Спрос и его функция. Закон спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

•изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
◦классификация видов спроса;
◦изучение функций спроса;
◦изучение закона спроса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия

1.Виды и классификация спроса ………………………………………….5
2.Изучение факторов и детерминантов спроса…………………………..8
3.Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….10
2. СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА

2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..13

2.2. Закон спроса………………………………………………………………16

3. взаимосвязь спроса и предложения

3.1. Закон предложения, кривая предложения и факторы, влияющие на предложение…………………………………………………………………...25

3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Спрос курсовая.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)

    4. Инфляционные ожидания – повышение цен в период инфляции может привести к увеличению спроса, поскольку потребители ожидают в будущем  еще большего роста цен.

    Следует различать понятия индивидуальный спрос (спрос со стороны одного потребителя) и рыночный (отраслевой) спрос (спрос со стороны всех потребителей на данном рынке (отрасли)).

    На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Идет совмещение кривых индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.

    Цена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминантов изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

    Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов  измениться одна переменная величина под влиянием другой. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

    Эластичность  спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

    В зависимости от этих показателей  различают:

  • Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) — рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
  • Эластичный спрос (Ep(D) > 1) — рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.
  • Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) — это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
  1. Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

    Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.

    Измерив, эластичность спроса по доходу, можно  определить относится ли данный товар  к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа).

    Перекрестная  эластичность – это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

    Экономисты  используют концепцию ценовой  эластичности  для  определения чувствительности потребителей к изменению  цены  продукции.  Если  небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве  покупаемой продукции, то  такой  спрос  называют  относительно  эластичным  или  просто эластичным.

    Таким образом, можно сказать, что согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество  продукции.  Однако  степень  реакции  потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. взаимосвязь спроса и предложения
 

    3.1. Закон предложения, кривая предложения и факторы, влияющие на     предложение 

    Если  спрос – это количество продукции, которое покупатель желает и имеет  возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение – это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Предложение обозначается буквой S (от англ. supply). Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров.3

    То, что сегодня в экономической  теории обозначается как «предложение», настолько многообразно, что с  трудом поддается даже самой общей  классификации. В настоящее время  в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):

    1) сырье (ресурсы);

    2) товары производственного назначения (оборудование и т. п.);

    3) труд (наемный);

    4) капитал (производительный и денежный);

    5) товары потребительского назначения, в том числе:

    - изделия длительного пользования  (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);

    - изделия краткосрочного пользования  (продукты питания, косметика);

    - услуги (действия, в ходе которых  достигается полезный эффект, –  рестораны, туризм).

    Состав  предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.

    Аналогично  закону спроса в экономике действует  и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (p). Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, – уменьшение величины предложения.

    Графически  закон предложения выглядит следующим образом (рис. 4): 
 

                 p  

     

       

                Qs

                 Рисунок 6

    Кривая  строится при условии неизменности факторов, влияющих на величину предложения, таких, как цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке и др. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения – влево.

    Каждой  точке на кривой соответствует комбинация «цена-количество товаров»: более высокому предложению соответствует возросшая цена и большее количество поставок и продаж товаров; положение в начальных точках на кривой – снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках.

    Кривая  предложения находит множество  применений: она отражает предложение  при соответствующих ценах потребительских  товаров и услуг, труда, земли, капитала, инвестиций, денег и т.д.

    Важно отметить, что все точки на кривой предложения показывают изменение цен и количества товаров на рынке и иллюстрируют движение вдоль неподвижной кривой предложения.

    Следует строго различать «само предложение» и «величину предложения»: закон  предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения, т.е.

                 Qs=f(P)      (5) 

    Предложение – это все товары и платные  услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров  и услуг характеризует стоимостной  объем предложения.

    Главными  экономическими факторами, определяющими  динамику предложения, являются следующие.

    Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.

    В то же время рыночное предложение  имеет смысл только тогда, когда  это подтверждают удовлетворяющие  его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская  деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.

    Выручка предпринимателя от реализации товарной продукции равна стоимости единицы  товара, умноженной на число продаж. Из этого следует, что высокая  цена предложения не всегда выгодна и самим предпринимателям, ибо она ограничивает объем реализации. При снижении цены предложения (как правило, это делается на товары высокоэластичного спроса), то возросшее число продаж может даже увеличить объем выручки. Поэтому в мировой практике конечным результатом деятельности коммерческого предприятия считается показатель объема продаж в фактических ценах реализации.

    На  величину предложения влияет и экономическая  конъюнктура. Различают четыре состояния  экономической конъюнктуры (с позиции предложения) – «повышательную», «высокую», «понижательную», «низкую».

    Первые  два состояния – это «рынок продавца». Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю  устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен.

    Величина  предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. При недостаточном предложении возникает конкуренция среди покупателей.

    Величина  и структура предложения отражают налоговую политику государства. Введение каких-то налогов стимулирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить предложение определенных товаров.

    Кроме того, связь производства и потребления  опосредована в рыночной экономике специфической отраслью – торговлей. Торговля также имеет специфические экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов.

    Кривая  предложения перемещается и при изменении других факторов предложения. На ее движение сильное влияние оказывает изменение затрат производителей. Если один производитель сумел свести свои затраты к минимуму, а другие – нет, то цена у первого производителя может быть снижена. Если изменятся цены на сырье и технологические товары, входящие в состав производимой продукции, то это приводит к существенному изменению выпускаемой продукции в целом. Такое же воздействие оказывает и увеличение налогов на данный товар.

Информация о работе Спрос и его функция. Закон спроса