Спрос и закон спроса. Теоретические и практические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание

Термин «спрос» характеризует поведение потенциальных и фактических покупателей товаров и услуг. Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий. Эти потребности являются весьма индивидуальными. Они свои у каждого человека и складываются под воздействием ряда факторов , определяющих условия существования: самого человека, его семьи и близкого окружения, той социальной, национальной, религиозной или какой-либо другой общности, к которой принадлежит человек.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Спрос и его особенности…………………………………………………5
Понятие спроса…………………………….………………………………..5
Виды спроса…………..……………………………………………………..8
Факторы, определяющие спрос……………………………………………9
Глава 2. Закон спроса……………………………………………………………13
Закон спроса и его предпосылки………………………………………..13
Эластичность спроса………………………………………………………14
Совокупный спрос………………………………………………………..18
Глава 3. Спрос на лекарственные препараты в России………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

Курсовик, главная - копия.docx

— 188.20 Кб (Скачать документ)

Любая цена назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена известной всем кривой спроса (см. рис. 1.).


Высокая

Низкая

Цена

Ц1

Ц2

Малое

Большое

К2

К1

К1

К2

Ц1

Ц2

Ц3

Количество штук товара, купленных  за определенный период

Цена

А. Для большинства товаров

Б. Для престижных товаров

Рис. 1.


 

 

 

 

 

Кривая показывает, какое  количество товара будет продано  на рынке в течение конкретного  отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в  рамках данного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Закон спроса

2.1 Закон спроса и его предпосылки

Известно, что обычно товары по низкой цене могут быть реализованы  быстрее и в большем количестве, чем товары по более высокой. Одновременно повышенный, т.е. ажиотажный, спрос ведет  к взвинчиванию цен, а пониженный – к их снижению. Образуется зависимость между количеством товара и его рыночной ценой. Данная зависимость носит название закона спроса.

Согласно этому закону потребителями будет куплено  тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Другими  словами, закон спроса состоит в  обратной зависимости между количеством  покупаемой продукции и уровнем  цен на них. Эту зависимость между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.

Предположим, что при цене за единицу товара P1 потребителями будет куплено Q1 единиц товара, а при цене P2 - Q2 единиц товара.

Если цены за единицу товара (Р) отложим на оси ординат, а количество товара , на которое представляется спрос (Q), - по оси абсцисс, то получим следующий график (Рис. 2).

Рис.2

Этот закон является одним  из фундаментальных законов рыночной экономики. Причины его существования  состоят в самой природе цен  и стоимости. Необходимо перечислить  главные предпосылки возникновения  закона спроса:

  1. Уменьшение цены на товар ведет к увеличению числа покупателей, которым становится доступным этот товар – эффект убывания предельной полезности;
  2. Товар, цена на который была снижена, принимает на себя часть спроса, который мог быть направлен на приобретение другого товара. То явление называют эффектом замещения;
  3. Один и тот же потребитель может приобрести большее количество товара по сниженной цене. Этот эффект называется эффектом дохода, т.к. снижение цен равносильно увеличению дохода потребителя.

2.2 Эластичность спроса  на товары

Для характеристики степени  влияния изменения цены на поведение  покупателей и продавцов в  экономике используется понятие эластичность, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой. Существует ценовая эластичность и эластичность спроса по доходу.

Итак, зависимость изменения  спроса на товар от изменения его  цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовая эластичность. Различают три варианта ценовой  эластичности:

  1. Эластичный спрос – значительное увеличение объема продаж при незначительном понижении цены (Рис. 3).

Спрос, вероятнее всего, будет  менее эластичным при следующих  обстоятельствах :

1) товару нет или почти  нет замены или отсутствуют  конкуренты,

2) покупатели не сразу  замечают повышение цен,

3) покупатели медленно  меняют свои покупательские привычки  и не торопятся искать более  дешевые товары,

4) покупатели считают,  что повышенная цена оправдана  повышением качества товара, естественным  ростом инфляции и т. п.    

Рис. 3

  1. Неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж (Рис. 4)

Рис. 4

  1. Единичная эластичность спроса – изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж (Рис. 5).

Рис. 5

Эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности. Представим его в виде формулы:

(1)

- где ED – коэффициент эластичности по цене; ΔQ – изменение величины спроса в процентах; ΔP – изменение цены на товар в процентах.

Процентные изменения  объема спроса и цены рассчитываются следующим образом:

(2)

- где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем спроса; P1 и Р2 — первоначальная и текущая цена.

Если ЕD > 1 — спрос эластичен; чем выше этот показатель, тем эластичнее спрос. Если ЕD< 1 — спрос неэластичен. Если ЕD =1, имеет место спрос с единичной эластичностью, т. е. снижение цены на 1 % приводит к росту объема спроса тоже на 1 %. Иными словами, изменение цены товара в точности компенсируется изменением спроса на него.

Рассмотрим эластичность спроса по доходу. Доходы населения  и размеры накопленного имущества  обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно  беднее, тем меньше.

В экономической теории принято  различать нормальные и аномальные товары.

Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

  • от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
  • является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
  • от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

Необходимо отметить, что  для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам  роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может  иметь место и для одного и  того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.

На рис. 6 изображены графики зависимости QD (уровень спроса) от I (размер доходов потребителей) при различных значениях эластичности спроса по доходу.

 Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага.

Сделаем краткий комментарий к (рис. 6).

Рис. 6

Спрос на неэластичные блага  увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем, начиная с некоторого уровня I1, спрос на эти блага начинает сокращаться.

Спрос на эластичные блага (например, предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода.

Спрос на некачественные блага  вначале увеличивается, но начиная  со значения I3 сокращается.

2.3 Совокупный спрос.

Совокупный спрос (AD) - это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на  AD - общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой AD , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие AD : потребительский спрос C , инвестиционный спрос I , спрос со стороны государства G  и чистый экспорт X, и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.

Совокупный спрос :

- где C — Спрос населения страны на потребительские товары;

         I — Спрос предприятий на инвестиции;

         G— Государственные закупки (госзаказы);

         e— Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на      экспорт).

Потребление: с ростом уровня цен реальная покупательская способность  падает, в результате чего потребители  будут чувствовать себя менее состоятельными и, соответственно, будут покупать меньшую долю реального выпуска по сравнению с той, которую они купили бы при прежнем уровне цен.

Инвестиции: рост уровня цен  приводит, как правило, к росту  процентных ставок. Кредит становится более дорогим, а это удерживает фирмы от осуществления новых  инвестиций, т.е. повышение уровня цен, воздействуя на процентные ставки, приводит к уменьшению второй составляющей  — реального объема инвестиций.

Государственные закупки  товаров и услуг: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных  закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.

Чистый экспорт: при росте  уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а  экспорт из этой страны — сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.

Равновесный уровень цен  и равновесный объем производства

Совокупный спрос и  предложение воздействуют на установление равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую  часть национального продукта захотят  приобрести потребители.

Зависимость между уровнем  цен и реальным объемом национального  продукта, на который предъявляется  спрос, выражается графиком совокупного  спроса, который имеет отрицательный  наклон.

На динамику потребления  национального продукта влияют ценовые  и неценовые факторы. Действие ценовых  факторов реализуется через изменение  в объеме  на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой  от точки  к точке. Неценовые факторы вызывают изменение в , сдвигая кривую  влево или вправо до  или .

Ценовые факторы  кроме  уровня цен:

  • Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение  на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.
  • Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и
  • Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению  на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.

Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:

  1. Потребительские расходы, которые зависят от:
  1. Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
  1. Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
  2. Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
  3. Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.
  1. Инвестиционные расходы, к которым относят:
  1. Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
  2. Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
  3. Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
  4. Новые технологии. Обычно приводят к увеличению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
  5. Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.
  1. Государственные расходы
  1. Расходы на чистый экспорт
  2. Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.
  3. Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

 

 

 

 

Глава III. Спрос на лекарственные препараты в России.

В настоящее время особый интерес представляет рынок лекарственных  препаратов, как один из наиболее динамично  развивающихся секторов в мировой  экономике. Наблюдается расширение рынка лекарственных средств  за счет обновления ассортимента, повышения  качества продукции отечественных  производителей и импорта. Поэтому  объем информации о состоянии  рынка лекарственных средств, собранный  для различных целей, растет, и  сведения постоянно обновляются.

Спрос и на те, и на другие лекарственные средства формируется  на уровне потребителей медикаментов (за исключением тех случаев, когда  речь идет о лекарственном обеспечении  за счет государственных источников финансирования – ДЛО).

Информация о работе Спрос и закон спроса. Теоретические и практические аспекты