Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.
Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие…….4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него………...……8
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и особенности в России……………………………………………………14
Практикум………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………22
Литература………………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

Неценовые факторы совокупного предложения (факторы, смещающие кривую совокупного предложения)

1. Изменение цен на ресурсы

а) Наличие внутренних ресурсов (земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности);

б)  Цены на импортные ресурсы;

в)  Господство на рынке.

2. Изменение в производительности

3. Изменение правовых норм

а)  Налоги с предприятий и субсидии

б)  Государственное регулирование

Поскольку равновесный уро­вень цен и равновесный реальный объем национального производства определяются точкой пересечения кривых совокупного спроса и сово­купного предложения, на практике возможны различные варианты их пересечения на разных участках кри­вых (рис. 2.3, а, б, в), т.е. различа­ют три вида равновесия.

 

На рис. 2.3а пересечение кри­вых происходит на горизонтальном участке кривой предложения, где движение к равновесному реально­му объему национального продукта не сопровождается изменением уровня цен (Р), а вызвано вовлече­нием в производство неиспользован­ных ресурсов.

 

На рис. 2.3б точка пересечения кривых спроса и предложения находится на промежуточном участке — здесь изменение цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров.

 

Рис. 2.3в отражает пересечение рассматриваемых кривых на вер­тикальном (классическом) участке. В этом случае увеличение совокуп­ного предложения практически невозможно в силу максимального ис­пользования производственных возможностей и отсутствия резервов, поэтому наблюдается рост цен.

При неизменном совокупном предложении смещение кривой со­вокупного спроса вправо на кейнсианском участке увеличивает ре­альный объем национального производства и занятость, но не изме­няет уровня цен. На промежуточном отрезке рост спроса увеличива­ет и реальный объем производства, и уровень цен. На классическом участке рост спроса увеличивает цены, но не меняет реального объ­ема производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и особенности в России.

Совокупный спрос и совокупное предложение – вот, что является основополагающим для стабилизации роста экономики и соответственно ВВП.

На данный момент,  проведя анализ выясняется, что существуют серьезные противоречия, в частности,  ростом и развитием в экономике России выявляются после исследования фиксируемого экономического роста. Выполненный нами экономический анализ, свидетельствует о том что главной задачей должен стать не рост ВВП, а динамичное экономическое развитие на основе крупномасштабной технологической модернизации всего народного хозяйства, так как Новый тем экономического роста может быть обеспечен на платформе высокопроизводительных наукоемких технологий.

При анализе основных макроэкономических показателей важно различать их формальные значения и реальное содержание. На фоне замедления эконо­мического развития в мировых "центрах силы" (США, Япония, страны Евросо­юза) количественные темпы роста российской экономики выглядят позитивно (табл. 3.1). Так, за период 1999-2004 гг. среднегодовые темпы прироста российс­кого ВВП были в 2,8 раза больше, чем в странах - членах Организации эконо­мического сотрудничества и развития (6,8% против 2,4% соответственно), промышленного производства - в 2,9 (7,4 и 2,6%), инвестиций в основной капитал - почти в 6 раз (9,7 и 1,5%).

Формальные показатели подводят к мысли, что дела в российской экономи­ке идут неплохо. Но так ли все хорошо на самом деле? На чем основана сложив­шаяся позитивная динамика ВВП? Как долго она продлится? Для ответа на поставленные вопросы рассмотрим более детально основные макроэкономичес­кие индикаторы.

 

 

 

Таблица 3.1. Сравнительная динамика основных мокроэкономических показателей.

 

2004 г.,

млрд. руб.

% к 2003 г.

Среднегодовые темпы роста за 199-2004 гг., %

Россия

Страны ОЭСР

ВВП

16 778,8

107,1

6,8

2,4

Объем промышленной продукции

11 209

106,1

7,4

2,6

Инвестиции в основной капитал

2 729,8

110,9

9,7

1,5

Внешнеторговый оборот

278,0

131,1

21,0

-

 

По результатам 2004 г Россия занимает 10-е место в мире, производя около 2,25% мирового ВВП 3. Вместе с тем 16778,8 млрд. руб., а именно таков объем ВВП России по итогам года в цифровом выражении, составля­ет в сопоставимых ценах всего лишь 72% уровня 1990 г. (рис. 3.2). Поэтому удвоение ВВП к 2012 г: в реальности является не чем иным, как достижением уровня 1990 г., но через 10 лет. Но и это пожелание может стать трудновыполнимым, так как снижение темпов прироста ВВП по итогам 2004 г. составило 0,2%, а это, в свою очередь, говорит о неустойчивости развития российской экономики.

Несмотря на значительный рост ВВП (107,1%) за 2004 г., Россия по этому показателю среди стран СНГ делит девятое место с Киргизией. Наибольший рост ВВП среди стран Содружества зафиксирован в Украине - 12%, Белоруссии -11, Таджикистане - 10,6, Азербайджане - 10,2, Армении - 10,1%. В Казахстане рост ВВП составил 9,4%, Грузии - 8,4, Молдавии - 7,3%. В среднем по странам Содру­жества за 2004 г. прирост ВВП достиг 8%. Таким образом, темпы роста российской экономики, даже при столь благополучной конъюнктуре на мировом рынке, остаются ниже, чем по странам СНГ.

 

Рисунок 3.2. Основные макроэкономические индикаторы РФ, % к 1990 г.

 

В чем причина роста в России ВВП? Ответ попытаемся найти с помощью анализа структуры национального производства и изменения цен. При инфляции в 11,7% индекс цен производителей промышленной продукции составил в 2004 г. 28,3%. Основной вклад в рост цен производителей промышленной продукции внесли: электроэнергетика -11,5%, топливная промышленность (нефть, газ, уголь) - 64,7, черная металлургия - 68,8, т. е. сырьевой сектор (табл. 3.3). Что касается секто­ра услуг, то нельзя не обратить внимание на рост тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве - на 23,5% за год.

Таблица 3.3. Индексы цен в секторах экономики и тарифов на отдельные группы платных услуг населению.

Индекс цен:

2003 г.

2004г.

потребительских

112,0

111,7

производителей промышленной продукции

13,1

128,3

электроэнергетика

113,9

1115,5

топливная промышленность

101,4

164,7

черная металлургия

128,8

168,8

химическая

115,1

129,4

машиностроение

111,2

115,0

жилищно-коммунальные услуги

128,7

123,5

 

 

Одновременно анализ структуры промышленности в 2004 г. показывает, что на сырьевые отрасли, включая отрасли, связанные с начальным переделом, приходится не только значительный вклад в рост цен, но и основной объем производства - более 60%.

Следовательно, высокие темпы роста российской экономики, не только связаны, но и обусловлены продолжающимся  ростом цен на сырьевые ресурсы составляющие основу промышленного производства. Вот один из секретов продолжающего роста ВВП. Но заметим, что он не может быть устойчивым. Любое изменение конъюнктуры на еще одно подтверждение. прямой зависимос­ти ВВП от конъюнктуры мировых рынков сырья имеет внешнем рынке неизбежно отразится и на национальной экономике. Вывод о прямой зависимос­ти ВВП от конъюнктуры мировых рынков сырья имеет еще одно подтверждение.

Структура использования ВВП состоит из трех основных сегментов: расхо­дов на конечное потребление, валового накопления и чистого экспорта (экспорт за вычетом импорта). За 1999-2003 гг. доля конечного потребления в номинальной структуре ВВП неуклонно снижается (от 68% в 1999 г. до 65,7% в 2004 г.), между тем как доля накоплений и чистого экспорта растет. Такие соотношения говорят о том, что инвестиции (попадающие в сегмент накоплений) делаются в основном компаниями-экспортерами. Это означает, что структура роста не диверсифици­руется, рост остается зависимым от экспорта, внешнего спроса, а роль внутренне­го спроса по-прежнему невелика.

Впрочем, проблему отчасти может решить нынешняя политика российских властей. В каком-то смысле проведение реформы по монетизации льгот поддер­жит экономический рост больше, чем, скажем, снижение налога на добавленную стоимость. Потому что этот налог снижается для всех категорий товаров, приво­дит к росту покупательной способности и импорта. Иначе говоря, при росте покупательной способности не происходит увеличения поддержки отечествен­ных производителей, скорее имеет место поддержка экономического роста в других странах. Между тем монетизация льгот снизит покупательную способность населения и увеличит спрос на дешевые, но менее качественные отечественные товары, а значит, подстегнет экономический рост, поскольку ее эффект почувствуют на себе наименее обеспеченные слои населения и те, кто до реформы еще находился "на грани" бедности. Потребительская корзина наиболее малоимущих людей состоит из отечественных товаров. За счет монетизации льгот эта категория населения может серьезно расшириться. Возможно, это и будет одним из "секретных" способов, которым правительство планирует добиться удвоения ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум

В таблице представлены данные, характеризующие совокупное предложение и совокупный спрос:

Уровень цен

Объемы предложения AS

Объемы

спроса AD1

Объемы

спроса AD2

Объемы спроса AD3

100

1000

200

500

950

70

1000

300

600

1000

45

900

400

700

1150

30

800

500

800

1300

20

700

600

900

1400

20

600

600

900

1400

20

200

600

900

1400

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение