Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа
Экономика – это совокупность производственных отношений, хозяйственный базис общества. Термином «экономика» обобщенно называют экономические науки - совокупность научных дисциплин, изучающих секторы и отрасли производственного комплекса государств, межгосударственные экономические отношения, основные условия и способы производства обмена и потребления продукции, товаров и услуг, формы хозяйственной деятельности и механизмы экономического регулирования. Если говорить про экономическую науку то она возникла в древности, и долгое время не имела своей отдельной (самостоятельной) дисциплины. Где-то с 15 столетия с началом формирования в Европе капиталистического хозяйства (рыночного отношения) она стала отдельной наукой. Сложность экономических явлений потребовала развития экономической науки до уровня, на котором она могла бы легко давать и объяснять эти явления, давать ответы на поставленные самой жизнью вопросы
Глава 1.
Основные направления и школы экономической теории
Глава 2.
Зарождение экономической теории и её развитие
Глава 3
3.1 Физиократы
3.2 Классическая школа политэкономики
3.3 Марксизм
3.4 Экономическая неоклассическая теория
3.5 Институционализм
3.6 Монетаризм
Заключение
В своем отрицании утверждений Дж.М.Кейнса о необходимости государственного вмешательства в экономику Ф. фон Хайек был чрезвычайно последователен. Например, к ужасу многих экономистов, он полагал вредным существование государственной монополии в сфере денежного обращения и считал выпуск каждым коммерческим банком собственных денег, обеспеченных своими средствами, лучшим вариантом денежного хозяйства.
Ф. фон Хайек утверждал, что главный виновник безработицы – не инфляция и не дефляция, а профсоюзы и государство. Аналогично, хотя было принято объяснять циклические колебания несовершенством свободного предпринимательства, однако главным виновником экономической нестабильности, по Ф. фон Хайеку, является государство, часто проводящее неэффективную экономическую политику.
И
Л. фон Мизес, и Ф. фон Хайек
доказывали, что вмешательство государства
в рыночные механизмы во имя абстрактных
идей «государственного
Современная неоклассика.
Реванш неоклассиков в 1970-е связан с наступлением эпохи научно-технической революции, когда старые (кейнсианские) методы государственного регулирования становятся слишком «грубыми».
Современные
неоклассики стремятся
В отличии от неоклассиков начала 20 века, современные неоклассики, как правило, уже не требуют от правительства выполнять функции только «ночного сторожа». Так, сторонники монетаризма (их лидером является американский экономист Милтон Фридмен) обосновывают идею, что на макроэкономическом уровне необходимо осуществлять не фискально-бюджетную политику (государственное регулирование посредством ставки процента, налогов и расходов), а активную кредитно-денежную (государственное регулирование денежной массы). Сторонники теории общественного выбора (основоположник этого направления – американский экономист Джеймс Бьюкенен) обращают основное внимание на роль государства как верховного арбитра: по их мнению, оно должно не только следить за соблюдением хозяйственного законодательства, но и активно его совершенствовать.
Таким образом, в подходах и кейнсианцев, и современных неоклассиков государственное регулирование не отвергается. Разница между этими школами заключается лишь в приоритетности тех или иных целей и методов экономической политики. Упрощенное понимание этих различий достигается при помощи «игровой» аналогии. С точки зрения кейнсианцев, государство – активный «игрок» в хозяйственной жизни, играющий на стороне той «команды», деятельность которой в наибольшей степени стимулирует экономический рост страны. С точки же зрения современных неоклассиков, государство должно быть неподкупным «судьей», который вырабатывает наиболее эффективные «правила игры» в хозяйственной жизни и строго следит за их соблюдением, не «подыгрывая» ни одной из команд.
Для неоклассиков конца 20 в. характерна сильная антиэтатистская риторика – критика бюрократии, требования разгосударствления хозяйственной жизни путем приватизации государственной собственности и дерегулирования. Однако если обратиться к данным статистики о доле государственных расходов в ВВП, то обнаруживается, что в период «неоклассической контрреволюции» активность правительств почти всех развитых стран в перераспределении произведенного валового продукта не сокращалась, а росла (табл. 2). Это доказывает, что за критикой государственного регулирования со стороны современных неоклассиков скрывается призыв не столько отказываться от этого регулирования, сколько менять его формы.
Современная неоклассика представляет собой совокупность многих конкурирующих направлений, приверженцы которых объединены общими либеральными установками, но полемизируют друг с другом по многим теоретическим и практическим вопросам. Самой известной среди неоклассических школ конца 20 в. являлся монетаризм.
Монетаризм как лидер неоклассики конца 20 века. Монетаризм, на первый взгляд, – это теория о роли денег в современном рыночном хозяйстве. Сторонники этой теории ставят во главу угла при изучении рынка денежно-кредитный механизм, полагая, что именно он играет в рыночном механизме наиболее важную роль (отсюда и название данной концепции). Монетаристы – продолжатели количественной теории денег, разработанной американским экономистом Ирвингом Фишером в начале 20 в. В то же время, монетаризм – это целостная теория рыночного хозяйства, особый подход к проблемам воспроизводства, социальной политики, международных экономических отношений и даже борьбы с преступностью.
Монетаристская школа сформировалась в США и стала популярной уже в 1960-е. Под влиянием популярности либеральных идей монетаристов стали быстро развиваться и иные неоклассические теории – такие как «экономика предложения», теория общественного выбора и т.д. Даже кейнсианцы отчасти поддались интеллектуальному влиянию неоклассиков, отреагировав на него созданием концепций «кейнсианско-неоклассического синтеза». Хотя в рамках самого неоклассического направления монетаризм в 1990-е постепенно стал уступать в популярности неоинституциональным концепциям, он продолжает пользоваться авторитетом одной из ведущих школ современной экономической теории.
Главная идея монетаристов заключается тому, что рыночная экономика по-прежнему способна к эффективному саморегулированию. Трудности возникают не внутри рыночной экономики, а извне, рынок как бы «переваривает» их.
Из этого исходного принципа логично вытекает необходимость ограничения государственного вмешательства в экономику. Для монетаристов характерны следующие мнения: «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «ошибки совершают все, но мы платим за них своими деньгами, а государство нашими»; «чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей».
Монетаристы
считают, что государственное
Для монетаризма характерен перенос центра тяжести исследований и практических рекомендаций в область кредитно-денежных отношений. Именно деньги могут быть, по мнению М.Фридмена и его коллег, главным «встроенным стабилизатором» рынка, стихийным регулятором экономических процессов. Таким образом, если неоклассики конца 19 – начала 20 вв. концентрировали свое внимание на микроэкономических процессах, то неоклассики второй половины 20 в. стали активно изучать и макроэкономические проблемы.
М.Фридмен выступал за строгое выполнение монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно расширяться в темпе, совпадающим с ежегодным темпом потенциального роста ВНП. Иначе говоря, денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3–5% в год. По М.Фридмену, если денежное предложение будет расти в постоянном темпе, то и всякая тенденция к спаду в экономике будет носить временный характер. Поэтому он предлагал запретить использование денег в любых целях краткосрочной политики (для регулирования процентной ставки и занятости). Таким образом, монетарная концепция фактически исключает бюджетную политику. Кроме того, государство должно устранять любые внутренние факторы, оказывающие неденежное влияние на уровень цен (контроль профсоюзов и т. д.).
Главная, по мнению М.Фридмена, ценность экономической деятельности, защите которой должно быть подчинено все остальное, – это свобода. Как считают монетаристы, человек свободен в той мере, в какой на его выбор не действуют ограничения со стороны других людей. Иначе говоря, свободой они называют отсутствие препятствий для того, чтобы индивид осуществлял свой выбор. Такая трактовка свободы имеет ярко выраженный либеральный оттенок. В предельном своем выражении эта точка зрения привела М.Фридмена к выводу, что политика правительства по борьбе с потреблением наркотиков нарушает свободу граждан, поскольку любой из них должен иметь право добровольно выбирать между здоровым образом жизни и медленным самоубийством, вызванным потреблением наркотиков.
Выдвигая на передний план свободу, монетаристы своеобразно трактует проблему равенства. По мнению М.Фридмена, единственно справедливое равенство – это равенство возможностей, когда каждый человек должен иметь если не равные, то, по крайней мере, близкие возможности строить свою жизненную карьеру. Принцип равенства результатов (уравнивания доходов) монетаристы категорически отвергают, не без основания усматривая в ней несправедливую уравниловку, которая лишает людей стремления бороться за «место под солнцем». По их мнению, рыночный механизм «невидимой руки» дает каждому свободу выбора, обеспечивая тем самым равенство возможностей соревноваться за более высокие доходы и социальный статус.
С другой стороны, в 1990-е начала расти популярность новых направлений экономической теории, представители которых подвергали критическому теоретическому переосмыслению основополагающие принципы неоклассики.
Одной из групп критиков неоклассики стали сторонники психологической экономики во главе с Дэниелем Канеманом. Еще в 1970-е они стали проверять, действительно ли реальные люди мыслят и поступают строго рационально. Оказалось, что, несмотря на все удобства, которые дает принятая ноклассиками идеальная модель человеческого поведения, реальный человек зачастую мыслит отнюдь не рационально и имеет мало общего с «человеком экономическим».
Другое
направление критики
Таким образом, рациональный индивидуализм – главный методологический принцип неоклассической экономической теории, унаследованный ею от А.Смита, – подвергается в наши дни критике сразу с двух сторон.
Конечно,
неоклассики находят
В нашей стране пик популярности неоклассики пришелся на конец 1980-х – первую половину 1990-х, когда она воспринималась как новая «единственно верная» экономическая теория, призванная заменить «ошибочный» марксизм. Именно российские поклонники неоклассических идей (прежде всего, Егор Гайдар) возглавили в начале 1990-х либеральные экономические реформы. Однако уже к концу 1990-х обозначился заметный спад влияния неоклассических идей на российских экономистов. С одной стороны, стали очевидными не только успехи, но и провалы «гайдаровских» реформ. С другой стороны, преподаватели экономики осознали, что неоклассическая теория не менее абстрактна и не намного более практична, чем «старый» марксизм. В последние годы под влиянием критики отечественные экономисты-либералы (Ясин, Илларионов), как и зарубежные неоклассики, стали обращать все больше внимания на институциональные факторы экономического развития (национальная культура, политические свободы), которые ранее практически не учитывались.
2. Институционализм.
Многие
элементы из "исторической школы"
были восприняты таким направлением экономической
мысли как институционализм. Институционализм
- направление в экономической мысли, исходящее
из постулата, что общественные обычаи
регулируют хозяйственную, экономическую
деятельность. Отличительной особенностью
представителей институционализма является
то, что в трактовке социально - экономических
явлений они исходят из определяющей роли
не индивидуальной (как в политической
экономии классического направления),
а групповой психологии. Здесь четко прослеживается
связь с исторической школой, которая
требовала поставить экономический анализ
на более широкую социологическую и историческую
основу, подчеркивая, что народное хозяйство
принадлежит миру культуры.
Становление институционализма связывают
с именем американского экономиста Т.Веблена
(1857-1929), который поставил в центр исследований
не "рационального", а "живого"
человека и попытался определить, чем
диктуется его поведение на рынке. Как
известно, экономические теории девятнадцатого
века, особенно это касается маржиналисткого
направления в науке, в своих построениях
явно или неявно исходили из предпосылки
существования "экономического человека",
появление которого в экономическом анализе
связывают с именем А.Смита. Это человек
с независимыми предпочтениями, стремящийся
к максимизации собственной выгоды и очень
точно знающий, в чем эта выгода состоит.
Другими словами, человек экономический
- это рациональный эгоист. Веблен поставил
под сомнение два основополагающих положения
классической школы:
- положение о суверенитете потребителя,
- положение о рациональности его поведения.
Веблен доказал, что в рыночной экономике
потребители подвергаются всевозможным
видам общественного и психологического
давления, вынуждающих их принимать неразумные
решения. Именно благодаря Веблену в экономическую
теорию вошло понятие "престижное или
показное потребление", получившее
название "эффект Веблена". Престижное
потребление имеет в своей основе существование
так называемого "праздного класса",
находящегося на вершине социальной пирамиды.
Черта, указывающая на принадлежность
этому классу - крупная собственность.
Именно она приносит почет и уважение.
Характеристиками класса крупных собственников
являются демонстративная праздность
("не труд" - как высшая моральная
ценность) и демонстративное потребление,
тесно связанное с денежной культурой,
где предмет получает эстетическую оценку
не по своим качествам, а по своей цене.
Другими словами, товары начинают цениться
не по их полезным свойствам, а по тому,
насколько владение ими отличает человека
от окружающих (эффект завистливого сравнения).
Чем более расточительным становится
данное лицо, тем выше поднимается его
престиж. Не случайно в настоящее время
существуют такое понятие, как "издержки
представительства". Высшие почести
воздаются тем, кто, благодаря контролю
над собственностью, извлекает из производства
больше богатства, не занимаясь полезным
трудом. И если демонстративное потребление
является подтверждением общественной
значимости и успеха, то это вынуждает
потребителей среднего класса и бедняков
имитировать поведение богатых. Отсюда
Веблен делает вывод, что рыночную экономику
характеризует не эффективность и целесообразность,
а демонстративное расточительство, завистливое
сравнение, преднамеренное снижение производительности.
Категория "завистливое сравнение"
играет в системе Веблена чрезвычайно
важную роль. При помощи этой категории
Веблен не только объясняет склонность
людей к престижному потреблению, но также
стремление к накоплению капитала: собственник
меньшего по размеру состояния испытывает
зависть к более крупному капиталисту
и стремится догнать его; при достижении
желаемого уровня появляется стремление
перегнать других и т.д. Что касается престижного
потребления, то оно, по мнению Веблена,
ведет к неправильному применению производительной
энергии и, в конечном счете, к потере реального
дохода для общества. Не случайно мишенью
вебленовской критики в его самой известной
работе "Теория праздного класса"
(1899) является искусственная психология
и ложная идея целесообразности. Веблен
не может признать и тезиса, который неявно
присутствует в классической политической
экономии с ее господством рационального
поведения человека, об оправданности
любого спроса. Классики "забывают",
считает Веблен, что спрос есть проявление
экономической системы и в качестве таковой
является и результатом и причиной экономических
действий. Все пороки экономической системы
заключаются в характере спроса (проституция,
детский труд, коррупция). Следовательно,
этика не может не являться составной
частью экономической теории. Как вызов
классической политической экономии можно
рассматривать мысли Веблена по поводу
движущих мотивов человеческого поведения.
Не максимизация выгоды, а инстинкт мастерства
(изначально заложенное в человеке стремление
к творчеству), инстинкт праздного любопытства
(продолжение инстинкта игры как формы
познания мира) и родительское чувство
(забота о ближнем) формируют облик экономики
в целом. Очевидно неприятие положения
классической школы, что человек стремится
к получению максимальной выгоды для себя,
подчиняя свои действия "арифметике
пользы". Веблен считает, что человек
не машина для исчисления ощущений наслаждения
и страдания и его поведение не может сводиться
к экономическим моделям, основанных на
принципах утилитаризма и гедонизма. Веблен,
а вслед за ним и другие представители
институционализма считали, что теория,
дающая удовлетворительную трактовку
экономического поведения человека, должна
включать и внеэкономические факторы,
объяснять поведение в его социальном
аспекте. Отсюда вытекало важное для институционалистов
требование применять к экономической
теории данные социальной психологии.
Надо сказать, что Веблена с полным правом
можно отнести к основателям такой науки,
как экономическая социология.
Интересен и взгляд Веблена на главное
противоречие капитализма, которое он
рассматривал как противоречие между
"бизнесом" и "индустрией". Под
индустрией Веблен понимал сферу материального
производства, основанную на машинной
технике, под бизнесом - сферу обращения
(биржевых спекуляций, торговли, кредита).
Индустрия, согласно взглядам Веблена,
представлена функционирующими предпринимателями,
менеджерами и другим инженерно-техническим
персоналом, рабочими. Все они заинтересованы
в развитии и совершенствовании производства
и потому являются носителями прогресса.
Представители же бизнеса ориентированы
исключительно на прибыль и производство
как таковое их не волнует.
В теории Веблена, капитализм (в его терминологии
- "денежное хозяйство") проходит
две ступени развития: стадию господства
предпринимателя, в течение которой власть
и собственность принадлежат предпринимателю,
и стадию господства финансиста, который
не принимает непосредственного участия
в производстве. Господство последних
основано на абсентеисткой собственности,
представленной акциями, облигациями
и другими ценными бумагами (фиктивным
капиталом), которые приносят огромные
спекулятивные доходы. В итоге непомерно
расширяется рынок ценных бумаг, и рост
размеров "абсентеисткой собственности",
которая является основой существования
"праздного класса" (финансовой олигархии),
во много раз превосходит увеличение стоимости
материальных активов корпораций. В результате
противоречие между "бизнесом" и
"индустрией" обостряется, так как
финансовая олигархия получает все большую
часть своих доходов за счет операций
с фиктивным капиталом, а не за счет роста
производства, повышения его эффективности.
Веблен постоянно подчеркивал, что развитие
индустрии подводит к необходимости преобразований
и предсказывал установление в будущем
власти технической интеллигенции - "технократии"
(лиц, идущих к власти на основании глубокого
знания современной техники). В трактовке
Веблена основной целью "технократии"
является наилучшая работа промышленности,
а не прибыль, как для бизнесмена, который
к тому же не осуществляют производственных
функций и занят лишь финансовой деятельностью,
становясь тем самым лишним звеном экономической
организации. В сценарии будущего Веблена
предполагается забастовка технических
специалистов, которая сразу приведет
к "параличу старого порядка" и заставит
бизнесменов отказаться от руководящих
позиций в производстве, от власти. Веблен
утверждает, что достаточно объединится
незначительному числу инженеров (вплоть
до одного процента их общего числа), чтобы
"праздный класс" добровольно отказался
от власти. В обществе же, которым руководит
технократия, производство будет функционировать
для удовлетворения потребностей, будет
осуществляться эффективное распределение
природных ресурсов, справедливое распределение
и т.д.
Современный монетаризм