Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Введение 3
1.Закон спроса 5
1.1.Особенности и функции спроса 5
1.2.Ценовые и неценовые факторы изменения спроса 7
2. Предложение: функции и причины изменения предложения 9
2.1.Функции предложения 9
2.2.Причины изменения предложения 11
3.Эластичность спроса и предложения 13
3.1.Коэффициенты эластичности и равновесная цена конкурентного рынка 13
3.2.Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения 17
Заключение 21
Список использованных источников 24
Так,
обратившись к рис. 2, можно отметить:
все, что находится выше кривой предложения,
— это область со знаком «плюс»
для предпринимателей и фирм, поскольку
означает растущие цены и доходы независимо
от тенденций роста
Изменяющееся предложение товаров — это особое понятие, характеризующее закон предложения. Оно не тождественно понятию изменения количества выпуска и продаж товаров под воздействием их цены. Суть различий между этими понятиями можно объяснить с помощью функции предложения, показанной на рис. 2а, где точки на кривой предложения означают движение цены, вызвавшее соответствующее изменение количества товаров. Рост цен приводит к росту количества выпускаемых товаров. И наоборот, снижение цен приводит к снижению количества выпуска товаров фирмами. Такие изменения могут быть представлены на статичной, неменяющейся кривой предложения.
Ситуация
изменяющегося предложения
Снижение предложения (рис. 2 в) представляет кривая, сместившаяся влево вверх, что означает снижение количества выпуска товаров при неизменной их цене на рынках.
Смещение кривых, означающее изменение предложения в ту или иную сторону, происходит под воздействием следующих факторов:
1) изменения объема и структуры инвестиций (капиталовложений) в фирмах, выпускающих данные блага;
2)
наличия на рынках ресурсов
взаимозаменяемых и
3)
изменения, обновления, совершенствования
технологий производства, позволяющих
экономить ресурсы при выпуске
товаров или улучшать
5)
наличия или отсутствия
6)
условий продажи товаров,
Изменение
этих условий, разумеется, увеличивает
затраты фирм, но вместе с тем
подобные затраты улучшают качество
продукции, ускоряют процесс продажи,
увеличивают объем проданных
товаров, что способствует возмещению
осуществленных затрат.
Измерения спроса и предложения являются важным инструментом экономического анализа, применяющимся для оценки их влияния на торговую выручку. Существенным моментом здесь выступает эластичность, т.е. реакция спроса и предложения на изменение соответственно рыночной цены или доходов покупателей. Таким образом, эластичность означает меру реагирования одной переменной величины на изменения другой переменной.
В наиболее общем виде эластичность спроса по цене можно определить как 1%-ное изменение количества продаж товаров к 1%-ному изменению его цены. Подобным методом могут быть определены коэффициенты эластичности по каждому фактору влияния как на спрос, так и на предложение.
Например,
может быть определена эластичность
спроса при изменяющихся доходах
покупателей или эластичность предложения
при изменяющихся технологиях производства
и т.п. Торговая выручка определяется
как произведение рыночной цены товаров
на общее количество их продаж по этой
цене. Показатель торговой выручки
напрямую зависит от степени эластичности
спроса; для улучшения этого
Например, если при 1%-ном снижении цены товара количество его продаж возрастает более чем на 1%, то имеет место эластичный спрос, позволяющий увеличить товарооборот и торговую выручку. Если 1%-ное снижение цены вызывает увеличение продаж также на 1%, то имеет место единичная эластичность спроса, ускоряющая товарооборот, но не приносящая роста торговой выручки. Существует также и неэластичный спрос, когда при 1%-ном снижении цены количество продаж не достигает даже 1%, не ускоряя товарооборот и вызывая снижение торговой выручки.
Эластичность предложения определяется как относительное изменение количества товаров и их цен, характеризующее степень эффективности производственной и маркетинговой политики. Иначе говоря, эластичное предложение — это ситуация так называемого мгновенного равновесия, когда 1 %-ное увеличение цены товаров вызывает увеличение выпуска товаров более чем на 1% под влиянием кратковременно возросшего спроса, а не производственных причин. Единичная эластичность предложения возникает, когда повышение цены на 1% вызывает рост выпуска товаров также на 1%. Такая ситуация возможна и из-за непродолжительного повышения спроса, вследствие которого производство отреагирует лишь увеличением переменного капитала.
При неэластичном предложении 1%-ное повышение цен вызывает рост выпуска менее чем на 1%, показывая, что спрос уже приспособился к возросшей цене, которая сохранится на длительную перспективу, определяя масштабы капиталовложений (т.е. инвестиции основного капитала) в производство товаров данного вида.
Ситуация эластичности спроса и предложения показаны на рисунках 3 и 4.
Эластичность спроса по цене зависит:
а) от степени необходимости (чем она больше, тем ниже эластичность);
б) количества товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);
в) факторов времени (чем его больше, тем легче потребителю отреагировать на изменение цены, т.е. выше эластичность)8.
В зависимости от этих показателей различают:
1. Неэластичный спрос (EP(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD) (рис. 3а).
2. Эластичный спрос (EP(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (DP=1 %) вызывает значительное изменение QD (рис. 3б).
Рис.
3. Графики спроса
с различной эластичностью
по цене
3. Спрос единичной эластичности (EP(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD (рис.3в).
4. Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены EP(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD (кривая D0 на рис. 3 в).
5. Абсолютно
эластичный спрос, означающий абсолютную
чувствительность QD к малейшему
изменению P (EP(D) =
): незначительный рост P приводит к падению
QD до нуля, а незначительное снижение
P – к увеличению QD до бесконечности
(кривая D¥ на рис. 3в).
Рис.4.
Эластичность предложения
Установление равновесной цены конкурентного рынка происходит под влиянием особенностей изменения как спроса, так и предложения. Цена всегда представлена в денежном выражении и является своеобразным компромиссом покупателей и производителей товаров, установившимся в результате конкуренции. Равновесная цена означает, что по данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита: они нивелированы установившимся уровнем денежного (ценового) эквивалента, который «примирил» экономические интересы всех конкурирующих сил. Иначе говоря, равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое производители и продавцы предлагают на рынке.
Любой излишек товара на рынке оказывает «понижающее» давление на его равновесную цену. И наоборот, наличие дефицита будет оказывать «повышающее» давление на цену недостающего товара до тех пор, пока не установится равновесная цена.
Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени, например в течение дня, недели, месяца и т.д. В каждый последующий момент равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной цены. Уравновешивающая функция цены стимулирует рост предложения при дефиците и сдерживает предложение, разгружая рынок при избытке товаров9.
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.
Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, вы-пускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше10.
Такая
тенденция изменения
Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
1.
Наличие резерва
Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Однако если промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным, по крайней мере в течение короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. И даже в условиях безработицы предложение может быть неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации.