Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:05, курсовая работа
Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
•изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
◦классификация видов спроса;
◦изучение функций спроса;
◦изучение закона спроса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия
1.Виды и классификация спроса ………………………………………….5
2.Изучение факторов и детерминантов спроса…………………………..8
3.Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….10
2. СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА
2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..13
2.2. Закон спроса………………………………………………………………16
3. взаимосвязь спроса и предложения
3.1. Закон предложения, кривая предложения и факторы, влияющие на предложение…………………………………………………………………...25
3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..
Таблица 1
Классификация
спроса
Признак классификации | Вид спроса |
По числу объектов спроса | - макроспрос
– спрос всего населения на
товарную группу или - микроспрос
– спрос целевого рынка на
отдельный товар или его |
По состоянию рынка | - негативный
спрос
-отсутствующий спрос - скрытый спрос -чрезмерный спрос -полноценный спрос |
По формам образования | - потенциальный
(закрытый)
- формирующийся - сложившийся -нерегулярный: сезонный, рекреационный, дневной, часовой -отложенный (накапливаемый) - панический (ажиотажный) |
По тенденциям | - растущий (интенсивный)
- стабилизировавшийся - угасающий (сокращающийся, спад спроса) |
По покупательским намерениям | - твердо сформулированный
(жесткий)
- альтернативный (мягкий, компромиссный) - спонтанный (импульсный) |
По социально – демографическим группам потребителей | - спрос лиц
(семей)
- спрос половозрастных групп населения |
По месту покупки | - глобальный
-региональный - городской - сельский - базовый - мобильный |
По степени удовлетворения | - удовлетворенный
спрос
- условно удовлетворенный спрос - неудовлетворенный спрос |
По времени формирования и предъявления на рынке | - прошлый
- настоящий - будущий |
Фактор спроса - это повышение уровня совокупного спроса, обусловливающее экономический рост в масштабе всего хозяйства страны. Факторы спроса имеют свою классификацию:
-
Производственные – это объем,
структура и ассортимент
-
Социально – экономические –
уровень инфляции, уровень и соотношение
цен, уровень и структура
-
Социальные – распределение
- Психологические – тип личности, степень рекламной внушаемости, потребительская психология, престижность, отношение к моде;
-
Демографические – численность
и половозрастная структура
- Торгово – экономические – емкость и насыщенность рынка, система защиты прав потребителей, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость, процесс морального старения товаров, мода, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама;
-
Инфраструктурные – развитие
сети торговых предприятий и
предприятий услуг,
- Физиологические – естественные (физические) свойства человека, определяющие естественные границы потребления, потребительские привычки;
-
Национально - климатические –
национальные традиции
Для управления спросом предприятию, производителю новой продукции, необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и называемые детерминантами спроса. Заметим, что детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.
Все
факторы спроса на новую продукцию можно
разделить на внутренние, относящиеся
к деятельности объекта анализа, и внешние,
связанные, в основном, с особенностями
функционирования внешней среды (табл.
2).
Таблица 2
Влияние
факторов на изменение
спроса на новую продукцию
№ п/п | Детерминанты спроса | Тенденции изменения спроса |
I | Внутренние | |
1 | Соответствие отраслевым стандартам | Прямая |
2 | Соответствие тенденциям моды | Прямая |
3 | Высокое качество новой продукции | Прямая |
4 | Обеспечение гарантийного и сервисного обслуживания новой продукции | Прямая |
5 | Величина расходов на научные исследования | Прямая |
6 | Технический уровень предприятия-изготовителя новой продукции | Прямая |
7 | Скорость освоения | Прямая |
8 | Транснациональный уровень отрасли | Прямая |
9 | Цена | Обратная |
10 | Авторитет покупателя | Прямая |
11 | Сегмент рынка | Специфическая |
12 | Коммуникация | Прямая |
13 | Затраты на рекламу | Прямая |
14 | Уровень профессиональной подготовки кадров | Прямая |
II | Внешние | |
1 | Состояние экономики | Прямая |
2 | Политическая обстановка | Специфическая |
3 | Правовая база | Прямая |
4 | Экологическая обстановка | Обратная |
5 | Технический прогресс | Прямая |
6 | Соотношение на рынке старой и новой продукции | Специфическая |
7 | Повышение эффективности работы потребителя | Прямая |
8 | Действенность рекламы | Прямая |
9 | Доходы потребителей | Прямая |
10 | Наличие заменителей | Обратная |
11 | Неопределенность | Обратная |
Изучив
все факторы влияющие на спрос
предприятие может получить максимальную
прибыль с меньшими затратами, а
так же быть конкурентоспособным
предприятием.
Первым
направлением применения теории спроса
является ее использование для разработки
стратегии предприятия-
Размер реального спроса зависит от реальной покупательной способности (спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.
Произвести
анализ спроса теоретически очень сложно,
так как любое изучение статистики,
привлечение социологических
Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, а при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем производства начинает превышать спрос.
Прогнозирование спроса для различных товаров различно по сложности. Например, для автомобильных коробок передач или химического сырья размеры спроса достаточно очевидны. А спрос на товары, имеющие многофункциональное назначение, не так очевиден. Еще сложнее прогнозировать спрос на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар.
Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции прошлого на будущее. Можно учесть возможность изменения тенденций в связи с изменением какого-либо фактора, в частности, дохода на душу населения.
Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Спрос с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному воздействию.
При
определении объемов
Определив
ожидаемый уровень спроса, необходимое
и возможное предложение со стороны
фирмы можно определит
—
цена должна покрывать затраты на
производство единицы продукции
и приносить предприятию
— цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и качества товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать спрос на продукцию данной фирмы;
— цена должна соответствовать цене спроса, то есть максимальной цене, которую покупатели должны заплатить за данную продукцию.
Спрос
на ресурсы является зависимым от
спроса на готовую продукцию, поэтому
в первую очередь определяются виды
продукции, производство которых будет
пользоваться наибольшим спросом и
принесет наибольшую прибыль. Получение
наибольшей прибыли означает, что продукция
будет производиться с меньшими издержками.
Известно, что значительную часть издержек
составляют затраты на материальные ресурсы,
то есть ресурсы необходимые на производство
данной продукции. Поэтому из определенных
видов продукции необходимо выбрать те
виды продукции, производство которых
будет приносить наибольшую удельную
прибыль, то есть прибыль на единицу продукции.
Для этого предлагается решить задачу
о планировании производства. Исходными
данными для решения задачи являются:
виды продукции, которое может выпускать
данное производство, виды ресурсов, которыми
располагает предприятие и их запасы,
удельный расход каждого вида ресурса
на производство каждого вида продукции,
цена от реализации единицы продукции,
а также стоимость единицы каждого вида
ресурса. В результате решения задачи
мы получим те виды продукции, которые
необходимо производить и в каком количестве,
а также суммарную прибыль от реализации
всей выпускаемой продукции.