Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:30, курсовая работа
Данная работа посвящена рассмотрению именно этой модели, именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Рассмотрение чистой конкуренции и чистой монополии предваряют анализ монополистической конкуренции, так как именно они служат отправной точкой, исходным пунктом для оценки главного предмета этой работы.
ВВЕДЕНИЕ
I. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренции
II. Поведение предприятий в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии
1. Общие понятия
2. Фирма в условиях совершенной конкуренции
3. Фирма в условиях чистой монополии
III. Модель монополистической конкуренции
1. Определение и условия монополистической конкуренции
2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы
б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки
в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность
Прибыли: фирмы входят в отрасль
Убытки: часть фирм уходит
3. Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность
а) Эффективность экономики
б) Чистая конкуренция и эффективность
в) Чистая монополия и эффективность
г) Монополистически конкуренция и эффективность
IV. Неценовая конкуренция – основной вид конкуренции
Дифференциация продукции
а) Качество
б) Мнимое качество
в) Условия и услуги
г) Реклама
Общие итоги по дифференциации продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Очевидно, что для того, что бы все остальные фирмы «оставались на плаву», необходимо, чтобы, по крайней мере, покрывались средние издержки оставшихся в отрасли фирм, т.е.
P = AC.
Что произойдет, если выход
фирм из отрасли будет продолжаться?
Очевидно, что дальнейшее снижение
предложения вызовет рост цены и
приведет к превышению ее для оставшихся
фирм над средними издержками и, следовательно,
к получению некоторой
P = MR = МС = АС |
(11) |
Независимо от того, к
числу каких отраслей относится
чисто конкурентная отрасль, окончательное
положение долгосрочного
MR = MC = min(AC) |
(12) |
На основании этого
равенства следуют некоторые
выводы об эффективности чисто
3. Фирма в условиях чистой монополии.
В этом случае цена не является заданной величиной. Производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, означает, что чем больше продукции он произведет, тем меньше будет возможная цена реализации (Рисунок 4).
Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон. Кроме этого MR < AR (в соответствии с (9))
Монополист также
На рисунке 9 кривые предельной выручки MR и предельных издержек MC пересекаются в точке, которой соответствует выпуск монополистом Q1 единиц продукции. В тоже время, объему выпуска Q1 соответствует точка K на кривой спроса и цена P1. Очевидно, что условие (11), определяющее вход и выход фирм в отрасли при совершенной конкуренции в долгосрочном периоде неприменима для монополиста. Он (монополист) не только в коротком, но и в долговременном периоде может получать положительную чистую прибыль, вследствие имеющихся барьеров для входа в отрасль новых фирм. Главная причина образования монополистической прибыли – возможность монопольного производителя ограничить выпуск (по сравнению с выпуском при совершенной конкуренции) и, следовательно, реализовывать товар по более высокой цене.
Таким образом, из выше изложенного следует:
1. фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать лишь один параметр – объем выпуска продукции (фирма учитывает вид своей функции и издержек и величину заданной рынком цены);
2. фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, определяет одновременно значения двух параметров – объема выпуска и цены (фирма учитывает вид своей функции и издержек и кривой спроса с отрицательным наклоном).
III. Модель монополистической конкуренции
Если представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия (рассмотренные выше), модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия (рисунок 10.)
Экономисты стали
Под несовершенной конкуренцией
понимается такая рыночная ситуация,
при которой продавцы получают большую
свободу в назначении рыночной цены
и, следовательно, большую рыночную
власть, чем при совершенной
Перейдем к рассмотрению монополистической конкуренции.
1. Определение и условия монополистической конкуренции.
Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку [7].
Основные черты рынка монополистической конкуренции [3]:
2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
Из выше перечисленного следует,
что монополистическая
а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы.
Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.
Рисунок 11 демонстрирует различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции. Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.
Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4 [3].
Рассматривая монопольно конкурентную фирму, действующую на отрезке Q2Q3, и возвратясь к равенству (9), становится очевидно, что поведение этой фирмы, ставящей перед собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде идентично поведению монополиста (Рисунок 9.).
б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки.
В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), производя объем продукции, обозначенный пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки, в соответствии с формулой (10).
Фирма, производя выпуск объема Q1 и назначая цену P1 способна получить монопольную прибыль, если конечно P1>P` (Рисунок 9.). В этом случае ее прибыль характеризуется закрашенным прямоугольником (как и в противном случае (Рисунок 12.) может нести убытки, которые она способно минимизировать в соответствии с той же формулой (10). В этом случае P1
).
Таким образом, фирма
при монополистической
в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность.
Однако на рынке монополистической конкуренции это долго продолжаться не может.
Прибыли: фирмы входят в отрасль.
В случае получения
прибылей в краткосрочном периоде
(Рисунок 9 и Рисунок 13а) можно ожидать,
что экономические выгоды привлекут
новых конкурентов, поскольку вхождение
в отрасль является относительно
простым. Что приведет к увеличению
предложения. Когда новые конкуренты
войдут в отрасль, кривая спроса, с
которым сталкивается типичная фирма,
сдвинется влево, потому что в
этом случае каждая фирма станет обладать
меньшей долей совокупного
Более того, в ходе конкуренции исчезают экономические прибыли и стимул для вхождения в отрасль большего числа фирм.
Убытки: часть фирм уходит.
Когда в отрасли
наступает краткосрочный период
убытков (Рисунок 13б), некоторые фирмы
постепенно покидают отрасль. Столкнувшись
с меньшим количеством
Таким образом, для
фирм, действующих при
3. Отрицательные
последствия. Экономическая
а) Эффективность экономики.
Экономическая эффективность – отношение между затратами редких ресурсов и производимым в результате их использования объемом товаров или услуг [1].
Эффективное использование ограниченных ресурсов требуется соблюдение двух условий: эффективности распределения ресурсов и эффективности производства.
Для достижения эффективность
распределения ресурсов они должны
быть распределены между фирмами
и отраслями таким образом, чтобы
обеспечить производство определенного
ассортимента продуктов, которые более
всего нужны обществу (потребителям).
Эффективность распределения
Эффективность производства – требует, чтобы каждый товар, входящий в этот оптимальный ассортимент продуктов (достигаемый при эффективном распределении ресурсов), производился наименее дорогостоящим способом.
С целью определить эффективна или неэффективна экономика монопольного конкурента определим критерии ее эффективности и обратимся к экономикам совершенного (чистого) конкурента и монополиста, которые являются предельными типами и оказывают определяющие значение на промежуточный тип – монополистическую конкуренцию (Рисунок 10).
б) Чистая конкуренция и эффективность.
Экономисты придерживаются
единого мнения, что чисто конкурентная
экономика представляет собой наиболее
эффективный способ использования
ограниченных (редких) ресурсов общества.
В экономике конкурентных цен
ограниченный объем ресурсов, которым
располагает общество, распределяется
таким образом, чтобы максимально
удовлетворить потребности
Вернемся к равенству (12) определяющее состояние долговременного равновесия в условиях чистой конкуренции. Чтобы лучше понять как условия эффективности выполняются при совершенной конкуренции рассмотрим сначала эффективность производства.
Условие эффективности производства – цена равна минимуму средних общих издержек. В долгосрочном периоде конкуренция вынуждает фирмы производить такой объем продукции, который приходится на точку минимума средних общих издержек, и устанавливать такую цену, которая соответствует этим издержкам. Это, очевидно, наиболее предпочтительная ситуация для потребителей. Она означает, что фирма должна использовать наилучшую технологию из доступных, иначе она не выживет в конкурентной борьбе. Другими словами, в производстве любого данного количества продукта используется минимум ресурсов.
Р = min(AC) |
(13) |
Это условии выполняется в соответствии с (12)
Условие эффективности распределения ресурсов – цена равна предельным издержкам. Конкурентное производство любого набора товаров не обязательно означает эффективное распределение ресурсов. Денежная цена любого продукта – продукта X – есть общественная мера, или показатель, относительной предельной ценности этого продукта. Другими словами, цена отражает предельную выгоду извлекаемую из продукта. Точно так же, вспомнив понятие альтернативных издержек1, можно сказать, что предельные издержки производства продукта Х служат мерой стоимости, или относительной ценности, других продуктов, которые можно было бы произвести из ресурсов, используемых на изготовление дополнительной единицы продукта Х. То есть ценой продукта оценивается предельная выгода, или удовлетворение, которые общество получает от дополнительной единицы продукта Х, а предельные издержки производства продукта Х показывают, каким количеством других продуктов жертвует общество, используя ресурсы для получения дополнительного количества продукта Х (т.е. каковы общественные издержки такого использования ресурсов).