Совершенствование организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание

Цель работы: Совершенствование организационной структуры предприятия.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, элементы и типы;
- провести анализ организационно-управленческой структуры предприятия;
- предложить рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и типология организационных структур управления
Понятие организационной структуры управления и её элементы……….5
Типология организационных структур управления……………………………….7
Глава 2. Анализ организационной структуры эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск
Общая характеристика предприятия……………………………………………………………….12
Особенности организационной структуры эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск и её соответствие целям и задачам организации………..13
Рекомендации по совершенствованию организационной структуры эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск………………………………18
Заключение………………………………………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

    В организации, как правило,  специалисты одного профиля   объединяются  в специализированные  структурные  подразделения  (отделы),   например   отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т. п. Таким образом, общая  задача управления  организацией   делится,   начиная   со   среднего   уровня,   по функциональному критерию.  Отсюда  и  название  –  функциональная  структура управления.

    Функциональное управление существует наряду  с  линейным,  что  создает двойное подчинение для исполнителей.

    Как и линейная, функциональная  структура  имеет  свои  преимущества  и недостатки.

Преимущества:

  • Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций
  • Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов
  • Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов
  • Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций
  • Уменьшение потребность в специалистах широкого профиля

Недостатки:

  • Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений
  • Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей  между различными функциональными службами
  • Появление тенденций чрезмерной централизации
  • Длительная процедура принятия решения
  • Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

   Недостатки  как линейной, так и  функциональной  структур  управления в значительной мере устраняются линейно-функциональными  структурами.

   Линейно-функциональная (штабная) структура  управления. При такой структуре управления  всю полноту власти  берет на  себя линейный  руководитель,   возглавляющий определенный  коллектив.  Ему   при разработке  конкретных  вопросов  и подготовке   соответствующих   решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из  функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т. п.).

     В данном случае  функциональные  структуры  подразделения   находятся  в подчинении главного  линейного руководителя.

     Таким  образом,  линейно-функциональная  структура  включает   в   себя специальные подразделения  при линейных руководителях,  которые  помогают  им выполнять  задачи организации.

Преимущества:

  • Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников
  • Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем
  • Возможность привлечения консультантов и экспертов

Недостатки:

  • Отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями
  • Недостаточно чёткая ответственность, так как говорящий решение, как правило, не участвует в его реализации
  • Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации.

       Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов:  линейной  и программно-целевой.  При функционировании  программно- целевой структуры управляющее   воздействие   направлено   на   выполнение определенной  целевой задачи,  в решении  которой участвуют все   звенья

организации.

    В соответствии с линейной  структурой (по вертикали) строится  управление по отдельным сферам  деятельности  организации:  производство,  сбыт, снабжение.

    При матричной структуре  управления  руководитель  программы  (проекта) работает не со  специалистами,  которые  подчинены  непосредственно  ему,  а линейным руководителям, и в основном определяет, что  и  когда  должно  быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и  как

будет выполнять ту или иную работу.

Преимущества:

  • Возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации
  • Рациональное использование кадров за счёт специализации различных видов трудовой деятельности
  • Усиление контроля за отдельными задачами проекта
  • Сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счёт делегирования определённой части полномочий
  • Повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и её составных элементов

Недостатки:

  • Сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение
  • Необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям
  • Трудность приобретения навыков, необходимых для работы по новой программе.

     Характеризуя в целом организационные структуры, можно сделать вывод о том что:

   1) не бывает идеальных, совершенных  структур, но каждая структура  может быть достаточно эффективной  при определенных обстоятельствах, поэтому необходимо постоянно взвешивать достоинства и недостатки каждой организационной структуры, прежде чем их использовать;

   2) структура любой организации  или ее части должна соответствовать  целям организации, более того, должна формироваться на основе дерева целей;

    3) социальные структуры организации  зависят не только от целей,  но и от других организационных  компонентов - организационной технологии, состава участников производственного  процесса, культуры членов организации.

   Глава 2. Анализ организационной структуры эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск

                        2.1. Общая характеристика предприятия

  Железнодорожный транспорт является одной из важнейших  частей единой транспортной системы  России. От его слаженной и бесперебойной работы зависит наиболее полное обеспечение потребностей населения, народного хозяйства и обороны страны в перевозках.

  Необходимость чёткой и бесперебойной работы железнодорожного транспорта, своевременной доставки в пункты назначения грузов и пассажиров, а также обеспечение безопасности движения поездов требует высокой сознательности и организованности работников, слаженности и оперативности во взаимодействии всех служб, предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта.

  Локомотивное  депо Северобайкальск ВСЖД было организованно  указанием Министерства путей сообщения  СССР № Д-41564 от 31.12.1981 года. С 1 июля 1999 года локомотивное депо на станции Северобайкальск преобразовано в обособленное структурное подразделение Восточно - Сибирской железной дороги без права юридического лица и в своей деятельности руководствуется утверждённым Положением о предприятии.

  Согласно приказу начальника Восточно – Сибирской железной дороги № 16 от 15 января 2002 года к локомотивному депо Северобайкальск присоединено локомотивное депо на станции Лена без оборотного депо по станции Коршуниха. Фактическое слияние основных депо произошло с 1 апреля 2002 года.

  В настоящее  время локомотивное депо имеет плечи  обслуживания в пассажирском и грузовом движении общей протяжённостью в 916 километров:

  • Северобайкальск - Лена – 324 км
  • Северобайкальск – Таксимо – 406 км
  • Лена –Коршуниха – 168 км

  Локомотивное депо Северобайкальск в своём распоряжении имеет приписной тяговый парк в количестве 152,5 единиц, в том числе электровозов 90 единиц, тепловозов 62,5 единиц.

  Основной  деятельностью локомотивного депо Северобайкальск является:

  • осуществление перевозочного процесса в границах установленных плеч обслуживания локомотивных бригад
  • производство на ремонтной базе депо ремонтов электровозов и тепловозов по программе ТР-1, ТР-2(спецрегламент) и ТО-3
  • дополнительных работ по циклам ТР-2, ТР-3
  • техническое обслуживание подвижного состава по циклам ТО-4 и ТО-2

  Эксплуатационная  и ремонтная деятельность включает: организацию работы локомотивных бригад, пункта экипировки и пункта технического обслуживания и ремонта локомотивов.

  Общая численность персонала, занятого на предприятии, составляет 738 человек. 

  2.2. Особенности организационной структуры эксплуатационного локомотивного депо г. Северобайкальск и её соответствие целям и задачам организации 

   Высшим  органом управления данного предприятия  является начальник эксплуатационного  депо. У него в подчинении находятся: зам. начальника  депо по эксплуатации, начальник оборотного депо станции  Лена, главный инженер, зам. начальника депо по кадрам и социальным вопросам и секретарь.

   Зам. начальника депо по эксплуатации имеет  у себя в подчинении:

  • начальника резерва локомотивных бригад

   Данная  должность вводится при наличии  на предприятии более двух сот  пятидесяти машинистов.

   Согласно  действующей должностной инструкции данного предприятия, начальником резерва локомотивных бригад назначаются лица, имеющие практический опыт работы нарядчиком или дежурным по депо и имеющие образование не ниже средне специального.

   Начальник резерва локомотивных бригад обеспечивает планирование работы локомотивных бригад в соответствии с суточным планом выдачи локомотивных бригад с соблюдением норм режима труда и отдыха, руководит работой нарядчиков.

   Начальник резерва локомотивных бригад непосредственно  подчиняется  заместителю начальника депо по эксплуатации.

Основные  обязанности начальника резерва  локомотивных бригад:

1)Осуществление  руководства нарядчиками, ведение  их обучения.

2) Составление годовых графиков отпусков локомотивных бригад, производство их ежемесячной корректировки.

3)Разработка именных графиков работы локомотивных бригад.

4)Контроль за соблюдением работниками локомотивных бригад должностных инструкций, трудовой дисциплины, трудового законодательства.

5)Контроль  и ведение анализа нерационального  использования локомотивных бригад, принятие мер по улучшению использования рабочего времени и времени отдыха локомотивных бригад.

   6)Контроль  и регулирование времени отработанного  локомотивными бригадами, количество  часов сверхурочной работы.

   7)Контроль  за закреплением машинистов и их помощников на основании утвержденных списков.

   8)Контроль  и ведение книги временного  раскрепления локомотивных бригад.

   9) Изучение и внедрение передовых  методов труда.

   10) Ежесуточное составление анализа  нарушений режима работы, продление  рабочего времени локомотивных бригад  и предоставление начальнику депо материалов для расследования.

   11) Контроль своевременного прохождения  локомотивными бригадами очередных  медицинских осмотров. 

  •  машинистов-инструкторов  и оперативно-распорядительный аппарат,  у которых, в свою очередь, находятся в подчинении:
 
  • локомотивные  бригады ст. Новый Уоян,
  • локомотивные бригады ст. Киренга,
  • локомотивные бригады ст. Северобайкальск

    К работникам локомотивных бригад относятся  машинисты и помощники машинистов локомотивов, кочегары паровозов.

    Машинистами локомотивов назначаются лица, имеющие  свидетельство на право управления локомотивом соответствующего вида тяги, успешно выдержавшие в комиссии депо проверку знаний Правил технической  эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), Инструкции по сигнализации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, настоящего Регламента, действующих приказов, указаний и инструкций, относящихся к кругу обязанностей локомотивных бригад, при наличии письменного заключения машиниста-инструктора о возможности их допуска к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях (при маневровой работе) железной дороги.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия