Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа
Цель- изучить современные подходы в теории и спроса и предложения.
Введение………………………………………………………….3
1. ЦЕНА И СПРОС …………………………………...….……….6
1.1 Рыночное равновесие……………………………………………..9
1.2 Совокупный спрос …………………………….………………...14
2 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА…………………....……………17
2. Применение теории эластичности………………………………...27
Заключение………………………………………………............31
Список использованных источников…………………………..33
Противоречия между ценой, предложением и спросом разрешаются в точке E, которой соответствует уравновешенная, так называемая конкурентная цена p. Точка равновесия не является чем-то исключительно устойчивым. Фактически она находится в постоянном движении, обусловленным смещением самих кривых спроса и предложения по плоскости, ограниченной осями координат. Экономический смысл этих смещений заключается в том, что «прочие равные условия», принятые в предыдущем примере за неизменные, в реальной действительности постоянно меняются. Они являются результатом воздействия на спрос и предложение многочисленных факторов «внешнего характера» (помимо цены), что в свою очередь приводит к изменениям уровня цен. Для иллюстрации сказанного рассмотрим вариант роста спроса, обусловленный, например, увеличением совокупности платёже – способности компаний – потребителей (рис. 3).
Новая кривая означает, что в связи с появлением у потребителей дополнительного денежного капитала они при каждом значении цены способны приобрести больше, чем раньше, количество товара. В силу того, что положение кривой предложения осталось в данном примере неизменным (т.е. предложение не подверглось воздействию «внешних» факторов), на рынке произошло нарушение равновесия. Новое равновесие должно установится в точке Е0 (цена р1 и количество q1), которая соответствует пересечению кривых изменившегося спроса и «неизменного» предложения. В данном случае одновременно действует как связь «цена – спрос» (повышение цены ограничивает рост закупок), так и связь «спрос – цена» (увеличение платёжеспособного спроса приводит к удорожанию товара). При этом роль последней превалирует, что выражается в росте продаж, происходящем вопреки повышению цен. В то же время здесь присутствует и отрицательная связь «цена – спрос», препятствующая достижению уровня закупок товара, равного q2 (что выше реального показателя q1).
Рост цен стимулирует увеличение поставок товара продавцами. В приведенном выше анализе рисунок 3 положение кривой предложения означает, что продажи товара увеличиваются не за счет резервов, связанных с уменьшением издержек производства. [1]
Наоборот, в данной ситуации становится выгодным производить товар с большими, чем ранее, затратами на единицу продукции, в связи с чем на рынке увеличивается доля предприятий с относительно низкой производительностью труда, и издержки в среднем по отрасли возрастают.
Рассмотрим далее
На рисунке 4 данный процесс иллюстрируется сдвигом кривой предложения вправо вниз к точке нового равновесия, которому соответствуют более низкая цена и возросший уровень продаж. В процессе движения кривой от ss к s1s1 обостряется конкурентная борьба, разоряются производители с наиболее высокими затратами труда и капитала на единицу продукции.
При этом, однако, их уход с рынка с лихвой компенсируется ростом продаж продукции с предприятий, на которых повысилось производительность труда. В результате устанавливается более низкая уравновешивающая цена, отражающая сократившиеся общественно необходимые затраты на производство данного товара.
Специальных примеров, иллюстрирующих
последствия для рынка
1.2 Совокупный спрос
При анализе обще хозяйственной конъюнктуры вводятся понятия совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупный спрос – это внутренний спрос плюс экспорт (внешний спрос). Внутренний спрос представляет собой потребность страны в потребительских товарах, в инвестируемом оборудовании и товарах текущего производственного потребления (сырьё, полуфабрикаты, энергия, компоненты).
Факторами совокупного спроса являются личное потребление, отражающее потребности населения в предметах потребления краткосрочного и длительного пользования; валовые инвестиции, характеризующие спрос на элементы основного капиталы; общий уровень текущего производства, определяющий спрос на сырьё и полуфабрикаты; физический и объем и структура экспорта, отражающие внешний спрос на продукцию данной страны. [1]
Личное потребление определяется размером вновь созданной стоимости её распределением между различными классами и слоями общества. Совокупная заработная плата рабочих и служащих определяет их покупательную способность на самые массовые продукты личного потребления. Совокупные доходы фермеров, предпринимателей, торговцев и банкиров определяют размеры их личного потребления, накопления и затраты на расширенное воспроизводство, т.е. спроса на средства и орудия производства.
Структура спроса на средства производства в значительной мере определяется делением прибавочной стоимости на предпринимательский доход, ссудный процент, ренту и торговую прибыль, а так же соотношением между I и II подразделениями. Размеры платёже способного спроса изменяются в зависимости от уровня цен. Общей закономерностью является расширение спроса при понижении цен и сокращение спроса пре повышении цен на товары. Особо важное значение приобретает изучение спроса населения на продовольственные товары, масштабы и структура которого варьируется в зависимости от уровня доходов. В целях изучения реакции спроса на продовольствие в зависимости от уровня доходов вводится понятие эластичности спроса по доходам.
характерно, что в группе промышленно развитых стран отмечается низкая эластичность спроса на продукты, а развивающихся – высокая. коэффициент подоходной эластичности спроса в развитых странах составляет лишь 0,1 – 0,2 %, что означает что увеличение спроса на продовольственные товары на 0,1 – 0,2 % при росте доходов на 1 %. В то время в развивающихся странах с повышением дохода на 1 % спрос на продовольствие увеличивается на 0,6 – 0,8 % в этом случае коэффициент подоходной эластичности спроса на продовольствие составляет 0,6 – 0,8 % и означает, что из каждого процента прироста душевого дохода 0,6 – 0,8 % расходуется на продовольствие.
С увеличением душевых доходов не только расширяются масштабы, но и изменяется структура спроса на продукты питания: население, преимущественно его обеспеченные слои, предъявляет всё больший спрос на продукты животноводства, сахар, овощи, фрукты. По мере удовлетворения определенного минимума потребностей, с ростом доходов «лучшее» по питательной ценности продовольствия вытесняет «худшее», а когда потребности в продовольствии удовлетворены, каждая дополнительная прибавка в доходе идет на непродовольственные товары. Эту взаимосвязь между спросом на товар и определяющими её факторами можно представить в виде обобщенной функции спроса:
Dx=f(Tx,I,px,py,pz,W,F),
где Dx – спрос на товары; Tx – потребность покупателя в товаре; I – его доход; px – цена данного товара; py – цена товара – субститута; pz – цена на дополняющий его товар; W – уровень благосостояния покупателя, его покупательные способности; F – мнение потребителя относительно перспектив своего экономического положение.
Исторической тенденцией является
закон возвышения потребностей, что
в настоящее время выразилось
в росте спроса на товары и услуги,
удовлетворяющие потребности «
2.Эластичность спроса и предложения
В реальных экономических условиях ситуация, известная как рыночное равновесие, складывается на рынке крайне редко, только на мгновение и является по сути дела абстракцией. В реальной жизни спрос и предложение никогда не покрывают друг друга, а если и покрывают, то только случайно. Именно этими непрекращающимися встречными колебаниями спроса и предложения в конечном счете обуславливаются подвижность и неустойчивость рыночной цены, ее динамика относительно соответствующего уровня затрат воплощенного в товаре общественно необходимого труда. [6]
При этом, как известно, рыночные цены откланяются от собственной стоимостной основы вверх в тех случаях, когда спрос превышает предложение и вниз – когда предложение превышает спрос. В результате в условиях товарного дефицита («рынка продавца») происходит повышение, а при относительном сбыте предлагаемых товаров («рынок покупателя») – снижение товарных цен.
Причиной подобного движения рыночных цен является ценовая конкуренция покупателей и продавцов, выступающая как условия реального функционирования рыночного механизма.
Рыночная цена, воздействующая на
экономическую эффективность
Необходимо вместе с тем иметь в виду, что средние периоды, на протяжении которых взаимно компенсируются колебания рыночных цен, для разного рода товаров различны поэтому, что для одного рода товаров приспособление предложения к спросу достигается легче, а для других – труднее.
Характер и возможности взаимного приспособления предложения и спроса определяется особенностями реакции этих элементов рыночного механизма на изменение уровня цен различных товаров и товарных групп, количественная сторона этой зависимости выражается понятием ценовой эластичности предложения и спроса (их эластичности по ценам), под которой понимается степень соответствующей реакции предложения и спроса на относительное изменение уровня рыночной цены.
В свою очередь количественные показатели, используемые для характеристики реактивности предложения и спроса относительно расматриеваемых изменений цен, носит название коэффициентов ценовой эластичности предложения (EpS ) и спроса (EPD) и могут быть представлены следующим образом:
где S – объем предложения; D – объем спроса; p – уровень рыночной цены.
Эти формулы показывают изменения величины спроса и предложения на каждый процент изменения в цене.
В силу того, что спрос обычно уменьшается по мере роста цен, эластичность спроса по цене измеряется отрицательными величинами, т.е. зависимость между этими величинами обратная. Наоборот, величина предложения всегда повышается по мере роста цен выражается положительными величинами.
Например, уменьшение цены товара на 20 % повлекло увеличение объема спроса на 30 %, следовательно эластичность спроса составляет 1,5. Эластичность такого типа принято называть опережающей, так как коэффициент Е >1.
В случае, если цена выросла на 10 % и это вызвало увеличение спроса на 10 %, ценовая эластичность спроса называется единичной, так как коэффициент эластичности E =1.
Если повышение цены товара на 10 % повлекло за собой понижение продаж (спроса на товар) на 5 %, принято считать такой товар неэластичным, так как коэффициент эластичности E <1.22
При монополистическом
ценообразовании учитывают
Обычно чем выше относительная величина постоянных затрат в общих затратах, тем меньше уровень эластичности спроса, который необходим для сохранения прибылей при снижении цен. Если предложить, что соотношение равно 80: 100, то уменьшение цены будет оправданным при эластичности спроса, равной 4,46. Для определения требуемой величины эластичности спроса при заданном уменьшении цены может быть использована следующая формула:
где р – уменьшение цены; R – прибыль получаемая от продажи единицы продукции при старой цене; С – себестоимость единицы продукции при старой цене; V – процентное содержание переменных затрат при существующем объеме производства.
Коэффициент эластичности определится как
Для вышеприведенного примера, если р =100 $,С =2,3 $, R =200 $ и V =0,80 $, то
Величина эластичности спроса, необходимая для подержания прибыли в неизменных размерах, обратно пропорциональна величине прибыли, получаемой в самом начале. [6]
Если в двух случаях прибыль на единицу продукции одинакова, но в одном из них она составляет меньшую в процентном отношении часть затрат или цены, то требуемая эластичность спроса будет высокой. Чем больше уменьшение цены, тем меньше больше должна быть эластичность спроса.
Размер эластичности спроса и предложения по отношению к цене существенным образом варьируется в зависимости от типа товара, масштабов рынка, его фирменной структуры, от самих исходных величин трех основных элементов рыночного механизма и ряда других факторов. В частности, эластичность спроса тем выше, чем больше у данного товара заменителей, чем быстрее и экономичнее может быть осуществлен процесс переориентации потребляющих отраслей на материал – субститут. При этом у разных отраслей, использующих данный товар, эластичность спроса к цене неодинакова. Например. Значительный рост цен на платину может привести к существенному сокращению закупок этого металла ювелирами (из-за перехода к использованию других драгоценных металлов) при весьма умеренном снижении спроса со стороны автомобильной промышленности, где платина применяется в фильтрах – нейтрализаторах и пока не имеет равноценных заменителей.
Рис. 5. Эластичность спроса в зависимости от типа товаров.
На рисунке 4 эта зависимость иллюстрируется двумя кривыми спроса, из которых первая (dd) отражает спрос на платину в ювелирной промышленности, вторая (d1d1) – в автомобилестроении. Как видно на рисунке, эластичному спросу соответствует более пологая кривая, неэластичному – более крутая. Рост цены на металл (р1 – р) вызывает значительно большее снижение его закупок ювелирными фирмами, чем автомобильными компаниями (q1 – q2 и q3 – q4).