Спрос и его функция. Закон спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

•изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
◦классификация видов спроса;
◦изучение функций спроса;
◦изучение закона спроса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия

1.Виды и классификация спроса ………………………………………….5
2.Изучение факторов и детерминантов спроса…………………………..8
3.Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….10
2. СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА

2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..13

2.2. Закон спроса………………………………………………………………16

3. взаимосвязь спроса и предложения

3.1. Закон предложения, кривая предложения и факторы, влияющие на предложение…………………………………………………………………...25

3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Спрос курсовая.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)
 

                               Таблица 1

Классификация спроса 

Признак классификации Вид спроса
По  числу объектов спроса - макроспрос  – спрос всего населения на  товарную группу или совокупность  товаров

- микроспрос  – спрос целевого рынка на  отдельный товар или его ассортиментную  разговидность

По  состоянию рынка - негативный  спрос

-отсутствующий  спрос

- скрытый  спрос

-чрезмерный  спрос

-полноценный  спрос

По  формам образования - потенциальный  (закрытый)

- формирующийся

- сложившийся

-нерегулярный: сезонный, рекреационный, дневной,  часовой

-отложенный (накапливаемый)

- панический (ажиотажный)

По  тенденциям - растущий (интенсивный)

- стабилизировавшийся

- угасающий  (сокращающийся, спад спроса)

По  покупательским намерениям - твердо сформулированный (жесткий)

- альтернативный (мягкий, компромиссный)

- спонтанный (импульсный)

По  социально – демографическим  группам потребителей - спрос лиц  (семей)

- спрос  половозрастных групп населения

По  месту покупки - глобальный

-региональный

- городской

- сельский

- базовый

- мобильный

По  степени удовлетворения - удовлетворенный  спрос

- условно  удовлетворенный спрос

- неудовлетворенный спрос

По  времени формирования и предъявления на рынке - прошлый

- настоящий

- будущий

 
 
    1. Изучение  факторов и детерминантов спроса

    Фактор спроса - это повышение уровня совокупного спроса, обусловливающее экономический рост в масштабе всего хозяйства страны. Факторы спроса имеют свою классификацию:

    - Производственные – это объем,  структура и ассортимент производства  товаров, качество и уровень  конкурентоспособности товара, проявление  НТП, политика импортирования, доля нетоварного потребления;

    - Социально – экономические –  уровень инфляции, уровень и соотношение  цен, уровень и структура денежных  доходов, размер и прирост сбережений, уровень занятости или безработицы,  пенсионное и социальное обеспечение;

    - Социальные – распределение населения  по социальным группам (классам), социальный статус, стиль и образ  жизни, уровень образования и  культуры, вероисповедание, эстетические  взгляды и вкусы, система социальных  и моральных ценностей, потребительская культура;

    - Психологические – тип личности, степень рекламной внушаемости, потребительская психология, престижность, отношение к моде;

    - Демографические – численность  и половозрастная структура населения,  размер, состав и жизненный цикл  семей, уровень урбанизации, региональное распределение населения, миграция, типы и размер городских и сельских поселений, обеспеченность населения жильем, структура и планировка жилищ, антропологические признаки (рост, размер и т.д.);

    - Торгово – экономические – емкость и насыщенность рынка, система защиты прав потребителей, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость, процесс морального старения товаров, мода, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама;

    - Инфраструктурные – развитие  сети торговых предприятий и  предприятий услуг, обеспеченность  ими населения, организация торговли, время, затрачиваемое на покупки,  качества обслуживания;

    - Физиологические – естественные (физические) свойства человека, определяющие естественные границы потребления, потребительские привычки;

    - Национально - климатические –  национальные традиции потребления,  особенности климата. 

    Для управления спросом предприятию, производителю  новой продукции, необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и называемые детерминантами спроса. Заметим, что детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.

    Все факторы спроса на новую продукцию можно разделить на внутренние, относящиеся к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные, в основном, с особенностями функционирования внешней среды (табл. 2). 

Таблица 2

Влияние факторов на изменение  спроса на новую продукцию 

    № п/п Детерминанты  спроса Тенденции изменения  спроса
    I Внутренние  
    1 Соответствие  отраслевым стандартам Прямая
    2 Соответствие  тенденциям моды Прямая
    3 Высокое качество новой продукции Прямая
    4 Обеспечение гарантийного и сервисного обслуживания новой продукции Прямая
    5 Величина расходов на научные исследования Прямая
    6 Технический уровень  предприятия-изготовителя новой продукции Прямая
    7 Скорость освоения Прямая
    8 Транснациональный уровень отрасли Прямая
    9 Цена Обратная
    10 Авторитет покупателя Прямая
    11 Сегмент рынка Специфическая
    12 Коммуникация Прямая
    13 Затраты на рекламу Прямая
    14 Уровень профессиональной подготовки кадров Прямая
    II Внешние  
    1 Состояние экономики Прямая
    2 Политическая  обстановка Специфическая
    3 Правовая база Прямая
    4 Экологическая обстановка Обратная
    5 Технический прогресс Прямая
    6 Соотношение на рынке старой и новой продукции Специфическая
    7 Повышение эффективности  работы потребителя Прямая
    8 Действенность рекламы Прямая
    9 Доходы потребителей Прямая
    10 Наличие заменителей Обратная
    11 Неопределенность Обратная

    Изучив  все факторы влияющие на спрос  предприятие может получить максимальную прибыль с меньшими затратами, а  так же быть конкурентоспособным  предприятием.  
 

    1. Влияние спроса на экономическую  стратегию предприятия

    Первым  направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя  на рынке готовой продукции. Для  определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т.е. провести анализ спроса, анализ предложения и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.

    Размер  реального спроса зависит от реальной покупательной способности (спрос  всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.

    Произвести  анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.

    Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, а при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем производства начинает превышать спрос.

    Прогнозирование спроса для различных товаров  различно по сложности. Например, для  автомобильных коробок передач  или химического сырья размеры  спроса достаточно очевидны. А спрос  на товары, имеющие многофункциональное назначение, не так очевиден. Еще сложнее прогнозировать спрос на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар.

    Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции  прошлого на будущее. Можно учесть возможность  изменения тенденций в связи  с изменением какого-либо фактора, в  частности, дохода на душу населения.

    Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Спрос с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному воздействию.

    При определении объемов производства нельзя не учитывать производство этого  же товара другими производителями  — конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской инициативой и деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение справочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ.

    Определив ожидаемый уровень спроса, необходимое  и возможное предложение со стороны  фирмы можно определит возможный  объем производства. Определение цены продукции нужно производить с учетом ряда факторов:

    — цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции  и приносить предприятию прибыль;

    — цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и качества товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать спрос на продукцию данной фирмы;

    — цена должна соответствовать цене спроса, то есть максимальной цене, которую  покупатели должны заплатить за данную продукцию.

    Спрос на ресурсы является зависимым от спроса на готовую продукцию, поэтому  в первую очередь определяются виды продукции, производство которых будет  пользоваться наибольшим спросом и  принесет наибольшую прибыль. Получение  наибольшей прибыли означает, что продукция будет производиться с меньшими издержками. Известно, что значительную часть издержек составляют затраты на материальные ресурсы, то есть ресурсы необходимые на производство данной продукции. Поэтому из определенных видов продукции необходимо выбрать те виды продукции, производство которых будет приносить наибольшую удельную прибыль, то есть прибыль на единицу продукции. Для этого предлагается решить задачу о планировании производства. Исходными данными для решения задачи являются: виды продукции, которое может выпускать данное производство, виды ресурсов, которыми располагает предприятие и их запасы, удельный расход каждого вида ресурса на производство каждого вида продукции, цена от реализации единицы продукции, а также стоимость единицы каждого вида ресурса. В результате решения задачи мы получим те виды продукции, которые необходимо производить и в каком количестве, а также суммарную прибыль от реализации всей выпускаемой продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Спрос и его функция. Закон спроса