой монополии предваряют анализ монополистической конкуренции, так  как именно они служат отправной  точкой, исходным пунктом для оценки главного предмета этой работы.

I. Классификация  рынков. Совершенная и несовершенная  конкуренции.

 

Взаимодействие между  спросом и предложением (продавцами и покупателями, производителями  и потребителями) происходит на рынке. Очевидно, что решения продавцов (покупателей) о цене и объеме производства (закупки) товара будут существенно  различаться для различных типов  рыночных структур.

 

Вообще говоря, в зависимости  от целей экономического исследования может быть предложено несколько  различных классификаций типов  рынков. Рассмотрим для начала очень  простую и наиболее важную в экономической  теории классификацию рынков. Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Говорят, что рыночная структура  характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенной влияние на цену товара. Если это условия не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.

 

Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической  теории. Представляя собой «чистую» модель рынка, она играет такую же роль в экономической науке, как  и подобные модели в физике –  абсолютно упругий удар, абсолютный вакуум, «физика без трения» и  т.п. – позволяющие сделать основополагающие выводы, построить некую идеальную  модель, в сравнении с которыми можно изучать механизмы реально  существующих систем. Считается, что  рыночная структура характеризуется  совершенной конкуренцией, если выполняются  следующие условия [6]:

 

1. Имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема.

2. Товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов.

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли.

4. Полная информация всех участников рынка, то есть каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом.

5. Рациональное поведение всех участников рынка, преследующих свои собственные интересы. Сговор, в какой либо форме исключается.

 

Очевидно, что совершенная  конкуренция, определенная приведенными выше условиями, весьма редка на практике.

 

Далее приведем простую и  наиболее употребительную классификацию  рынков, характеризующихся несовершенной  конкуренцией [6]:

 

1. Монополия (чистая  монополия). В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран чистая монополия – такая же абстракция, как и совершенная конкуренция.

2. Олигополия – в отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:

a) не учитывать поведения  других производителей, как и  при совершенной конкуренции;

b) пытаться предвидеть  поведение других производителей;

c) вступать в сговор  с другими производителями.

3. Монополистическая  конкуренция с дифференциацией продукта. В отрасли может быть много продавцов, предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей (не выполняется условие 2 для совершенной конкуренции). Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран.

 

Лучше всего разработаны  в экономической теории модели двух полярных типов рыночных структур –  совершенной конкуренции и чистой монополии.

 

Основной целью следующего раздела является сравнение особенностей поведения фирм в идеальных условиях «совершенной конкуренции» и «чистой монополии», прежде чем перейти к рассмотрению более «бытовой» ситуации – монополистической конкуренции.

 

II. Поведение предприятий  в условиях совершенной конкуренции  и чистой монополии

 

1. Общие понятия.

 

Мы предполагаем, что поведение  фирмы рационально и цель ее –  максимизация получаемой прибыли (разности между выручкой от реализации произведенной  им продукции и издержками – затратами  на ее производство)

 

1) Функция издержек от объема произведенной продукции C=f(Q) предполагает разделение на две составляющие:

 

а) Постоянные издержки (FC), которые не зависят от объема выпускаемой продукции;

C = FC + VC

(1)





б) Переменные издержки (VC), изменяющиеся с изменением объема производства.

 

2) Тогда общие издержки на производство Q единиц товара равны сумме общих постоянных и общих переменных издержек:

TC(Q) = TFC + TVC(Q)

(2)




 

 

где:

TC(Q)

- общие издержки при  производстве Q единиц продукции

TFC

- общие постоянные издержки

TVC(Q)

- общие переменные издержки  при производстве Q единиц продукции


 

Традиционно принимаемый  в экономической литературе вид  функций общих издержек показан  на Рисунке 1.

 

 

3) Средние издержки есть частное от деления общих издержек на объем выпуска продукции:

AC = TC(Q)/Q = TFC/Q + TVC(Q)/Q = AFC + AVC

(3)




 

 

где:

AC

- средние общие издержки  при производстве Q единиц продукции

AFC

- средние постоянных издержки  при производстве Q единиц продукции

AVC

- средние переменные издержки  при производстве Q единиц продукции


 

Средние общие, средние  постоянные и средние переменные издержки.

 

4) Предельные издержки есть приращение общих издержек, вызванное увеличением объема производства на одну единицу:

MC = DTC/DQ

(4)




 

 

где:

MC

- предельные издержки


 

Если функция общих  издержек дифференцируема, то предельные издержки представляют собой первую производную функции общих издержек:

MC = dTC/dQ = dTFC/dQ + dTVC/dQ = 0 + dTVC/dQ




 

 

т.е. не зависит от постоянных издержек.

Предельные и  средние издержки.

В точках E и K достигаются  минимальные значения средних переменных и средних общих издержек соответственно. Это можно объяснить логически. Представим себе, что предельные издержки выше общих средних на каком-то интервале  значений выпуска продукции. Это  означает, что приращение общих издержек, вызванное увеличением производства на единицу продукции будет выше средних, т.е. средние издержки возрастают. И наоборот предельные издержки ниже общих средних то убывают.

 

5) Под общей выручкой фирмы (TR) понимается полная сумма выручки от реализации всех Q произведенных единиц товара.

TR = P * Q

(5)




 

 

где:

TR

- общая выручка

P

- цена реализации

Q

- количество единиц товара


 

6) Средняя выручка (AR) – средняя выручка от реализации одной единицы товара:

AR = TR/Q = (P * Q)/Q = P

(6)




 

 

Средняя выручка равна  цене единицы товара.

 

7) Предельная выручка (MR) – приращение общей выручки, соответствующее приращению количества выпускаемой фирмой продукции на одну единицу. Пусть при увеличении выпуска фирмы на DQ единиц товара общая выручка увеличится на DTR денежных единиц, тогда:

MR = DTR /DQ

(7)




 

 

Рассмотрим теперь, как  соотносятся между собой величины средней и предельной выручки. Если все выпускаемые фирмой продукции  реализуются по одной и той  же цене (а при рассмотрении совершенной  конкуренции мы имеем дело именно с такой ситуацией, так как  конкретный продавец (производитель) не может повлиять на цену на рынке), то выручка от реализации дополнительной единицы товара представляет собой  среднюю выручку AR равную цене товара P. Если цена товара не зависит от объема выпуска фирмы (как это и должно быть при совершенной конкуренции) - при изменении объема выпуска цена остается неизменной, то предельная выручка равна выручке от реализации дополнительной единицы продукции:

MR = AR = P

(8)




 

 

Но если только изменение  объема выпуска данной фирмы приводит к изменению цены товара (признак  несовершенной конкуренции), то последнее  равенство не соблюдается. Представим себе фирму, сталкивающуюся с обычной  отрицательно наклонной кривой спроса.

Очевидно, что при увеличении объема производства общая выручка  увеличится на величину выручки от реализации дополнительной единицы  товара (равную цене товара), но вместе с тем уменьшится на величину снижения цены реализации всех остальных единиц товара:

 

MR = TR(Qнач +1) - TR(Qнач) = (P2 * (Qнач +1)) - (P1 * Qнач) = P2 + (P2 - P1)* Qнач

Известно, что P2 < P1

MR = P2 + (P2 - P1)* Qнач  < P2 = AR2 (т.к. AR2 = TR2/Q = (P2 * Q)/Q = P2)

т.е. MR < AR = P

(9)




 

 

Определим теперь условия  максимизации прибыли. Очевидно, что  фирма стремится максимизировать  разность между общим доходом  и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции  увеличивает общие издержки на величину предельных издержек (MC), но одновременно повышает общую выручку на величину предельной выручки (MR). До тех пор пока MC < MR общая прибыль повышается, и фирма будет увеличивать объем производства. И как только MC > MR общая прибыль начинает снижаться. Следовательно, величина прибыли достигнет своего максимума при таком выпуске продукции, при котором выполняется условие:

предельная выручка (MR) равна предельным издержкам (MC).

(10)




 

 

2. Фирма в условиях  совершенной конкуренции.

 

В случае, когда фирма  действует в условиях совершенной  конкуренции, предполагается, что фирма  не способна по своему желанию воздействовать на цену продаваемого товара. В этом случае кривая спроса соответствует  прямой D, изображенной на рисунке 5.

 

 

Причем фирма сможет (или  считает, что сможет) продать по данной цене любое количество единиц продукции. Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене. В этой ситуации имеет место формула (8):

 

Совместим теперь на одном  графике кривые выручки и издержек, выражая для наглядности и  те и другие в одинаковых денежных единицах (Рисунок 7.).

 


Фирма максимизирует прибыль  в точке E0 при цене P0 (в соответствии с формулой (10)). Понятно, что фирма вообще не будет выпускать продукцию, если кривая спроса соответствует цене P1 и пересечение предельных издержек и предельной выручки происходит в точке E1. Однако, если цена P2 выше средних переменных издержек AVC, хотя и ниже средних общих издержек AC, фирма все же будет вести производство (в некотором непродолжительном периоде), полностью покрывая переменные и частично постоянные издержки. В более продолжительном периоде это конечно невозможно. Это обусловлено тем, что фирма при такой цене не сможет покрыть свои средние издержки, и будет вынуждена покинуть рынок.

Информация о работе Совершенная конкуренция и монополия