Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:05, курсовая работа
Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
•изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
◦классификация видов спроса;
◦изучение функций спроса;
◦изучение закона спроса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия
1.Виды и классификация спроса ………………………………………….5
2.Изучение факторов и детерминантов спроса…………………………..8
3.Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….10
2. СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА
2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..13
2.2. Закон спроса………………………………………………………………16
3. взаимосвязь спроса и предложения
3.1. Закон предложения, кривая предложения и факторы, влияющие на предложение…………………………………………………………………...25
3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..
4. Инфляционные ожидания – повышение цен в период инфляции может привести к увеличению спроса, поскольку потребители ожидают в будущем еще большего роста цен.
Следует
различать понятия
На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Идет совмещение кривых индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.
Цена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминантов изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов измениться одна переменная величина под влиянием другой. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
В зависимости от этих показателей различают:
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:
Измерив, эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа).
Перекрестная эластичность – это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).
Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.
Таким
образом, можно сказать, что согласно закону
спроса, потребители при снижении цены
будут приобретать большее количество
продукции. Однако степень реакции
потребителей на изменение цены может
значительно варьироваться от продукта
к продукту.
3.1.
Закон предложения,
кривая предложения
и факторы, влияющие
на предложение
Если спрос – это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение – это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Предложение обозначается буквой S (от англ. supply). Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров.3
То, что сегодня в экономической теории обозначается как «предложение», настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):
1) сырье (ресурсы);
2)
товары производственного
3) труд (наемный);
4)
капитал (производительный и
5)
товары потребительского
-
изделия длительного
-
изделия краткосрочного
- услуги (действия, в ходе которых достигается полезный эффект, – рестораны, туризм).
Состав
предложения постоянно
Аналогично закону спроса в экономике действует и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (p). Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, – уменьшение величины предложения.
Графически
закон предложения выглядит следующим
образом (рис. 4):
p
Qs
Рисунок 6
Кривая строится при условии неизменности факторов, влияющих на величину предложения, таких, как цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке и др. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения – влево.
Каждой точке на кривой соответствует комбинация «цена-количество товаров»: более высокому предложению соответствует возросшая цена и большее количество поставок и продаж товаров; положение в начальных точках на кривой – снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках.
Кривая
предложения находит множество
применений: она отражает предложение
при соответствующих ценах
Важно отметить, что все точки на кривой предложения показывают изменение цен и количества товаров на рынке и иллюстрируют движение вдоль неподвижной кривой предложения.
Следует
строго различать «само предложение»
и «величину предложения»: закон
предложения характеризует
Qs=f(P) (5)
Предложение
– это все товары и платные
услуги, представленные к непосредственной
продаже. Стоимость этих товаров
и услуг характеризует
Главными экономическими факторами, определяющими динамику предложения, являются следующие.
Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.
В
то же время рыночное предложение
имеет смысл только тогда, когда
это подтверждают удовлетворяющие
его цены. При неудовлетворительных
ценах или тенденции к их снижению
потребуется сложная
Выручка
предпринимателя от реализации товарной
продукции равна стоимости
На величину предложения влияет и экономическая конъюнктура. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры (с позиции предложения) – «повышательную», «высокую», «понижательную», «низкую».
Первые два состояния – это «рынок продавца». Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен.
Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. При недостаточном предложении возникает конкуренция среди покупателей.
Величина и структура предложения отражают налоговую политику государства. Введение каких-то налогов стимулирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить предложение определенных товаров.
Кроме того, связь производства и потребления опосредована в рыночной экономике специфической отраслью – торговлей. Торговля также имеет специфические экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов.
Кривая предложения перемещается и при изменении других факторов предложения. На ее движение сильное влияние оказывает изменение затрат производителей. Если один производитель сумел свести свои затраты к минимуму, а другие – нет, то цена у первого производителя может быть снижена. Если изменятся цены на сырье и технологические товары, входящие в состав производимой продукции, то это приводит к существенному изменению выпускаемой продукции в целом. Такое же воздействие оказывает и увеличение налогов на данный товар.