США как центр экономического роста: факторы динамики, проблемы изменения роли в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание

США - ведущая и наиболее динамично развивающаяся страна мира, доминирующая в мировом хозяйстве, одна из крупнейших по территории и населению государств мира. В стране с площадью около 7% проживает более 300 млн человек (4,6% населения мира). По масштабам своего хозяйства США значительно опережают любую страну мира. В 2005 г. на долю США приходилось 27% ВМП, рассчитанного на базе текущих валютных курсов, и 20% ВМП, рассчитанного на основе покупательной способности доллара.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….……3
1.1 Особенности экономической модели США………………….……………….…………..……..5
1.1.1 Динамика экономического развития: показатели и факторы ..………………………….…...5
1.1.2 Состояние бюджета………………………………...…………………………………………..7
1.2 Структурные сдвиги, динамика и эффективность роста экономики США до 2020 г……….8
1.2.1 Численность и структура занятых………………………………………………..…..………8
1.2.2 Эффективность экономического роста…………………………….………………..………10
1.3 Приоритеты экономической политики и стратегии………………………………..………...11
1.3.1 Основные цели стратегии…………………………………………………………..…………11
1.3.2 Роль государства…………………………………………………………………..………….12
1.3.3 Направления внешнеэкономической политики………………………………….………...13
Глава 2. Научно – технические ресурсы США…………………………………...……….………17
2.1 Наука и техника в системе высшего образования………………………….……….…....……17
2.1.1 Функции университетов……………………………..………………………….…….………18
2.1.2 Объемы финансирования и его источники………………………………..…...…….………18
2.1.3 Использование средств…………………………………………………..….…………....……20
2.2 Наука и техника в промышленности и бизнесе…………...…………..……………….………20
2.2.1 Рост частных инвестиций в науку и технику…………………….…………………..……….20
Глава 3. США в мировой экономике……………………………………….……………..…………24
3.1 Факторы мирового влияния США………………………………………………………………………...24
3.2 Рост масштабов глобализации американской экономики………………………………………………27
3.2.1 Значение внешней торговли……………………………………………………………………………..27
3.2.2 Рост масштабов движения капитала……………………………………………………………………29
Список используемой литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

сша.docx

— 80.16 Кб (Скачать документ)

     Эти средства поступили в различные  организации, которые составляют научно- технический комплекс США: в лаборатории  и другие научно- технические организации  бизнеса – основная доля 219,2 млрд долл., в исследовательский сектор учреждений высшей школы – около 42 млрд долл. в государственные лаборатории  – около 28 млрд и в различные  бесприбыльные организации науки  и техники – 8, 7 млрд долл.

     В американском обществе глубоко укоренилось  представление о том, что научно- технический комплекс – это особая подсистема, развивающаяся по присущим только науке и технике законам. Основным результатом ее функционирования являются новые идеи, знания и технологии, которые затем трансформируются другими общественными подсистемами в новые товары и услуги, формы и методы их производства, что в конечном счете приводит к росту экономики и уровня жизни, укреплению безопасности страны.

  Независимо  от организационных форм, в рамках которых существуют университеты в  США, все они характеризуются  двумя основными чертами.

  1.Базовой деятельностью, определяющей статус университета как самостоятельной организации, является образование. Считается, что образовательная деятельность осуществляется на благо всего общества, и все остальные виды деятельности должны поддерживать эту главную целевую функцию. В частности, исследования в университетах должны способствовать прогрессу знания, а их результаты – использоваться в процессе обучения. В свою очередь общество поддерживает университет экономически, оплачивая его расходы через бюджет и предоставляя университету возможность привлекать средства на бесприбыльной основе.

  2. Все университеты имеют статус бесприбыльных организаций. Именно эти две особенности американских университетов и определяют форму финансирования исследований, проводимых в их стенах.

     Но  деятельность университетов по использованию  результатов науки и техники (инноваций) по законодательству не относится к  сфере науки, а рассматривается  как бизнес. Она не пользуется теми же привилегиями и льготами, которые характерны для науки и техники. В отношении инновационной деятельности. [5] 

     2.1.1 Функции университетов 

     Американские  университеты и колледжи являются центральным  звеном всего научно-технического комплекса  США. В их лабораториях создается  основная масса новых знаний и  идей, которые затем ложатся в  основу нововведений , являющихся олицетворением технологического прогресса. Одновременно они осуществляют воспроизводство научных и технических кадров на самом высоком уровне. Три ключевые функции университетов: порождение нового знания, подготовка кадров, являющихся его носителями, и использования нового знания для создания инноваций – позволяют считать их одним из ключевых ресурсов экономики страны. В свою очередь способность университетов осуществлять указанные функции напрямую зависит от тех ученых и инженеров, которые образуют костяк профессорско-преподавательского и исследовательского состава.

     Ядром  всей системы высшего образования  США являются 235 исследовательских  университетов: через их колледжи получают подготовку 22% всех студентов , обучающихся по четырехлетним программам; они присуждают 33% всех степеней бакалавра, из которых 42% приходится на естественные науки и технические дисциплины, 54% докторов наук получили свои первые научные степени в исследовательских университетах, более 60% тех, кто занят в науке и техники,- их выпускники. В свою очередь, 80% всех исследований м разработок, осуществляемых в системе высшего образования США, приходится именно на эти университеты.[3] 

     2.1.2 Объемы финансирования и его источники 

     В 2004 г. Общие затраты университетов на науку и технику составили 42 млрд долл. в текущих ценах, и этот показатель непрерывно рос в течение четверти века. Если в начале 1950-х гг. доля университетских исследований в общенациональных расходах на науку составляла 5%, то к концу века она возросла до 11%. Наивысший показатель был достигнут в 1994 г. – 13%. В последующие годы он слегка снизился из-за бурного развития промышленных исследований и разработок.

     Исторически ученые и инженеры этих университетов  были ориентированы на проведение исследований, главным образом фундаментальных  и целевых. Последние подразумевают  поиск решения таких крупных  общенациональных проблем, как борьба с неизлечимыми болезнями (рак, СПИД и т. п.), истончением озонового  слоя и др. Поэтому из своего бюджета на науку и технику в 2004 г. Университеты расходовали на исследования 93% и только 7%- на разработки.

     Основным  источником средств для университетской науки является федеральный бюджет, хотя доля последнего неуклонно снижается (64% общих расходов на исследования в университетах). За счет федерального бюджета в основном поддерживаются фундаментальные работы (74% бюджетных средств) и в меньшей мере прикладные (26%). Не федеральные источники (собственные средства университетов, благотворительные фонды и бизнес) больше внимания уделяют финансированию прикладных работ.

     Современная инфраструктура и научные приборы  являются важнейшим условием существования  передовой науки. С одной стороны , они оказывают влияние на рост производительности труда ученых и инженеров, а с другой – стимулируют их творческую способность. И то, и другое ведет к ускорению научно- технического прогресса. Поэтому органы, управляющие инвестициями в научно- технический комплекс США, уделяют проблемам создания инфраструктуры и приборной базы самое серьезное внимание.

     В последние годы XX в. в связи с удорожанием общих расходов на организацию исследований в США наблюдался процесс деградации научной инфраструктуры, связанный с тем, что управляющие научными проектами в первую очередь расходовали средства на оплату исследований в ущерб расходам на содержание зданий, сооружений, комплексов оборудования и т.п. Поэтому правительством были предприняты специальные программы по перестройке научно- технической инфраструктуры, прежде всего, в университетах. Темпы инвестиций в этот сектор росли в среднем около 10% в год. Основные средства в инфраструктуру  поступают от правительства через бюджет – примерно 20% и из бизнеса – 80%.

     Следующий по важности источник финансирования исследований и разработок в университетах  – их собственные средства, формируемые  за счет спонсорских взносов, поступлений  от оплаты за обучение и так называемых эндоументов – крупных активов, управляемых специализированными организациями, доходы от которых могут быть использованы на оплату исследований. В 2003 г. из этого источника профинансировано различных проектов на 7,7 млрд. долл., что составило около 18% общих расходов на науку в университетах.

     Третьим по назначению источником средств являются бюджеты штатов и местных органов  власти. В среднем на него приходится 7-8% затрат университетов на науку.

     Наконец, по различным типам договоров  с бизнесом университеты также получают около 8% средств. Кроме того, существуют и такие источники, как дары частных  лиц , гранты бесприбыльных фондов и организаций, добровольные пожертвования и т.п. Они в совокупности составляют около 7%.

     Несмотря  на то что государственные и частные университеты в основном используют одни и те же источники финансирования науки и техники, структуры их бюджетных поступлений различны . Государственные университеты формируют свои бюджеты из средств федерального правительства на 52% , из собственных фондов – на 24 и из средств местных органов власти – на 10%.[6] 
 

     2.1.3 Использование средств

      

     В исследовательских университетах США наблюдается значительная концентрация ресурсов: 10 ведущих университетов выполняют 20% всех работ – на сумму 6,8 млрд долл. в 2003 г. В том же году 100 крупнейших университетов освоили 80% всех расходов на  науку в системе высшего образования(32 млрд долл.). За пределами 235 крупнейших вузов исследования и разработки практически отсутствуют. На фоне общего числа университетов и колледжей это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне концентрации исследований в рамках университетской науки.

     Распределение получаемых университетами средств  между отдельными направлениями  науки и техники является результатом  действия множества различных факторов. В конце XX в. благодаря  политике, провозглашенной демократической администрацией Клинтона, основной акцент в исследованиях делался на науки о жизни – на эти цели расходовалось 56-58% средств. В рамках этого направления доминировали медицинские и биологические исследования. Вторым по важности блоком были инженерные дисциплины- 15% общих затрат, и исследования по проблемам охраны окружающей среды-10%. Традиционно сохранялся высокий уровень интереса к исследованиям по физике, математике, компьютерным дисциплинам, но значительно сократилось финансирование работ в области экономики, политики, социальных наук. [3]  

     2.2 Наука и техника в промышленности и бизнесе. 

     2.2.1 Рост частных инвестиций в  науку и технику 

         Для 1990-х гг. в целом было характерно резкое расширение в научно- техническую деятельность со стороны частных промышленных фирм. Это осуществлялось в виде либо контрактных работ, заказываемых университетами, либо организации исследований и разработок внутри фирм. Общий объем подобных инвестиций в данный период уверенно превзошел уровень затрат государства на науку и технику и достиг максимума – 75% национальных расходов на эти цели в 2000 г. Для обеспечения этого потребовался ряд мер со стороны федерального правительства , инициировавшего некоторые законодательные новации по предоставлению бизнесу налоговых и других льгот , связанных с исследованиями, а также снятию ограничений на совместную деятельность фирм в области науки и техники , которая ранее могла трактоваться как монопольный сговор. В дальнейшем из-за изменения научно- технической политики в период администрации Дж. Буша – младшего участие бизнеса в поддержке научно –технического комплекса стало сокращаться и в 2004 г. его доля в общенациональных расходах на эти цели снизилась до 64%.

         Наибольшее влияние на организацию  промышленных исследований оказала серия законов середины 1980-х гг., позволивших компаниям, бывшим ранее конкурентами на внутреннем рынке, объединить свои ресурсы перед лицом научно-технической экспансии японских и западноевропейских компаний. Новое законодательство позволило компаниям начать активное сотрудничество с университетами при сохранении гарантий обеспечения коммерческой тайны и решения вопросов о правах на интеллектуальную собственность, получаемую в рамках таких кооперативных исследований. Под патронажем государства в исследовательских университетах была создана система центров кооперативных исследований по основным направлениям науки и техники.

     Политика  целенаправленного стимулирования бизнеса принесла свои плоды. Доля общенациональных расходов на науку и технику возросла к началу XXI в. до 2,7% ВНП США. Причем основной прирост был обеспечен за счет расширения участия бизнеса в финансировании НИОКР. С начала 1980-х гг., когда бизнес и правительство примерно в равной степени инвестировали в исследования и разработки, произошла значительное падение доли государства и, наоборот, увеличение доли частного сектора. При этом, если раньше бизнес в основном направлял свои средства в разработки, то с развитием кооперативных форм организации науки все большая доля средств направляется в целевые исследования, особенно в таких областях, как связь, электроника ,автотранспорт, фармацевтика. В дальнейшем, к середине первого десятилетия XXI в. долг государства в общенациональных расходах на НИОКР возрос до 30%.

     Особенностью  последнего десятилетия явился значительный рост расходов бизнеса на исследования, связанные со сферой услуг: на начало XXI в. они составляли около 30% общих затрат бизнеса на науку и технику. Наиболее быстро росли масштабы исследований, связанных с осуществлением торговой деятельности, оказанием профессиональных, научных и технических услуг и информационным обеспечением. Эти же тенденции прослеживались и в других промышленно развитых странах. [3] 

     2.2.2  Конкурентоспособность на глобальных  рынках 

     Сегодня правительства большинства промышленно  развитых стран признают, что существует тесная  связь между объемом  инвестиций в науку и технику  и успехами отдельных стран в  развитии своей экономики и достижениями в международной торговле. Организация  экономического сотрудничества и развития, куда входят и США, выделяет четыре отрасли экономики, которые она  относит к высокотехнологическим: аэрокосмическую, производство компьютеров  и офисного оборудования , телекоммуникации и фармацевтику. Развитие этих отраслей важно для экономики стран по ряду причин. Прежде всего, высокотехнологичные компании стремятся к нововведениям, увеличению своей доли рынка, внедрению новых товаров и услуг и, как следствие, к более рациональному использованию ресурсов. Новые высокотехнологичные товары и услуги характеризуются большей добавленной стоимостью, они более успешны на мировых рынках, что позволяет компаниям более высоко оплачивать труд своих сотрудников. Исследования и разработки, осуществляемые в названных отраслях, могут быть использованы в других секторах экономики для создания новых продуктов, повышения производительности и экспансии на новые рынки.

Информация о работе США как центр экономического роста: факторы динамики, проблемы изменения роли в мировой экономике