Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.
Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие…….4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него………...……8
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и особенности в России……………………………………………………14
Практикум………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………22
Литература………………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

 

Тема 5: «Совокупный спрос и совокупное предложение».

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

Работа выполнена.

Факультет, личное дело,

группа №

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2006

Содержание

 

 

 

Введение …………………………………………………………………………3

1.      Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие…….4

2.      Совокупное предложение и факторы, влияющие на него………...……8

3.      Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и особенности в России……………………………………………………14

Практикум………………………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………22

Литература………………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

Для такого ответа нужно объединить – или агрегировать – все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных цен – на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, алмазы и т.д. - в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.

Подобные агрегированные показатели и являются объектом исследования данной работы.

 

 

 

1.      Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие.

Совокупный спрос (АD) - (от англ. aggregate demand) - это реальный объем националь­ного производства, который пот­ребители (частные лица, предпри­ятия и государство) готовы ку­пить при различных возможных уровнях цен. Иначе говоря, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.

В структуре совокупного спроса АD можно выделить следующие группы: С — совокуп­ный спрос индивидуумов и домохозяйств, I — инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей, GР — государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства, X — разность между спросом иностранцев на отечес­твенные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Таким образом, АD складывается из суммы спросов наконечную про­дукцию экономики: АD = С + I + GР + X.

Кривая совокупного спроса (АD), показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уров­ня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки

находятся в равновесии.

Рисунок 1.1.  Совокупный спрос

Движение вдоль кривой АD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

Отрицательный наклон кривой АD объясняется тем, что чем выше уровень цен Р, тем меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.

Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить по­требители. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации. Характер кривой совокупного спроса аналоги­чен графику индивидуального спроса, но факторы (эффекты), вызываю­щие изменения совокупного и индивидуального спроса, различны.

На тесноту и вид связи между объемом и уровнем цен оказывает влияние ряд макроэкономических эффектов. Одним их таких эффек­тов является эффект процентной ставки. Суть его заключается в том, что ставка процента зависит от предложения денег на рынке. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет рост спро­са на деньги, а следовательно, повышение процентной ставки. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем больше часть потребите­лей начинает сберегать деньги и совершать меньшее количество по­купок. В результате растут частные сбережения. Удорожание креди­та вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции — производственные закупки. Таким образом, сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей. В итоге вследствие эффекта процентной ставки происходит уменьшение совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая АD приобрета­ет нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.

Весьма противоречивым образом влияет на уровень совокупно­го спроса так называемый эффект Пигу.  Его иногда называют эффектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства. Он со­стоит в том, что с ростом цен происходит обесценение имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение их покупатель­ной способности и, следовательно, богатства. Здесь возможны раз­ные варианты потребительского поведения. Высока вероятность того, что население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои акти­вы от обесценения. Сбережения сокращаются, увеличивается и в ряде случаев нагнетается ажиотажный текущий спрос, что в свою очередь вызывает рост инфляционных ожиданий и дальнейшее повышение спроса и цен.

Вместе с тем в такой ситуации со временем может понизиться спрос на дорогостоящие товары, предметы роскоши и т.п., поскольку инфляция понижает реальную покупательную способность финансо­вых активов. Суммарное воздействие на совокупный спрос эффекта Пигу в результате может быть как положительным, так и отрицатель­ным. Это во многом зависит от степени роста цен; незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфля­ции его сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет извес­тную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос.

Кроме того, на поведение кривой совокупного спроса может ока­зать влияние тот факт, что при повышении цен внутри страны растет спрос на более дешевые импортные товары. При неизменных тамо­женных тарифах произойдет увеличение объемов импорта и сниже­ние объемов экспорта, поскольку иностранные потребители предпоч­тут более дешевые аналогичные товары в других странах. Это не­гативно скажется на уровне совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, снижение цен б стране повысит сово­купный спрос и со стороны внутреннего, и со стороны внешнего рын­ка. Таким образом, в результате действия всей совокупности рассмот­ренных выше ценовых факторов происходит движение вдоль кривой совокупного спроса.

Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые факторы (детерминаты), которые можно выделить в сле­дующие группы согласно четырем основным составляющим совокуп­ного спроса:

Таблица 1.2.  Неценовые факторы совокупного спроса.

Личное потребление (C)

Инвестиции (I)

Государственные закупки (G)

Чистый экспорт (X)

Доходы потребителей

Процентные ставки

Изменение в государственный расходах

Изменение в условиях внешней торговли

Ожидания

Ожидаемые прибыли

Принятие государственных программ

Национальный доход в зарубежных странах

Задолженность

Уровень налогов

 

Валютные курсы

Налоги с потребителей

Технология

 

 

 

 

Из таблицы 1.2 следует, что потребительские расходы определяются, прежде всего уровнем благосостояния потребителей, т.е. вели­чиной их доходов, включающих финансовые активы (наличные день­ги, ценные бумаги, недвижимость). В результате увеличения доходов потребительские расходы при данном уровне цеп возрастают — кри­вая совокупного спроса смещается вправо. Однако по мере роста до­ходов предельная склонность к потреблению начинает снижаться, по­этому рост спроса всегда отстает от роста доходов. От эффекта Пигу и богатства этот фактор отличается тем, что действует при неизмен­ном уровне цен, т.е, в данном случае рассматривается рост благосос­тояния, например, в результате роста курса акций.

 

 

 

 

2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.

Под Совокупным предложением (АS) — (от англ. aggregate supply) - понимается уровень налич­ного реального объема производства в стране при каждом возмож­ном уровне цен. Если не учитывать влияние международной торговли, то АS можно приравнять к ВНП или при элиминировании несущест­венных различий в подсчете - к величине национального дохода NI:

АS = Q x Р, или АS = заработная плата + рента + процент + прибыль.

При более высоком уровне цен возникают стимулы к увеличе­нию объема производства и, следовательно, предложения товаров, т.е. кривая АS имеет восходящий вид так же, как и кривая предложе­ния на отдельных товарных рынках. Однако форма кривой АS в за­висимости от того, рассматриваем ли мы совокупное предложение в краткосрочном или долгосрочном периоде, может быть различной. Типы кривой совокупного предложения, отображающей зависимость между уровнем цен и объемом ВНП, представлены на рис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из рисунка 2.1, кривая совокупного предложения отли­чается от кривой предложения единичного товара и состоит из трех отрезков: а) горизонтального (кейнсианского), б) восходящего и в) вертикального (неоклассического).

На кейнсианском отрезке кривой (в краткосрочном периоде) про­изводство характеризуется наличием неполной занятости, недогруз­кой производственных мощностей, фиксированным уровнем цен и за­работной платы, значительным уровнем безработицы, т.е. наличием избыточных ресурсов. Это свидетельствует о том, что экономика на­ходится в состоянии глубокого спада или депрессии. В данной ситуа­ции рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стиму­лов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов. На эти факторы указывал Дж.М. Кейнс, рассматривая способы выхода из циклических кризисов и обос­новывая необходимость стимулиро­вания спроса в целях подъема про­изводства в стране.

Второй участок кривой отра­жает состояние, когда экономика близко подходит к полному исполь­зованию ресурсов: одновременно идет рост цен и рост валового об­щественного продукта. Рост цен при этом связан с ростом издержек на производство дополнительной еди­ницы продукции.

Неоклассический отрезок отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически пол­ностью использованы. Это выражается в полной занятости, в макси­мальной загрузке производственных мощностей, и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение физически не растет, но происходят его качест­венное изменение и денежная переоценка.

Форма кривой совокупного предложения вызывает большие споры.  Некоторые экономисты, которых называют представителями классической или неоклассической школы, утверждают, что вся кривая является вертикальной, а изменения совокупного спроса сравнительно безобидны,  поскольку оказывают влияние только на уровень цен и не затрагивают объема производства и занятость. Другие (кейнсианцы) считают, что кривая совокупного предложения либо горизонтальная, либо восходящая и поэтому такое уменьшение совокупного спроса имеет  отрицательные и очень  дорогостоящие  последствия  для  производства и занятости.

    Анализ кривой совокупного предложения показал, что реальный объем  национального  производства увеличивается,  когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки    совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного  предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом национального производства и уровнем цен при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих "прочих условий" изменяются,  смещается сама кривая совокупного предложения.  Смещение  кривой  от  AS1 к AS2 на рисунке 2.2 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и  классическом  отрезках  кривой  совокупного   предложения она  сдвигается вправо,  указывая на то,  что все вместе взятые предприятия будут производить больший реальный объем  национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На    кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения увеличение  совокупного предложения  означает  снижение  уровня  цен при различных    уровнях объема национального производства (нисходящая кривая  совокупного предложения).

 

 

Рисунок 2.2. Изменение совокупного производства

Ниже перечисляются такие "прочие условия",  при  изменении которых смещается кривая совокупного предложения. Эти факторы называются неценовыми факторами совокупного предложения, потому что все они  вместе взятые определяют положение кривой совокупного предложения. Они имеют одну общую черту: при их изменении меняются и издержки на единицу продукции. Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками на единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары, то есть более высокого уровня цен,  предприятия  увеличивают  реальный  объем  производства.  А  узкие места в производстве означают, что издержки на единицу продукции имеют тенденцию  к повышению,  когда  производство  расширяется по направлению к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения на  промежуточном  отрезке отклоняется вверх.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение