Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Введение 3
1.Закон спроса 5
1.1.Особенности и функции спроса 5
1.2.Ценовые и неценовые факторы изменения спроса 7
2. Предложение: функции и причины изменения предложения 9
2.1.Функции предложения 9
2.2.Причины изменения предложения 11
3.Эластичность спроса и предложения 13
3.1.Коэффициенты эластичности и равновесная цена конкурентного рынка 13
3.2.Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения 17
Заключение 21
Список использованных источников 24
«Спрос и предложение»
Содержание
Введение 3
1.Закон спроса 5
1.1.Особенности и функции спроса 5
1.2.Ценовые и неценовые факторы изменения спроса 7
2. Предложение: функции и причины изменения предложения 9
2.1.Функции предложения 9
2.2.Причины изменения предложения 11
3.Эластичность спроса и предложения 13
3.1.Коэффициенты эластичности и равновесная цена конкурентного рынка 13
3.2.Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения 17
Заключение 21
Список
использованных источников 24
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.
Актуальность данной темы в том, что спрос и предложение - это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования на любые блага или услуги. Содержание законов спроса и предложения выражается в особом взаимодействии между изменяющимися на рынках ценами и количеством благ, покупаемых потребителями и выпускаемых фирмами.
Особенности взаимной зависимости таких переменных, как цена и количество купли-продажи благ по этой цене, позволяют рассматривать спрос в качестве функции покупателя, а предложение — в качестве функции производства, выпуска и поставки на рынки для продажи этих благ фирмами.
Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть особенности и
-
проанализировать ценовые и
- выявить функции предложения;
-
охарактеризовать причины
-
объяснить понятие
-
рассмотреть факторы, влияющие на эластичность
спроса и предложения.
Первая
особенность спроса проявляется
в обратной зависимости между
ценой товара и количеством его
покупок по данной цене. В реальных
условиях рынка эта особенность
выражается в том, что при прочих
равных условиях, чем выше цена и
отчетливее тенденция к ее росту,
тем меньшее количество благ и
услуг будет куплено
Снижение количества покупок одних и тех же благ происходит из-за субъективных ощущений покупателя о том, что каждая последующая единица товара данного вида приносит сравнительно меньшую потребительскую ценность, чем предыдущие его покупки.
Для покупателя это находит выражение в субъективно ощущаемом снижении эффекта от денежных затрат на покупку одних и тех же благ. Результат такого эффекта будет выражаться в том, что покупательский спрос и деньги на покупку данного блага снизятся и «переориентируются» на покупку взаимозаменяемых или идентичных благ с аналогичными потребительскими свойствами.
В тенденциях изменения спроса возможны некоторые исключения, связанные с так называемым эффектом покупательских ожиданий. Например, когда рынки дефицитны, т.е. имеет место нехватка каких-либо товаров, то даже при тенденции к повышению цен на этот товар, покупатели попытаются увеличивать его закупки впрок. В данной ситуации имеют место покупательские ожидания:
-
во-первых, инфляционные ожидания
возможного роста предстоящих
расходов в результате
- во-вторых, возможного вынужденного сокращения его поставки на рынки, а следовательно, искусственного ограничения привычных для потребления благ1.
Характерную
обратную зависимость между ценой
и покупаемым количеством благ, а
также тенденцию постепенного убывания
спроса можно проиллюстрировать
на графике в виде кривой, называемой
функцией спроса (рис. 1 а).
Рис.1а.
Функция спроса
Снижающаяся
кривая спроса имеет отрицательный
наклон, так как описывает обратную
зависимость между ценой и
количеством покупаемого
Рис.1.
б) Рост спроса; в) снижение
спроса
Падающий вид кривой означает также постепенное убывание покупательского спроса из-за снижающейся предельной полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара, что означает необходимость, во-первых, постепенного снижения его цены, а во-вторых, постоянного обновления ассортимента предлагаемых покупателям товаров2.
Следует
различать обычное изменение
количества покупок товаров под
воздействием движения цен и изменение
собственно спроса. Как отмечалось
выше, количество покупок товаров
обратно пропорционально
- уровень денежных доходов покупателей, т.е. изменение их платежеспособности;
- наличие на рынках взаимодополняющих и взаимно заменяющих товаров;
- влияние моды и субъективное отношение к ней покупателей;
- гарантийное и послегарантийное обслуживание продаваемых товаров; и т.п3.
Что происходит в подобных случаях с функцией спроса и как ее изобразить на графике? Очевидно, что спрос в целом не бывает статичным, но перечисленные неценовые факторы существенно усиливают его изменения. Так, например, растущие денежные доходы вызовут повышение спроса, т.е. увеличение количества покупок товара независимо от его цены. И наоборот, снижение доходов приведет к сокращению покупок, хотя их цена не менялась.
Другой пример: если на рынках широко представлены взаимно заменяющие товары (например, чай и кофе), то спрос разделится по предпочтениям на каждую из товарных групп и соответственно снизится независимо от цен этих товаров.
При отсутствии взаимодополняющего товара (например, сахара к чаю и кофе) спрос снизится по обеим основным группам товаров, так как весьма немногие люди употребляют эти напитки без сахара.
Напротив, чтобы повысить спрос на указанные напитки, достаточно устранить дефицит сахара, сладостей, других взаимно дополняемых благ к этим напиткам на потребительских рынках.
Аналогичные зависимости можно проследить во влиянии на изменение спроса таких неценовых факторов, как мода, субъективные вкусы покупателей, гарантии обслуживания и т.п. таким образом, функция изменения покупательского спроса под воздействием неценовых факторов показана в виде сместившихся кривых, вправо вверх при вниз - при его снижении (рис. 1 б, в)4.
В рыночной системе предложение и спрос — две равнозначные стороны одного и того же процесса конкурентного ценообразования. Предложение, как и спрос, — это своеобразная взаимосвязь между ценой и количеством товаров. Однако в отличие от функции спроса предложение представляет собой прямую зависимость между ценами и количеством выпускаемых для продажи благ и услуг.
Предложение — это функция производства, выпуска товаров фирмами для их продажи на рынках. В таком качестве функция предложения имеет свои существенные особенности. Для того чтобы понять их, следует обратиться к кривой предложения (рис. 2).
Рис. 2. Кривая предложения
Кривая
предложения имеет вид
Другими
словами, если цены товаров данного
вида возрастают, то фирмы будут
наращивать их выпуск и доставку на
рынки в целях получения