Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.

Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Содержание

Введение 3

1.Закон спроса 5

1.1.Особенности и функции спроса 5

1.2.Ценовые и неценовые факторы изменения спроса 7

2. Предложение: функции и причины изменения предложения 9

2.1.Функции предложения 9

2.2.Причины изменения предложения 11

3.Эластичность спроса и предложения 13

3.1.Коэффициенты эластичности и равновесная цена конкурентного рынка 13

3.2.Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения 17

Заключение 21

Список использованных источников 24

Работа состоит из  1 файл

Спрос и предложение.docx

— 186.71 Кб (Скачать документ)

     2. Уровень запасов.

     Если  в отрасли есть большие товарные запасы, возросший спрос можно  удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение  будет эластичным.

     3. Различие сельскохозяйственных  и промышленных товаров.

     Что касается сельскохозяйственных продуктов, то на эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания  культуры. В течение года никаких  изменений в предложении овощей и зерновых культур не происходит. Предложение некоторых культур, выращиваемых на плантациях (натуральный  каучук, кофе и какао), будет неэластичным в течение еще более длительного  времени, потому что требуется несколько  лет, чтобы новые деревья и  кусты стали плодоносить.

     Предложение промышленных товаров более эластично, чем сельскохозяйственных продуктов. В промышленности есть возможности  справиться с падением спроса: уволить  часть рабочих или перевести  их на неполную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно.

     4. Фактор времени.

     - в условиях кратчайшего рыночного  периода производители не успевают  отреагировать на изменение спроса  и цены, и предложение совершенно  неэластично (ЕS = 0), поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения;

     -в  условиях краткосрочного периода  предложение будет эластично.  Это выражается в том, что  повышение спроса обуславливает  не только рост цен, но и  увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить  некоторые факторы производства  в соответствии со спросом  (сырье, рабочая сила), либо использовать  их более интенсивно;

     - в условиях долгосрочного периода  предложение почти совершенно  эластично, поэтому увеличение  спроса приводит к значительному  росту предложения при постоянных  ценах или несущественном повышении  цен11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     В условиях свободной рыночной экономики  цены определяются взаимодействием  спроса и предложения. Совершенной  конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует  много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка  и продающих одинаковые товары.

     Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно  удовлетворить собственные потребности  при любой установленной на товар  цене, однако каждая из них находится  во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью  своего бюджета, а поставщики - ограниченностью  своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение  будут изменяться.

     Результатом взаимодействия спроса и предложения  выступает рыночная цена, которая  также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние  рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения  величины изменения спроса и предложения  используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

     Рассмотрение  законов спроса и предложения, а  также принципа формирования равновесной  цены позволяет сделать следующие  выводы.

     1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках: фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

     2. Если на рынке произойдет какое-то  событие, которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее  изменение спроса), то фирмы-производители  обязательно среагируют на изменение  рыночных условий (например, увеличение  спроса приведет к росту цены  данной продукции, поскольку спрос  покажет производителям, куда следует  направить свои усилия); начнется  процесс приспособления производителей  и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая  рыночная цена и новый объем  производства, соответствующие изменившимся  условиям.

     Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

     Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где  намерения продавцов и покупателей  совпадают. Изменения в спросе или  предложении, вызванные действием  неценовых факторов (изменением потребительских  предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов  и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой  точке.

       Взаимодействие спроса и предложения,  колебательное движение цен как  его результат выражают сущность  закона спроса и предложения.

     Наиболее  эффективно рыночный механизм действует  в условиях свободной, или совершенной  конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью  продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

       Но для того, чтобы понять рыночную  экономику во всей ее полноте,  необходимо хорошо усвоить два  фундаментальных понятия: спрос  и предложение.

       Спрос и предложение - взаимозависимые  элементы рыночного механизма,  где спрос определяется платежеспособной  потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью  товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между  ними складывается в обратно  пропорциональную зависимость, определяя  соответствующие изменения в  уровне цен на товары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

 
  1. Андриянов В.П., Щегрова Ф.В. Основы экономической теории: Учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений/Под ред. проф. Н.В. Сумцовой. – М.: Юнити-Дана, 2009. - 335 с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2007. – 399 с.
  3. Бедрина Е.Б., Козлова О.А. и др. Введение в экономическую теорию.  - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. — 210 с.
  4. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник – М.: Экономистъ, 2005. – 861 с.
  5. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 544 с.
  6. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 400 с.
  7. Курс экономики: Учебник/Под ред. Райзберга Б.А. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2008. – 627 с.
  8. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику.  - 5-е изд., испр. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 511 с.
  9. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 408 с.
  10. Экономика: Учебник/Архипов А.И. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2007. - 840 с.
  11. Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Буланова – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. – 831 с.
  12. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640 с.
  13. Экономическая теория: Учебн. пособие/Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколтянского – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 464 с.
  14. Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2009. - 510 с.
  15. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 557 с.

Информация о работе Спрос и предложение