Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа
США - ведущая и наиболее динамично развивающаяся страна мира, доминирующая в мировом хозяйстве, одна из крупнейших по территории и населению государств мира. В стране с площадью около 7% проживает более 300 млн человек (4,6% населения мира). По масштабам своего хозяйства США значительно опережают любую страну мира. В 2005 г. на долю США приходилось 27% ВМП, рассчитанного на базе текущих валютных курсов, и 20% ВМП, рассчитанного на основе покупательной способности доллара.
Введение………………………………………………………………………………………….……3
1.1 Особенности экономической модели США………………….……………….…………..……..5
1.1.1 Динамика экономического развития: показатели и факторы ..………………………….…...5
1.1.2 Состояние бюджета………………………………...…………………………………………..7
1.2 Структурные сдвиги, динамика и эффективность роста экономики США до 2020 г……….8
1.2.1 Численность и структура занятых………………………………………………..…..………8
1.2.2 Эффективность экономического роста…………………………….………………..………10
1.3 Приоритеты экономической политики и стратегии………………………………..………...11
1.3.1 Основные цели стратегии…………………………………………………………..…………11
1.3.2 Роль государства…………………………………………………………………..………….12
1.3.3 Направления внешнеэкономической политики………………………………….………...13
Глава 2. Научно – технические ресурсы США…………………………………...……….………17
2.1 Наука и техника в системе высшего образования………………………….……….…....……17
2.1.1 Функции университетов……………………………..………………………….…….………18
2.1.2 Объемы финансирования и его источники………………………………..…...…….………18
2.1.3 Использование средств…………………………………………………..….…………....……20
2.2 Наука и техника в промышленности и бизнесе…………...…………..……………….………20
2.2.1 Рост частных инвестиций в науку и технику…………………….…………………..……….20
Глава 3. США в мировой экономике……………………………………….……………..…………24
3.1 Факторы мирового влияния США………………………………………………………………………...24
3.2 Рост масштабов глобализации американской экономики………………………………………………27
3.2.1 Значение внешней торговли……………………………………………………………………………..27
3.2.2 Рост масштабов движения капитала……………………………………………………………………29
Список используемой литературы……………………………………
Эти
средства поступили в различные
организации, которые составляют научно-
технический комплекс США: в лаборатории
и другие научно- технические организации
бизнеса – основная доля 219,2 млрд
долл., в исследовательский сектор
учреждений высшей школы – около
42 млрд долл. в государственные лаборатории
– около 28 млрд и в различные
бесприбыльные организации
В американском обществе глубоко укоренилось представление о том, что научно- технический комплекс – это особая подсистема, развивающаяся по присущим только науке и технике законам. Основным результатом ее функционирования являются новые идеи, знания и технологии, которые затем трансформируются другими общественными подсистемами в новые товары и услуги, формы и методы их производства, что в конечном счете приводит к росту экономики и уровня жизни, укреплению безопасности страны.
Независимо от организационных форм, в рамках которых существуют университеты в США, все они характеризуются двумя основными чертами.
1.Базовой деятельностью, определяющей статус университета как самостоятельной организации, является образование. Считается, что образовательная деятельность осуществляется на благо всего общества, и все остальные виды деятельности должны поддерживать эту главную целевую функцию. В частности, исследования в университетах должны способствовать прогрессу знания, а их результаты – использоваться в процессе обучения. В свою очередь общество поддерживает университет экономически, оплачивая его расходы через бюджет и предоставляя университету возможность привлекать средства на бесприбыльной основе.
2. Все университеты имеют статус бесприбыльных организаций. Именно эти две особенности американских университетов и определяют форму финансирования исследований, проводимых в их стенах.
Но
деятельность университетов по использованию
результатов науки и техники (инноваций)
по законодательству не относится к
сфере науки, а рассматривается
как бизнес. Она не пользуется теми
же привилегиями и льготами, которые
характерны для науки и техники. В отношении
инновационной деятельности. [5]
2.1.1
Функции университетов
Американские
университеты и колледжи являются центральным
звеном всего научно-технического комплекса
США. В их лабораториях создается
основная масса новых знаний и
идей, которые затем ложатся в
основу нововведений , являющихся олицетворением
технологического прогресса. Одновременно
они осуществляют воспроизводство научных
и технических кадров на самом высоком
уровне. Три ключевые функции университетов:
порождение нового знания, подготовка
кадров, являющихся его носителями, и использования
нового знания для создания инноваций
– позволяют считать их одним из ключевых
ресурсов экономики страны. В свою очередь
способность университетов осуществлять
указанные функции напрямую зависит от
тех ученых и инженеров, которые образуют
костяк профессорско-
Ядром
всей системы высшего образования
США являются 235 исследовательских
университетов: через их колледжи получают
подготовку 22% всех студентов , обучающихся
по четырехлетним программам; они присуждают
33% всех степеней бакалавра, из которых
42% приходится на естественные науки и
технические дисциплины, 54% докторов наук
получили свои первые научные степени
в исследовательских университетах, более
60% тех, кто занят в науке и техники,- их
выпускники. В свою очередь, 80% всех исследований
м разработок, осуществляемых в системе
высшего образования США, приходится именно
на эти университеты.[3]
2.1.2
Объемы финансирования и его источники
В 2004 г. Общие затраты университетов на науку и технику составили 42 млрд долл. в текущих ценах, и этот показатель непрерывно рос в течение четверти века. Если в начале 1950-х гг. доля университетских исследований в общенациональных расходах на науку составляла 5%, то к концу века она возросла до 11%. Наивысший показатель был достигнут в 1994 г. – 13%. В последующие годы он слегка снизился из-за бурного развития промышленных исследований и разработок.
Исторически
ученые и инженеры этих университетов
были ориентированы на проведение исследований,
главным образом
Основным источником средств для университетской науки является федеральный бюджет, хотя доля последнего неуклонно снижается (64% общих расходов на исследования в университетах). За счет федерального бюджета в основном поддерживаются фундаментальные работы (74% бюджетных средств) и в меньшей мере прикладные (26%). Не федеральные источники (собственные средства университетов, благотворительные фонды и бизнес) больше внимания уделяют финансированию прикладных работ.
Современная инфраструктура и научные приборы являются важнейшим условием существования передовой науки. С одной стороны , они оказывают влияние на рост производительности труда ученых и инженеров, а с другой – стимулируют их творческую способность. И то, и другое ведет к ускорению научно- технического прогресса. Поэтому органы, управляющие инвестициями в научно- технический комплекс США, уделяют проблемам создания инфраструктуры и приборной базы самое серьезное внимание.
В последние годы XX в. в связи с удорожанием общих расходов на организацию исследований в США наблюдался процесс деградации научной инфраструктуры, связанный с тем, что управляющие научными проектами в первую очередь расходовали средства на оплату исследований в ущерб расходам на содержание зданий, сооружений, комплексов оборудования и т.п. Поэтому правительством были предприняты специальные программы по перестройке научно- технической инфраструктуры, прежде всего, в университетах. Темпы инвестиций в этот сектор росли в среднем около 10% в год. Основные средства в инфраструктуру поступают от правительства через бюджет – примерно 20% и из бизнеса – 80%.
Следующий по важности источник финансирования исследований и разработок в университетах – их собственные средства, формируемые за счет спонсорских взносов, поступлений от оплаты за обучение и так называемых эндоументов – крупных активов, управляемых специализированными организациями, доходы от которых могут быть использованы на оплату исследований. В 2003 г. из этого источника профинансировано различных проектов на 7,7 млрд. долл., что составило около 18% общих расходов на науку в университетах.
Третьим по назначению источником средств являются бюджеты штатов и местных органов власти. В среднем на него приходится 7-8% затрат университетов на науку.
Наконец, по различным типам договоров с бизнесом университеты также получают около 8% средств. Кроме того, существуют и такие источники, как дары частных лиц , гранты бесприбыльных фондов и организаций, добровольные пожертвования и т.п. Они в совокупности составляют около 7%.
Несмотря
на то что государственные и частные университеты
в основном используют одни и те же источники
финансирования науки и техники, структуры
их бюджетных поступлений различны . Государственные
университеты формируют свои бюджеты
из средств федерального правительства
на 52% , из собственных фондов – на 24 и из
средств местных органов власти – на 10%.[6]
2.1.3 Использование средств
В
исследовательских
Распределение
получаемых университетами средств
между отдельными направлениями
науки и техники является результатом
действия множества различных факторов.
В конце XX в. благодаря политике,
провозглашенной демократической администрацией
Клинтона, основной акцент в исследованиях
делался на науки о жизни – на эти цели
расходовалось 56-58% средств. В рамках этого
направления доминировали медицинские
и биологические исследования. Вторым
по важности блоком были инженерные дисциплины-
15% общих затрат, и исследования по проблемам
охраны окружающей среды-10%. Традиционно
сохранялся высокий уровень интереса
к исследованиям по физике, математике,
компьютерным дисциплинам, но значительно
сократилось финансирование работ в области
экономики, политики, социальных наук.
[3]
2.2
Наука и техника в промышленности и бизнесе.
2.2.1
Рост частных инвестиций в
науку и технику
Для 1990-х гг. в целом было характерно резкое расширение в научно- техническую деятельность со стороны частных промышленных фирм. Это осуществлялось в виде либо контрактных работ, заказываемых университетами, либо организации исследований и разработок внутри фирм. Общий объем подобных инвестиций в данный период уверенно превзошел уровень затрат государства на науку и технику и достиг максимума – 75% национальных расходов на эти цели в 2000 г. Для обеспечения этого потребовался ряд мер со стороны федерального правительства , инициировавшего некоторые законодательные новации по предоставлению бизнесу налоговых и других льгот , связанных с исследованиями, а также снятию ограничений на совместную деятельность фирм в области науки и техники , которая ранее могла трактоваться как монопольный сговор. В дальнейшем из-за изменения научно- технической политики в период администрации Дж. Буша – младшего участие бизнеса в поддержке научно –технического комплекса стало сокращаться и в 2004 г. его доля в общенациональных расходах на эти цели снизилась до 64%.
Наибольшее влияние на организацию промышленных исследований оказала серия законов середины 1980-х гг., позволивших компаниям, бывшим ранее конкурентами на внутреннем рынке, объединить свои ресурсы перед лицом научно-технической экспансии японских и западноевропейских компаний. Новое законодательство позволило компаниям начать активное сотрудничество с университетами при сохранении гарантий обеспечения коммерческой тайны и решения вопросов о правах на интеллектуальную собственность, получаемую в рамках таких кооперативных исследований. Под патронажем государства в исследовательских университетах была создана система центров кооперативных исследований по основным направлениям науки и техники.
Политика
целенаправленного
Особенностью
последнего десятилетия явился значительный
рост расходов бизнеса на исследования,
связанные со сферой услуг: на начало
XXI в. они составляли около 30% общих затрат
бизнеса на науку и технику. Наиболее быстро
росли масштабы исследований, связанных
с осуществлением торговой деятельности,
оказанием профессиональных, научных
и технических услуг и информационным
обеспечением. Эти же тенденции прослеживались
и в других промышленно развитых странах.
[3]
2.2.2
Конкурентоспособность на
Сегодня
правительства большинства