Совершенная конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена рассмотрению именно этой модели, именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Рассмотрение чистой конкуренции и чистой монополии предваряют анализ монополистической конкуренции, так как именно они служат отправной точкой, исходным пунктом для оценки главного предмета этой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренции

II. Поведение предприятий в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии

1. Общие понятия

2. Фирма в условиях совершенной конкуренции

3. Фирма в условиях чистой монополии

III. Модель монополистической конкуренции

1. Определение и условия монополистической конкуренции

2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы

б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки

в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность

Прибыли: фирмы входят в отрасль

Убытки: часть фирм уходит

3. Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность

а) Эффективность экономики

б) Чистая конкуренция и эффективность

в) Чистая монополия и эффективность

г) Монополистически конкуренция и эффективность

IV. Неценовая конкуренция – основной вид конкуренции

Дифференциация продукции

а) Качество

б) Мнимое качество

в) Условия и услуги

г) Реклама

Общие итоги по дифференциации продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 96.79 Кб (Скачать документ)

Р = MC

(14)




 

 

Это условии также  выполняется в соответствии с (12)

 

в) Чистая монополия  и эффективность.

 

 

Из рисунка 9 ясно следует, что в отличие от чистой конкуренции фирма действующая  в условиях чистой монополии при тех же издержках достигнет намного менее желательных результатов. Чистый монополист будет максимизировать прибыль, производя объем продукции Q1 и назначая цену P1. Можно увидеть, что монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции, но по большей цене, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Максимизирующий прибыль объем продукции монополиста приводит к недораспределению ресурсов (при объеме Q1 по рисунку 9 Р1 > Р3 = MC); монополист считает выгодным ограничение объема и, следовательно, использование меньшего количества ресурсов, чем оправдано с точки зрения общества. Кроме этого, учитывая то, что монополист получает экономическую прибыль даже в длительном периоде, минимальное значение средних общих издержек не совпадает с ценой, по которой он реализует продукцию (Р1 > Р2 = AC). Таким образом, не выполняется ни условие (13) ни (14). Ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы на монополистических рынках.

 

г) Монополистически конкуренция и эффективность.

 

Обращаясь к вышесказанному, вспомним, что экономическая эффективность  требует выполнения тройного равенства  Р = min(AC) = MC на основании (13) и (14).

 

Монополистически  конкурентная фирма, с точки зрения экономической эффективности, больше походит на монополиста. Так же как  и для монополиста для нее  не выполняется тройное равенство, определяемое (13) и (14). Однако, конкуренция  вносит свои коррективы. Если монополист может получать долгосрочную прибыль, то у монополистического конкурента, как уже отмечалось выше, дела обстоят  по-другому.

 

Из-за несовпадения точки долгосрочного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекает следующее [3]:

 

                  1. структура монополистической конкуренции заставляет покупателей переплачивать за товар. Плата за дифференциацию товара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой при монополистической конкуренции, и ценой при совершенной конкуренции;
                  2. при монополистической конкуренции устанавливается объем меньший, чем объем производства при совершенной конкуренции;
                  3. тат как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу продукции товара больше, чем были бы затраты фирмы. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыли фирмы, поэтому они не будут этого делать.

 

Таким образом, чем  выше степень дифференциация (различия, об этом речь пойдет ниже) товара, тем  более несовершенна конкуренция  на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. И  тем более монополистический  конкурент похож на монополиста. И наоборот, чем больше степень  взаимозаменяемости продукции тем  более монополистический конкурент  похож на совершенного конкурента. Но в любом случае, при рассмотрении монополистической конкуренции, речь идет о неэффективной экономике.

 

IV. Неценовая конкуренция  – основной вид конкуренции.

 

Под неценовой  конкуренцией понимают использование  экономических и внеэкономических методов борьбы на рынке за увеличение и поддержание желательной величены спроса. Среди этих методов и приемов  следует выделить: улучшение качества изделий, рекламу, маркетинг, лоббизм  и т.п., тогда как ценовая конкуренция  – это способы борьбы конкурентов  посредством снижения и повышения  цен [4].

 

Учитывая то, что  монополистический конкурент действует  на рынке и как монополист –  способен влиять на цену, производимого  им товара, - и то, что кроме него на рынке, в его отрасли, присутствуют и другие производители неценовая  конкуренция становится основным способом борьбы и защиты своей доли рынка.

 

Неценовая конкуренция  в современных условиях чаще базируется на дифференциации продукции. Так же особое внимание в неценовой конкуренции  отводится рекламе [4].

 

Дифференциация  продукции.

 

Выпускаемый каждой фирмой, участвующей в монополистической  конкуренции, товар чем-то отличается от изделий других компаний. Дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части  – сегменты рынка.

 

Дифференциация  продукта возникает из-за существования  между ними различий в качестве, сервисе, рекламе.

 

а) Качество.

 

Качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к тому, плохой это товар  или хороший. Даже простые потребительские  свойства самых простых продуктов  удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна:

 

a) очищать зубы (это естественно – она же  зубная паста);

b) дезинфицировать  полость рта;

c) укреплять эмаль  зубов;

d) укреплять десны;

e) быть приятной  на вкус.

f) и т.п.

 

И все эти свойства лишь в порядке исключения могут  быть гармонично объединены в одном  товаре. Во многих случаях выигрыш  в одном свойстве продукта ведет  к проигрышу в другом. Поэтому  выбор приоритетов в основных потребительских качествах продукта открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они  становятся по своему уникальны и  находят своего потребителя –  занимают свою нишу на рынке.

 

б) Мнимое качество.

 

Основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные различия между  ними. Давно известен, в частности, тот факт, что значительный процент  курильщиков на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в обычной  жизни преданно покупают только ее. Обратим на это обстоятельство особое внимание: с точки зрения рыночного  поведения потребителя не имеет  значения, действительно ли отличаются товары. Главное – чтобы ему  так казалось.

 

в) Условия и  услуги.

 

Различия в  сервисе объединяют вторую (после  качества) крупную группу факторов дифференциации продукции. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров  и многих товаров производственного  назначения свойственен долговременный характер взаимодействия продавца и  покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент покупки, но и на протяжении всего  срока службы.

Полный цикл сервиса  включает в себя предпродажное обслуживание; сервис в момент покупки и послепродажное обслуживание. Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или вообще не выполняться). В результате один и тот же продукт, как бы разлагается  на целый спектр разновидностей, резко  отличающихся по своим сервисным  характеристикам и поэтому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары.

 

г) Реклама.

 

Третья крупная  группа факторов дифференциации продукта связана с рекламой.

Например, по данным «Финансовой газеты», более 10 отечественных  фирм тратят только на рекламу в  прессе более 1 млн. рублей. Это такие  фирмы как «Партия», «Вист», «Самос»  и другие [3].

 

Во-первых, реклама, подобно фотореактивам, проявляет  скрытые в товаре отличия от аналогичных. Редкий потребитель, например, выберет  сам правильно сорт пасты из многих сотен присутствующих на рынке.

 

Во-вторых, как  продолжение первого, реклама носит  просто информационную функцию. Она  является способом предоставления информации о наличии того или иного товара на рынке, его стоимости и качестве.

 

В-третьих, она  способствует формированию новых потребностей. Вспомним популярный на нашем телеэкране ролик: многие ли ощущали потребность  иметь «салон-шампунь и кондиционер  в одном флаконе», а не, скажем, в двух, пока удобство этого не объяснила  реклама («я просто мою волосы и иду»)?

 

В-четвертых, реклама  создает дифференциацию продукта там  где действительной разницы между  ними нет. Как уже отмечалось, на рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый характер. Так  вот за мнимыми отличиями качества очень часто скрываются вполне реальные отличия в рекламной подаче товара, хотя потребитель об этом может и  не подозревать.

 

Общие итоги по дифференциации продукции.

 

Подводя итог рассмотрения возможностей по дифференциации продукции  можно отметить следующие основные принципы:

 

                  1. товары разного качества – это разные товары;
                  2. товары, которые кажутся потребителю разными – это разные товары;
                  3. товары, продаваемые в различных условиях – это разные товары;
                  4. по-разному рекламируемые товары – это разные товары.

 

Дифференциация  продукции обеспечивает фирмам известные  монополистические преимущества. Но у ситуации есть и еще одна интересная сторона. Теперь можно уточнить одно свойство, определяющее монополистически конкурентный рынок: выход на такой  рынок не блокирован ни какими барьерами, за исключением препятствий связанных  с дифференциацией продукции. Иными  словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно повторить  тонкий вкус изысканного ликера или  хотя бы найти равноценный ответ  на удачную рекламную компанию.

 

Хочется отметить, что все расходы фирм, связанные  с неценовой конкуренцией, включаются в издержки производства и соответственно в цену и, следовательно, оплачиваются конечным потребителем-покупателем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Являясь промежуточным  типом таких рыночных структур, таких  как совершенная (чистая) конкуренция  и чистая монополия, монополистическая  конкуренция впитала в себя черты  их обеих. Эти черты отражаются как  в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной  структурой монополистическая конкуренция  приобрела и свои собственные  свойства, например, использование, в  качестве основных, неценовые методы конкуренции.

 

И наконец, стоит  отметить три особенности, возникающие  в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную  – модель монополистической конкуренции [1]:

 

1) Некоторые фирмы  могут выпускать продукцию, которую  чрезвычайно сложно воспроизвести.  Например, бензозаправочная станция  занимает единственное доступное  место на самом оживленном  перекрестке в городе. Или фирма  имеет патент, который дает ей  более или менее долговременное  преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать  небольшие экономические прибыли  даже в долговременном периоде.

2) Надо вспомнить,  что вхождение в отрасль все  же имеет некоторые ограничения.  Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные  финансовые проблемы, чем в других  случаях.

3) В результате  дифференциации с точки зрения  размещения и доступности убытки  и прибыль ниже нормальной  могут сохраняться в долговременном  периоде. Например, владельцы неудачно  расположенной закусочной могут  примириться с невысоким доходом  и не переключаться на более  прибыльны бизнес из-за того, что  их деятельность является для  них привычным образом жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. «ЭКОНОМИКС»,  К.Р.Макконел, С.Л.Брю, Москва, ИНФРА-М, 2000г.

2. «Основы экономической  теории», под ред. М.К. Асташкина,  А.А.Плотникова. Саратов, 1997.

3. Учебник по  основам экономической теории. М. 1995

4. «Экономика»,  М.Ф.Гуськова, Москва, «ВЛАДОС», 1999г.

5. «Свободная конкуренция,  но по закону» Экономика и  жизнь, 1995 №5

6. Лифанчиков А.«Разумный  протекционизм и здоровая конкуренция»  Экономика и жизнь, 1996, № 7

7. «Курс по экономической  теории», Москва, ИНФРА-М, 1997г.

 

1 Общий доход фирмы за вычетом всех ее экономических затрат; синоним термина «чистая прибыль» [1]

1 Часть предпринимательского дохода: платежи, которые должна осуществлять фирма, чтобы приобрести и удержать предпринимательскую способность; минимальная плата (доход) за предпринимательскую способность, стимулирующая ее применение в предпринимательской деятельности фирмы [1].

1 Альтернативных издержек - количество других продуктов, от которых приходится отказаться, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта [1].


Информация о работе Совершенная конкуренция и монополия