Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание

Цель- изучить современные подходы в теории и спроса и предложения.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
1. ЦЕНА И СПРОС …………………………………...….……….6
1.1 Рыночное равновесие……………………………………………..9
1.2 Совокупный спрос …………………………….………………...14
2 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА…………………....……………17
2. Применение теории эластичности………………………………...27
Заключение………………………………………………............31
Список использованных источников…………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Экономика исправленное.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

Эластичность спроса меняется в зависимости от диапазона  изменения цен для одного и  того же товара или услуги на потребительском  рынке в зависимости от сегментов  рынка. Согласно классическому исследованию потребителей можно подразделить на четыре категории, или сегмента, в зависимости от ориентации их покупок:

 Экономные покупатели (основной интерес при покупках  касается их ценности, высокая  чувствительность к ценам, качеству и ассортименту товаров);

Персонифицированные покупатели (упор на образ продукции, обслуживание и отношение фирмы, меньшее внимание к ценам);

Этичные покупатели (готовы пожертвовать низкими ценами и широтой  ассортимента для поддержания небольших  фирм);

Апатичные покупатели (основное внимание – удобству вне зависимости  от цены).

Наглядно зависимость  эластичности спроса от диапазона изменения  цены для того же товара можно проследить по рисунку 5.

Рис. 6. Ценовая эластичность спроса:

а) эластичный спрос                                             б) неэластичный спрос

 

а) Покупатели экономической  модели автомобиля А высокочувствительны  к ценам. Они рассматривают множество  моделей как взаимозаменяемые, и  спрос серьезно пострадает, если цена будет слишком высокой. При цене 7 тыс. дол.  Может быть подано 100 тыс. машин (доход 700 млн. дол.). Небольшое увеличение цены до 8 тыс. дол. Вызывает падение спроса до 12 тыс. штук (доход 96 млн. дол.).

б) Покупатели дорогой  модели В малочувствительны к  цене. Они рассматривают свою модель как отличающуюся от других и готовы платить за нее более высокую цену. При цене 20 тыс. дол. Может быть продано 20 тыс. штук (доход 400 млн. дол.) резкое увеличение цены до 30 тыс. дол. незначительно скажется на спросе – 18 тыс. штук (доход 540 млн. дол.).

Эластичность предложения  в значительной мере зависит от таких  факторов, как степень загрузки производственных мощностей, сроки реализации инвестиций в новые предприятия, размер товарных запасов. Исключительно важным моментом, который необходимо учитывать при исследовании краткосрочных рыночных процессов, является зависимость эластичности предложения от времени.

Так, при резком возрастании  спроса на рынке, как правило, не происходит адекватного расширения предложения, и новое («мгновенное») равновесие устанавливается за счет скачка цен. Постепенно производители, реагируя на возросшие цены, мобилизуют «ближайшие» резервы увеличение предложения: распродают накопленные запасы, повышают степень загрузки производственны мощностей, более интенсивно используют живой труд и т.п. Иными словами, эластичность предложения по цене постепенно увеличивается во времени. В дальнейшем она еще более возрастает, поскольку на рынок выходят новые поставщики. В результате наращивания предложения товара цена несколько снижается (до величины, соответствующей «длительному» равновесию), однако, как правило, оказывается на уровне, несколько превышающем исходный (существовавший до скачка рыночного спроса).

Такое положение закономерно, поскольку появившиеся на рынке новые производители являются, как правило, предприятиями с более высокими издержками. Иными словами, в данном случае новая цена отражает возрастание общественно необходимых затрат на производство данного товара. [6]

Постепенность характерна не только для взаимодействия цены и предложения цены и предложения, но и для связей «цена – спрос». Так, реакция потребителей на рост рыночных цен является более или менее замедленной, особенно в тех случаях, когда переход к использованию субститута связан с существенной технологической перестройкой в потребляющих отраслях, налаживанием новых коммерческих связей с другими предприятиями, что требует значительного времени.

Зависимость эластичности спроса и предложения от цены во времени представляют собой частный  случай проявления общей закономерности, согласно которой реакция рыночных процессов на действие тех или иных факторов носит постепенный характер. Более или менее длительный временной разрыв между явлениями, находящимися в причинно – следственной взаимосвязи, - одна из важных предпосылок объективной возможности прогнозирования рыночных процессов.

Исследование степени  эластичности спроса и предложения  по товарам выявило следующую  закономерность: эластичность спроса и предложения у готовых изделий значительно выше, чем у сырьевых товаров. Более низкая ценовая эластичность спроса и предложения сырьевых товаров является причиной того, что на рынках сырья происходят более интенсивные и масштабные взлеты и падения цен.

В свою очередь более  высокая эластичность спроса и предложения готовых изделий объясняется еще и тем, что всякое изменение цены на сырье находит соответствующее отражение в готовых изделиях не сразу, а с опозданием в связи с разрывом во времени между покупкой и использованием сырья. Практическое использование этой зависимости обнаруживается в так называемой «скользящей цене», характерной для рынка машин и оборудования , которая позволяет учитывать конъюнктурные колебания на рынке сырья при заключении контракта на оборудование с продолжительным сроком изготовления. Формула «скользящей цены»:

где р – цена окончательного расчета после выполнения контракта; р0 – базисная цена; А – доля расходов на сырье и материалы в базисной цене; С – доля неизменной части цены (прибыль, накладные расходы); а – средний индекс цен на сырье за период заготовки; b0 – исходный индекс ставок заработной платы в отрасли; b0 – средний индекс заработной платы за период непосредственной работы над заказом.

В контракте фиксируются  периоды и условия скольжения индексов цен на сырье, индексов ставок заработной платы.

При расчете по формуле  скольжения заказчик всегда должен добиваться максимального увеличения удельного  веса неизменной части цены. Чем  он выше, тем меньше скажется рост цен  материалов и рабочей силы на окончательной  цене.

Ставки заработной платы, оставаясь некоторое время неизменными, периодически повышаются. Заказчику выгоднее, чтобы очередной пересмотр ставок в договорах между предпринимателями и профсоюзами произошел в период, возможно более близкий к окончанию работы фирмы над контрактом, ибо в этом случае повышенные ставки будут участвовать в скольжении цен относительно недолго.

Цены материалов (сырья, полуфабрикатов и т.п.) подвержены более частым колебаниям, чем ставки зарплаты. В зависимости от материала колебания цен имеют различные амплитуды.

Важно поэтому тщательно  учитывать прогнозы общехозяйственной  и отраслевой конъюнктуры. Если прогноз  говорит о возможности падения  цен на большинство материалов, для  заказчика представляется более  выгодным добиться увеличения их доли в формуле скольжения по сравнению с другими компонентами цены. Если же предполагается значительный рост цен на материалы, имеет смысл уменьшить их долю за счет увеличения доли стоимости рабочей силы, так как при оживлении конъюнктуры цены на материалы обычно растут быстрее, чем повышаются ставки заработной платы.

Период скольжения по материалам заказчику выгоднее устанавливать возможно к базисному месяцу и возможно дальше от даты поставки – в условиях обычной или благоприятной конъюнктуры (когда цены на материалы растут умеренно или быстро) и наоборот. По зарплате период скольжения всегда оканчивается на дату поставки. Поскольку зарплата постоянно растет, заказчику выгодно «растянуть» этот период, приближая его начало к базисному месяцу, так как в этом случае средний расчетный индекс может быть снижен за счет более низких ранних ставок.

На практике часто  в контрактах оговариваются лимиты скольжения, которые ограждают заказчика от чрезмерного роста, а поставщика – от чрезмерного падения расчетных цен. Лимит согласовывается обычно в пределах 7 –10 % уровня базисной цены. Так, если цена повысится на 12 %, заказчик все равно заплатит базисную цену плюс 10 %.[6]

 

2. 2 Применение теории эластичности 

 

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти  вопросы и правильно выбрать  ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и  предложения на данный товар. Ниже приведены  коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг [2]:

 
       Хлеб 

 
       0,15

 
       Говядина 

 
       0,64

 
       Баранина 

 
       2,65

 
       Яйца 

 
       0,32

 
       Электричество в домах 

 
       0,13

 
       Табачные изделия 

 
       0,46

 
       Газеты и журналы 

 
       0,42

 
       Одежда и обувь 

 
       0,20


 
Приведенные данные характерны для  экономики США. Для России показатели ценовой эластичности рыночного  спроса будут несколько иными  в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.

 Для фирмы важно  иметь в виду, что эластичность  спроса на ее продукцию и  эластичность рыночного спроса  не совпадают. Первая всегда (за  исключением абсолютной монополии  фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться  только данными об эластичности рыночного  спроса, то потери сбыта от повышения  цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик [7].

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

Если фирма знает  спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой  цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 5. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 5, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится [1].

Другим примером практического  использования теории эластичности является государственная налоговая  политика. При введении косвенных  налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить  цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него.

В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно  на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при  неэластичном спросе. Именно поэтому  государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

Несовпадение желаний  и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

При эластичном предложении  налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

Информация о работе Спрос и предложение