Спрос и его функция. Закон спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

•изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
◦классификация видов спроса;
◦изучение функций спроса;
◦изучение закона спроса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия

1.Виды и классификация спроса ………………………………………….5
2.Изучение факторов и детерминантов спроса…………………………..8
3.Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….10
2. СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА

2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..13

2.2. Закон спроса………………………………………………………………16

3. взаимосвязь спроса и предложения

3.1. Закон предложения, кривая предложения и факторы, влияющие на предложение…………………………………………………………………...25

3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Спрос курсовая.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)

  КАРАГАНДИНСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА 

  ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

  КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МЭ  
 
 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА 

  на  тему «Спрос и его функция. Закон спроса» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             Выполнила: студентка                 

                                                                                               группы УА-16с

                                                                                                   Комлева Ю.В.

                                                                                  Руководитель:

                                           Спанова Б.К.                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КАРАГАНДА 2011.

план

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Экономическая сущность  спроса и его роль в организации деятельности предприятия

    1. Виды и классификация спроса ………………………………………….5
    2. Изучение факторов и детерминантов спроса…………………………..8
    3. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….10

2. СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА

    2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..13

    2.2. Закон  спроса………………………………………………………………16

3. взаимосвязь спроса и предложения

    3.1. Закон предложения, кривая предложения и факторы, влияющие на     предложение…………………………………………………………………...25

    3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.

    Изучение  процессов спроса как фактора, влияющего  на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов  любой страны. Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. Именно поэтому тема данной курсовой работы является актуальной. А также актуальность темы обусловлена тем, что связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.

    Однако  нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта. Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

    Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.

    Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

  • изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
    • классификация видов спроса;
    • изучение функций спроса;
    • изучение закона спроса.

    Спрос - это количество продуктов, которые  потребители готовы и в состоянии  купить по определенным ценам за его  единицу в течение определенного  периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить.

    Функция спроса – это функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Более узкая трактовка: функция спроса выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.

    Закон спроса – это экономический закон, предложенный британским экономистом  А.Маршаллом (1842-1924), согласно которому величина спроса на товар или услуги в течение определенного периода времени обратно пропорциональна величине его цены.

    При написании курсовой работы использовались различные источники информации. Основой написания курсовой работы в основном явились: Абдразаков Т.А. «Основы экономической теории (учебное пособие)», Казаков А.П. и Минаева Н.В. «Экономика. Учебный курс по основам     экономической теории», «Общая экономическая теория (политэкономия)» под общей редакцией В.И.Видяпина и Г.П.Журавлевой, а так же Эдвин Дж. Долан. «Микроэкономика», Николаева И. П. «Экономическая теория», Борисов Е. Ф. «Экономическая теория». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Экономическая сущность спроса  и его роль в организации деятельности предприятия 

    1. Виды  и классификация  спроса

    Спрос — это количество товара, которое  хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при  всех возможных ценах на этот товар. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

    Спрос на рынке – это общий объем продаж применительно к рынку товара (или к отрасли) в данном месте и в данный период для совокупности марок или конкурирующих фирм.

    Спрос на продукцию фирмы (спрос на марку) – это часть спроса на рынке, соответствующий  доли рынка, удерживаемая фирмой или маркой на базовом рынке товара.

    Рыночный  спрос – это не фиксированная  величина, а функция ряда переменных, называемых детерминантами спроса. Различают  две группы детерминант спроса1:

    -контролируемые  факторы;

    -неконтролируемые  факторы (ограничения, с которыми фирма сталкивается на рынке).

    Контролируемые  факторы спроса это:

    -Товар  или «решение» проблемы покупателя, т.е. набор создаваемых благ;

    -Цена, совокупность издержек, которые  несет покупатель, чтобы воспользоваться  благами выбираемого решения;

    -Место  или предоставление товаров с  наибольшим удобством для покупателя;

    -Продвижение  или коммуникации, информирующие  о достоинстве предлагаемого  товара.

    Неконтролируемые  факторы спроса это:

    -Ограничения  со стороны покупателей;

    -Ограничения со стороны конкурентов;

    -Ограничения  со стороны сбытовых сетей;

    -Ресурсы,  сильные и слабые стороны фирмы;

    -Ситуационные  ограничения (факторы внешней  среды).

    Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей). Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

    Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в  виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

    Цена  спроса — это максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

    Величины  спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному  отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных  условиях.

    Деятелю рынка необходимо знать, на сколько чувствителен спрос к изменению цены. Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, мы говорим, что он не эластичен. Если же спрос претерпевает значительные изменения, мы говорим, что он эластичен. Что определят эластичность спроса по ценам?

    Спрос, вероятнее всего, будет менее  эластичным при следующих обстоятельствах2:

    1) товару нет или почти нет  замены или отсутствуют конкуренты,

    2) покупатели не сразу замечают  повышение цен,

    3) покупатели медленно меняют свои  покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары,

    4) покупатели считают, что повышенная  цена оправдана повышением качества  товара, естественным ростом инфляции  и т. п. 

    Существую следующие виды спроса на рынке:

  1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.
  2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка.
  3. Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили.
  4. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации.
  5. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены.
  6. Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом.
  7. Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае "демаркетингом", - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. При общем демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос, прибегая к таким мерам, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращение сервиса.
  8. Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий.

Информация о работе Спрос и его функция. Закон спроса