Спрос и закон спроса. Теоретические и практические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание

Термин «спрос» характеризует поведение потенциальных и фактических покупателей товаров и услуг. Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий. Эти потребности являются весьма индивидуальными. Они свои у каждого человека и складываются под воздействием ряда факторов , определяющих условия существования: самого человека, его семьи и близкого окружения, той социальной, национальной, религиозной или какой-либо другой общности, к которой принадлежит человек.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Спрос и его особенности…………………………………………………5
Понятие спроса…………………………….………………………………..5
Виды спроса…………..……………………………………………………..8
Факторы, определяющие спрос……………………………………………9
Глава 2. Закон спроса……………………………………………………………13
Закон спроса и его предпосылки………………………………………..13
Эластичность спроса………………………………………………………14
Совокупный спрос………………………………………………………..18
Глава 3. Спрос на лекарственные препараты в России………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

Курсовик, главная - копия.docx

— 188.20 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ »

 

ОМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Экономическая теория

 

 

Студентки  Дьяковой Олеси Александровны

Группа №  1ГМУ1                                          Курс №  1

Тема: Спрос и закон спроса. Теоретические и практические аспекты.

 

 

Факультет:  Финансово-учетный

Специальность: Государственное  и муниципальное управление

Отделение: Очное

Научный руководитель: Доцент, к. э. н. Корнеенкова Татьяна Павловна.

 

 

 

___________________     ____________________       ___________________

  Дата поступления                                   Допуск к защите                             Защита работы

   работы в деканат                              Подпись преподавателя                          Оценка

   Подпись преподавателя

 

 

 

Омск – 2011/2012уч.год.

 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Спрос и его  особенности…………………………………………………5

    1. Понятие спроса…………………………….………………………………..5
    2. Виды спроса…………..……………………………………………………..8
    3. Факторы, определяющие спрос……………………………………………9

Глава 2. Закон спроса……………………………………………………………13

  1. Закон спроса и его предпосылки………………………………………..13
  2. Эластичность спроса………………………………………………………14
  3. Совокупный спрос………………………………………………………..18

Глава 3.  Спрос на лекарственные препараты в России………………………….22

Заключение………………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………………………26

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Спрос: особенности, условия и факторы формирования.

1.1 Понятие спроса и его основные составляющие.

Термин «спрос» характеризует  поведение потенциальных и фактических  покупателей товаров и услуг. Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей,  т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий. Эти потребности являются весьма индивидуальными. Они свои у каждого человека и складываются под воздействием ряда факторов , определяющих условия существования: самого человека, его семьи и близкого окружения, той социальной, национальной, религиозной или какой-либо другой общности, к которой принадлежит человек.

Из огромного числа  человеческих потребностей экономическую  науку интересуют те, которые подкреплены соответствующими денежными возможностями, другими словами, ее интересует платежеспособный спрос.

Платёжеспособный спрос  населения – это  форма проявления личных потребностей людей, обеспеченных денежными средствами, которые используются для покупки товаров и оплаты услуг. Спрос возникает с появлением простого товарного хозяйства и, следовательно, товарно-денежных отношений.

Платёжеспособный спрос  обусловливается:

  • социально-экономической природой,
  • структурой совокупного общественного продукта,
  • размерами национального дохода и характером его распределения, благосостоянием народа;
  • обеспечивается достигнутым уровнем развития экономики и культуры.

В экономическом смысле реальность платёжеспособного спроса определяется наличием денежных средств у населения.

К. Маркс отмечал: «Что касается спроса, то он действителен только при  том условии, если имеет в своем  распоряжении средства обмена. Эти  средства, в свою очередь, суть продукты, меновые стоимости» .Спрос и предложение воздействуют друг на друга. В их противоположности находит выражение противоположность между стоимостью и потребительной стоимостью товара, а также между двумя стадиями процесса обмена — продажей и куплей. Продажа товаров осуществляется в форме предложения потребительных стоимостей, купля — в форме реализации платёжеспособного спроса.

При капитализме соотношение  между платёжеспособным спросом  и предложением товаров складывается в каждый данный момент стихийно и  влияет на конкретный уровень рыночных цен. Движение платёжеспособного спроса определяется основным экономическим  законом капитализма, подвержено резким колебаниям в ходе промышленного  цикла. Тенденция к безграничному  расширению производства находится  в противоречии с ограниченными размерами платёжеспособного спроса трудящихся — основной массы покупателей товаров широкого потребления. В погоне за максимальной прибылью в условиях ожесточённой конкурентной борьбы капиталисты повышают степень эксплуатации, в результате чего уменьшается доля заработной платы трудящихся в национальном доходе страны, что ведёт к снижению их платёжеспособного спроса. На сокращение спроса трудящихся влияют также рост налогового бремени, инфляция, взвинчивание цен, рост безработицы, падение реальной заработной платы и т. п. Отставание платёжеспособного спроса от возможностей расширения капиталистического производства — одна из форм проявления основного противоречия капитализма (между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением), являющегося общей причиной экономических кризисов.

    При социализме  платёжеспособный спрос выступает  как общественная потребность,  наиболее полное удовлетворение которой составляет цель социалистического производства. В развитом социалистическом обществе создаются необходимые условия для осуществления этой цели. Реальные доходы и материальное благосостояние трудящихся определяются в значительной мере степенью удовлетворения платёжеспособного спроса. Поэтому сбалансированность спроса и предложения является важным элементом механизма действия основного экономического закона социализма. Объём и структура платёжеспособного спроса непосредственно зависят от денежных доходов населения (оплаты труда и денежных выплат из общественных фондов потребления), массы производимых товаров и услуг и от уровня розничных цен на них. На основе неуклонного подъёма социалистического производства и повышения производительности общественного труда увеличиваются реальные доходы населения, систематически растет платёжеспособный спрос. Объём денежных доходов, уровень и соотношение цен в социалистическом обществе, производство предметов потребления определяются планомерно как в масштабах страны, отдельных районов, так и по отдельным группам товаров. Важную роль в плановом регулировании платёжеспособного спроса и товарооборота играет баланс денежных доходов и расходов населения. Платёжеспособный спрос обладает высокой динамичностью и зависит не только от производственно-экономических предпосылок, но и от специфических региональных, национальных, психологических и др. факторов. Поэтому обеспечение планомерного формирования и наиболее полного удовлетворения платёжеспособного спроса населения требует постоянного изучения спроса и учёта его изменений.

Спрос можно определить, как желание и возможность  потребителя купить товар или  услугу в определенное время и  в определенном месте. Следует различать  понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар  является спросом; только то желание  превращается в спрос, которое подкреплено  финансовыми возможностями покупателя.

1.2 Виды спроса.

Существует несколько  видов спроса.

Индивидуальный спрос  – это спрос со стороны отдельных  субъектов экономики или спрос  на микроуровне или спрос на макроуровне. Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта осуществляется при следующих  важных условиях:

  • большинство товаров и услуг являются платными;
  • практически у любого товара есть заменители (субституты);
  • неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.

Совокупный спрос (спрос  на макроуровне говорят) – общий  объем спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всем рынке в экономике в целом. Он характеризует реальный объем  национального производства, который  субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы произвести при различных уровнях цен.

Различают также действительный (реально предъявляемый спрос  на товары и услуги), реализованный (это часть действительного спроса, которая реализована на рынке  в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (это  нереализованная часть действительного  спроса в виду отсутствия нужных товаров  или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей).

Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт  и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Но поскольку  мы говорим о спросе со стороны  всех потребителей того или иного  товара, периодичность спроса на такие  товары может устраняться, хотя сохраняется  сезонность спроса на некоторые товары.

Изменение спроса может зависеть от положения экономики, изменения моды на товар, проведения рекламной компании многих других факторов. Таким образом, при повышении уровня спроса при прежней цене продавец может продать большее количество товара, а при уменьшении - меньшее.

1.3 Факторы определяющие спрос.

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате использования рекламы, изменений  моды и вкусов, предпочтений, окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цен на взаимозаменяемые товары, количества населения, в ожиданиях  будущих цен и многие другие.

Цена на товар. Цена спроса — это максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию. Из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены. Количество товаров, которые покупаются людьми, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. При понижении цены некоторых товаров спрос может сократиться, а не увеличиться. Такое возникает тогда, когда цена определяет престиж товара. Например, при понижении цены на некоторые украшения они становятся менее привлекательными, и наоборот, увеличение цены на них способно не уменьшить, а увеличить спрос.

Потребность в товаре и  то, через что она проявляется  вкусы, предпочтения, мода и т.д. Уникальность личности человека определяет великое  множество желаний и потребностей, одно и то же платье может вызывать у двух разных девушек и восторг и отвращение, а третьей больше нравятся брюки или джинсы. Специфика взаимодействия товара как блага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса.

Численность субъектов  спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д. Если покупателей будет слишком много, это вызовет избыточный (неудовлетворенный) спрос, если же их мало то и спрос будет незначительным. 

Доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары менее качественные и престижные спрос может наоборот снижаться. Люди, получающие больший доход, и тратят больше, могут позволить себе более дорогие товары и т.д.

Цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные товары. Между товарами-заменителями идет своеобразная конкуренция, и выбор покупателя во многом зависит не только от цены данного товара, но и от цены товара, способного его заменить. Спрос на товар, использование которого невозможно без другого товара, например, автомобиля без бензина, оказывается в зависимости и от цены связанного с ним товара.

Потребительские ожидания. Спрос на товар в данный период может повыситься потому, что покупатели ожидают его исчезновения из продажи или повышения цены на него. Ожидание возможного понижения цены на товар способно привести к уменьшению спроса на него.

Таким образом, мы видим, что  все факторы спроса можно разделить  на ценовые и не ценовые. Изменение цены на товар ведет к изменению величины спроса в соответствии с действием закона спроса. Изменение неценовых факторов ведет к изменению самого спроса. Подобное влияние графически изображается путем сдвига кривой спроса вправо или влево.

Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей).

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой  цене из возможных в течение определенного  периода времени цен.

Величины спроса должны иметь  определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается  в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет  к соответствующему возрастанию  величины спроса. Бывают случаи, когда  практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения  при прочих равных  условиях.

Информация о работе Спрос и закон спроса. Теоретические и практические аспекты