Совокупность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – разобраться в этой ситуации, для этого надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.
Задача курсовой раскрыть макроэкономические закономерности, рассмотрев категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS); все перемены в экономике страны можно так или иначе объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

Содержание

Введение
1. Совокупный спрос и совокупное предложение
1.1 Совокупный спрос и факторы, его определяющие
1.2 Совокупное предложение и факторы его определяющие
1.3 Классическая и кейнсианская модели
2. Общее экономическое равновесие
2.1 Анализ общего экономического равновесия
2.2 Равновесие между уровнем цен и объемом производства
2.3 Совокупное предложение и равновесие производства
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

готово.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

Российский государственный торгово-экономический  университет

Уфимский институт (филиал)

 

 

 

 

Факультет юриспруденции и заочного обучения

Курс  1 (4,5 г.)

Специальность:  Менеджмент

Профиль: менеджмент организации торговли

 

 

 

 

 

 

Тема “Совокупность спроса и предложения”

 

Курсовая работа

по дисциплине: “Экономическая теория “

 

 

 

К защите допускаю:

Преподаватель: Раскина Л.Н. _____

                                                                              (подпись)

_________________

                                                   (дата)

 

Оценка при защите

 

_______________________________________

Дата_________Подпись_________

 

 

 

Уфа-2012

Содержание

 

Введение

1. Совокупный  спрос и совокупное предложение

1.1 Совокупный  спрос и факторы, его определяющие

1.2 Совокупное  предложение и факторы его  определяющие

1.3 Классическая  и кейнсианская модели

2. Общее экономическое равновесие

2.1 Анализ общего  экономического равновесия

2.2 Равновесие  между уровнем цен и объемом  производства

2.3 Совокупное  предложение и равновесие производства

Заключение

Список литературы

 

 

 

Введение

 

Макроэкономика  как самостоятельное направление экономической мысли оформилась в 30-х годах нашего столетия. Ее возникновение было вызвано теми глубокими социально-экономическими изменениями, которые произошли в наиболее развитых странах Запада в связи с невиданной раньше депрессией и общим кризисом. Классическая модель экономики, утверждавшая, что свободный рынок в состоянии сам себя регулировать с помощью механизма цен, оказалась неспособной объяснить возникшую ситуацию в экономике и тем более предложить эффективные меры выхода из кризиса.

Новая модель регулирования экономики, предложенная английским экономистом Д. Кейнсом в книге «Общая теория занятости, процента и денег», появилась как ответ на те неотложные проблемы, которые поставила жизнь перед экономистами. Д. Кейнс подверг резкой критике классические представления о саморегуляции рынка, о том, что производство само создает потребление, и поэтому рынок не нуждается в каком-либо вмешательстве со стороны государства. Напротив, он утверждал, что только благодаря государственному регулированию можно обеспечить выход из так называемой Великой депрессии 30-х годов. Основная идея его теории заключается в том, чтобы увеличить реальный объем производства и ликвидировать его спад через расширение государственных расходов и снижение налогов. Такие расходы значительно увеличат совокупный спрос и тем самым будут способствовать подъему производства и оживлению экономики. Поскольку макроэкономика изучает не отдельные элементы и процессы экономической системы, а их совокупность в целом, постольку она оперирует агрегированными переменными. К ним относятся совокупные цены, или, точнее, уровень цен, а также совокупный объем товаров или реальный объем внутреннего или национального производства.

Приступая к  изучению макроэкономических моделей, следует помнить, что хотя в них пользуются теми же графиками, что и в микроэкономике, однако, вместо индивидуальных переменных в макроэкономике выступают агрегированные, или совокупные, переменные.

Агрегирование – компоновка хозяйствующих субъектов  по конкретным частным показателям в единый агрегат, то есть агрегировать – значит объединять, суммировать какие-либо однородные показатели с целью получения более общих, обобщающих совокупных показателей.

В рыночных условиях, когда совершаются миллиарды  сделок купли-продажи на товарном рынке, для анализа их влияния на совокупный спрос и совокупное предложение товаров должны быть представлены и совокупные цены, что можно осуществить на основе их агрегирования.

Актуальность  данной темы состоит в том, что  в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова «инфляция», «курс рубля» и тому подобные экономические термины. Цель курсовой работы – разобраться в этой ситуации, для этого надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.

Задача курсовой раскрыть макроэкономические закономерности, рассмотрев категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS); все перемены в экономике страны можно так или иначе объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

AD и AS могут быть представлены как общая сумма, соответственно индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны, то есть мы должны объединить тысячи отдельных цен – на зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, бриллианты, нефть, духи и т.д. в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства.

 

1. Совокупный  спрос и совокупное предложение

 

1.1 Совокупный  спрос и факторы, его определяющие

 

Функционирование  рыночного механизма не просто устанавливает  равновесие между спросом и предложением на всех рынках товаров, услуг и факторов производства, но и обеспечивает оптимальное развитие экономической системы в целом. Ранее упрощенно предполагалось, что достижение рыночного равновесия происходит на отдельных локальных (частичных) рынках сравнительно независимо и автономно. Между тем в реальной жизни это далеко не так. Тесно связанными между собой являются функциональные рынки потребительских и инвестиционных товаров, финансовые рынки и рынки труда, рынки научно-технических разработок и информации. Все они объединены ограничением на совокупный доход.

В связи с  этим в любой национальной экономике  возникает необходимость постоянно  синхронизировать во времени и экономическом  пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков, активно формировать их адекватную структуру. Чтобы успешно решать указанные проблемы, следует специально выделить и анализировать состояние частичного и общего равновесия экономической системы. Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции равна совокупному спросу или планируемым совокупным расходам.

Совокупный  спрос – это реальный объем национального производства, которые потребители, предприятия и правительство изъявляют готовность купить при любом возможном уровне цен.

Наряду с  построением структурированных  по рынкам моделей общего экономического равновесия в последние десятилетия  особое развитие получил подход, подробно рассматривающий условия обеспечения  равенства между совокупным спросом AD и совокупным предложением AS в национальной экономике. Прежде чем перейти к подробному рассмотрению

AD – AS – анализа при решении проблем общего экономического равновесия, сформулируем понятия совокупного спроса и совокупного предложения с учетом факторов, их определяющих. Их взаимодействие определяет динамику и пропорции воспроизводства, в том числе цен, заработной платы, налогов, денежного обращения и т.п.

Совокупный  спрос AD – это потребность, представленная на рынке в денежной форме населением, предприятиями и государством. Методически целесообразно AD подразделить на четыре группы, в соответствии с распределением совокупного спроса по секторам экономики:

  • Потребление C – совокупный спрос домохозяйств;
  • Инвестиции I – спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;
  • Государственные закупки G – спрос на товары и услуги со стороны государства;
  • Чистый экспорт X – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Иными словами, AD равен общей сумме спросов за конечную продукцию:

 

AD=C+I+G+X

 

Теперь рассмотрим факторы, которые, определяя конкретный спрос  на отдельный товар, в то же время  оказывают воздействие и на уровне целостной экономики. Если доход  покупателя возрастает, то его спрос на конкретный товар также увеличивается.

Аналогично, если валовой  национальный продукт расширяется, то и совокупный спрос повышается. Однако, прежде чем описать взаимоотношения  AD и ВНП, целесообразно выяснить, что влияет на изменение ВНП.

Одна из фундаментальных  пропорций макроэкономики состоит  в том, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени  должна равняться произведению предложения  денег на число оборотов этих

денег между всеми секторами  экономики за период. Иными словами, если в течении года вся денежная масса совершит 5 полных оборотов, т.е. каждая денежная единица в среднем пять раз пройдет из одного сектора экономики в другой, то объем годовых продаж конечных товаров в стране будет равен: 5 х предложение денег. Число полных оборотов денег называется скоростью V продаж конечных товаров. В нашем примере V=5 оборотов в год. Будем условно считать, что предложение денег М=200 млрд. ден. ед., тогда:

МхV= 200х5=1000 млрд. ден. ед. = стоимости всех продаж конечных товаров за год; МхV – уровень цен х Q = ВНП, где Q – объем товаров и услуг, произведенных в течении года. Окончательно имеем:

 

МхV = PхQ, где Р – уровень цен.

 

Из этого равенства  можно сделать вывод о том, что величина валового национального продукта может увеличиваться только в случае изменения либо предложения денег, либо скорости их оборота. Если ВНП возрастет, то при каждом уровне цен будет предъявляться совокупный спрос на большое количество товаров и услуг, т.е. увеличится совокупный спрос. Следовательно, кривая спроса AD займет положение A1-D1, т.е. сместиться вправо. Приложение 1.

Аналогично падение ВНП  приведет к уменьшению совокупного  спроса и сдвигу кривой AD влево. Таким образом, можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения между секторами экономики. AD является функцией М и V;

AD = f (М, V). Влияние всех других факторов (инфляционные ожидания, вкусы потребителей, цены на товары-заменители) на совокупный спрос, в конечном итоге, можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения. Итак, на уровень совокупного спроса, т.е. на положение кривой AD, оказывают воздействие только два основных фактора – M и V.

 

1.2 Совокупное  предложение и факторы, его  определяющие

 

Совокупное  предложение AS определяется количеством материальных благ и услуг, которые предприниматели предлагают на рынке. При этом они стремятся достичь потенциального объема производства, поскольку любая экономическая система стремится к такой цели. Но это определяется размером производственных затрат, среди которых важное место принадлежит труду и капиталу. В таком случае совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП.

 

AS = ВНП = уровень цен х Q;

AS = зарплата+рента+процент+прибыль

 

Рассмотрим факторы, влияющие на совокупное предложение. Это технология производства, издержки, которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара. Уровень агрегативности в этом смысле не играет существенной роли. В связи с этим кривая AS имеет восходящий вид. Графически взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения представлено в приложении 1. На оси абсцисс отложен объем производства, представленный реальным ВНП, на оси ординат – общий уровень цен. Спускающаяся слева направо линия – кривая совокупного спроса AD; поднимающаяся слева направо линия – кривая совокупного предложения AS. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяет уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период. Общее равновесие достигается в точке Е, точке пересечения AD и AS, и означает, что продавцы и покупатели удовлетворены, т.е. уровень цен таков, что покупатели готовы покупать равно столько, сколько продавцы готовы произвести и продать.

Кривая совокупного  спроса наклонена вниз, показывая, что объем расходов растет, если общий уровень цен падает; низкий уровень цен ведет к повышению общего уровня потребления.

Кривая совокупного  предложения ведет себя по-разному  в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая совокупного предложения  в краткосрочном периоде, обычно в течении года, плавно поднимается вверх, показывая, что при росте спроса фирмы также увеличивают цены и объем производства. Происходит это потому, что имеются временно фиксированные элементы затрат – зарплата, рента и т.п. Наиболее важной из этих временно фиксированных затрат является заработная плата. Таким образом, если потребители запросят больше товаров, фирмы в свою очередь реагируют повышением цен, получая высокие прибыли и производя больше продукции. Приложение 2 рис. 1

В долгосрочном периоде изменение цен приводит к тому, что кривая совокупного  предложения будет вертикальной, поскольку однажды фиксированная  зарплата вскоре двинется вверх, реагируя на рост цен. В результате в долгосрочном периоде предприятия соответственно не будут увеличивать объем производства. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения примет вид вертикальной прямой, отражающей реальный объем ВНП, равный потенциальному объему. Приложение 2 рис. 2

Форма кривой совокупного  предложения имеет ключевое значение для определения объема производства в этих периодах. По мере удлинения сроков объем производства приближается к потенциальному, а краткосрочные его движения отражаются в основном в расходах.

Информация о работе Совокупность спроса и предложения