Совершенствование организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание

Цель работы: Совершенствование организационной структуры предприятия.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, элементы и типы;
- провести анализ организационно-управленческой структуры предприятия;
- предложить рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и типология организационных структур управления
Понятие организационной структуры управления и её элементы……….5
Типология организационных структур управления……………………………….7
Глава 2. Анализ организационной структуры эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск
Общая характеристика предприятия……………………………………………………………….12
Особенности организационной структуры эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск и её соответствие целям и задачам организации………..13
Рекомендации по совершенствованию организационной структуры эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск………………………………18
Заключение………………………………………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

                                                                 Содержание 

 Введение…………………………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие  и типология организационных  структур управления

    1. Понятие организационной структуры управления и её элементы……….5
    2. Типология организационных структур управления……………………………….7

Глава 2. Анализ организационной структуры эксплуатационного  локомотивного депо г. Северобайкальск

    1. Общая характеристика предприятия……………………………………………………………….12
    2. Особенности организационной структуры эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск и её соответствие целям и задачам организации………..13
    3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск………………………………18

Заключение………………………………………………………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………………………………………………….20

Приложение 1. Организационная структура эксплуатационного  локомотивного депо г. Северобайкальск

Приложение 2.Усовершенствованная организационная  структура эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       

                                                           Введение

  Под организационной структурой управления предприятием традиционно понимается комплексная характеристика, включающая:

  • Состав и линейную подчиненность структурных подразделений в составе предприятия;
  • Нормативное и фактическое распределение функций между структурными подразделениями;
  • Функциональную подчиненность и подведомственность структурных подразделений;
  • Регламентации и процедуры взаимодействия подразделений, разработанные для специальных случаев

   Выполнение работ по совершенствованию организационной структуры управления требует привлечения специалистов в области управления, информационных технологий, специалистов в области технологии и экономики отрасли, к которой относится предприятие.

   Изменение организационной структуры - процесс зачастую сложный и небезболезненный. Непременным условием его осуществления выступает воля и прямое участие высшего руководства предприятия. Для преодоления настороженности управленческого персонала среднего звена и сохранения стабильности работы предприятия изменения в организационной структуре обычно не заявляются как цель проводимых мероприятий при начале работы. Напротив, на этапе обследования в качестве цели работы обычно называются - изучение информационного обмена между подразделениями, подготовительные мероприятия по внедрению автоматизации управления и т.п. технические проблемы.

   В данной работе мной рассмотрено совершенствование  организационной структуры на примере  эксплуатационного локомотивного  депо г. Северобайкальск.

   Объектом  исследования является: организационная  структура эксплуатационного локомотивного  депо г. Северобайкальск.

   Предметом исследования является совершенствование  организационной структуры управления предприятия.

   Цель  работы: Совершенствование организационной  структуры предприятия.

   Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

   - рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, элементы и типы;

  - провести анализ организационно-управленческой структуры предприятия;

  - предложить  рекомендации по совершенствованию  организационной структуры предприятия.

  В первой главе рассмотрено понятие ,элементы и  основные типы организационных структур, их достоинства и недостатки

  Во  второй главе дается общая характеристика эксплуатационного локомотивного  депо г. Северобайкальск, проведен анализ организационной структуры и  функций управления, рассмотрены должностные инструкции отдельных работников предприятия, освещены направления совершенствования предприятия, предложены рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия.

  При написании курсовой работы использовались учебные пособия, статьи, сайты, посвященные производственной структуре предприятий и документация эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  Глава 1. Понятие и типология организационных структур управления

    1. Понятие организационной структуры управления и её элементы 

     Структура (лат. structura) - строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, форма организации системы. Каждый материальный объект обладает многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходу из одного состояния в другое. Когда количественные изменения системы выходят за пределы меры и вызывают ее качественные изменения, последние всегда выступают как изменения структуры. Следовательно, структура характеризует взаимозависимость частей системы.

   Организационная структура имеет отношение непосредственно  к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных  процессах: разделении труда, ресурсном  обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учета, анализа, т.е. процессов управления. Возникает понятие организационная структура управления как единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы управления предприятий, осуществляющими производственно-хозяйственную и социальную деятельность.

   Основными элементами организационной структуры  управления (ОСУ) выступают: цели и стратегии системы; иерархические звенья управления или уровни принятия решений и ответственности; горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность, - менеджеры и руководители, управленческие работники; субъекты внешних связей - потребители, поставщики, партнеры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные организации; связи - отношения, коммуникации, информация.

   Определяющим  элементом структуры выступают  связи - отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание.

   Выделяют  функциональные связи (вертикальные и  горизонтальные); линейные (отношения руководства и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные).

   Целевое назначение организационной структуры управления - обеспечить устойчивое развитие социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы. С целевым назначением связана и способность адаптации структуры к изменяющимся условиям среды с наименьшими затратами временных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

   Устойчивость, рациональность, адаптивность, гибкость, управляемость, коммуникативность, надежность, организационная культура - основные характеристики, обусловленные сущностью, свойствами и целевым назначением структуры управления.

   Каждый  из уровней управления обеспечивает достижение своей группы целей, в  совокупности образующих стратегию предприятия. Поэтому деятельность на каждом из этих уровней относительно независима друг от друга и требует организационного обособления.

   В рамках организационных структур предприятий за оперативную деятельность отвечают так называемые центры прибыли. Ответственность за инновационную и стратегическую деятельность распределяется между стратегическими центрами и высшим руководством.

   На  каждом системном уровне функции  управления выполняются специализированными штабными подразделениями. Разработка и внедрение необходимых внутренних изменений осуществляются в рамках временных подразделений - административных или инновационных проектов.   

   Определяющее  значение в обеспечении позитивного  эффекта взаимосвязи различных  областей деятельности предприятия имеют единая стратегия реагирования на внешние изменения, управление взаимосвязанными ресурсами и снижение удельных затрат на исследования и разработки в себестоимости продукции. Наибольший эффект взаимосвязи между отделениями, обслуживающими разные сегменты внешней среды, достигается благодаря горизонтальной интеграции управления.

   Максимальная  взаимосвязь различных областей хозяйственной деятельности обеспечивается при схожести их производственного, технологического и организационного потенциала.

   При технологической взаимосвязи областей деятельности несколько соответствующих им центров прибыли могут иметь общий стратегический центр, ответственный за исследования и разработки. Если области деятельности связаны и стратегически, то такой центр наделяется ответственностью и за стратегическое управление. Когда в портфеле компании сводится только одна группа взаимосвязанных областей деятельности, функции стратегического центра фактически выполняет высшее руководство.

   Вертикальная  интеграция  различных уровней систем управления также обеспечивается на основе взаимосвязи ресурсов.

   При минимальной взаимосвязи вертикальная интеграция сводится к распределению между уровнями только финансовых ресурсов. Финансирование инновационной и стратегической деятельности, обеспечивающей перспективную рентабельность, может осуществляться только за счет текущей прибыли операционной системы или привлечения средств со стороны. Но даже при внешнем заимствовании финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность предприятия зависят от обеспеченности кредитов материальными активами, т.е. от результатов все той же хозяйственной деятельности. Поэтому оперативные, инновационные и стратегические планы всегда должны быть сбалансированы в рамках общего финансового плана. Иначе фирма может не справиться с финансированием исследований и разработок в необходимом масштабе и сорвать достижение долгосрочных и среднесрочных целей.

   Все это касается и других видов ресурсов, которые у различных уровней  системы управления тоже могут быть взаимосвязаны. Возможности обеспечения такого рода позитивной взаимосвязи в настоящее время возрастают благодаря увеличению гибкости производственных технологий и углублению рыночной сегментации.  

    1.2.   Типология организационных  структур управления

     В зависимости от характера  связей  между  подразделениями  организации различают    следующие    типы    организационных    структур:     линейную, функциональную, линейно - функциональную и матричную.

    Линейная организационная  структура управления. Это одна  из  простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во  главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный  всеми полномочиями  и осуществляющий  единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках  все  функции управления.

    Линейная организационная структура  управления имеет свои преимущества  и

недостатки.

                                                                                                                        

 Преимущества:

  • Единство и чёткость распорядительства
  • Согласованность действий исполнителей
  • Простота управления
  • Оперативность в принятии решения
  • Чётко выраженная ответственность
  • Личная ответственность руководителя

Недостатки:

  • Высокие требования к руководителю
  • Отсутствие звеньев по подготовке и планированию решений
  • Затруднительные связи между инстанциями
  • Концентрация власти в управляющей верхушке.

       Серьезные недостатки линейной  структуры в определенной мере могут  быть

устранены функциональной структурой.

    Функциональная организационная структура управления.  Идея состоит в том, что выполнение  отдельных функций по  конкретным  вопросам возлагается на  специалистов,  т.  е.   каждый   орган   управления   (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия