Стимулирование эффективного спроса в период экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 00:17, курсовая работа

Описание

Цель работы найти методы стимулирования совокупного спроса.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы;

рассмотреть неценовые факторы, влияющие на величину спроса;

рассмотреть практическое применение концепции совокупного спроса.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 2

Совокупный спрос и его кривая. Факторы, влияющие на совокупный спрос ………………………………………………………………… 3
Кривая совокупного спроса ………………………………… 3
Ценовые факторы совокупного спроса …………………….. 5
Неценовые факторы совокупного спроса …………………… 6
Практическое применение концепции совокупного спроса ……….. 11
2.1 Монетарная политика и регулирование совокупного спроса … 11

2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса …..17

Динамика совокупного спроса в условиях современного финансового кризиса ………………………………………………………………….. 22
Заключение ………………………………………………………………… 27

Список литературы ……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 346.49 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………..       2

  1. Совокупный спрос и его кривая. Факторы, влияющие на совокупный спрос    …………………………………………………………………       3
    1. Кривая совокупного спроса   …………………………………       3
    2. Ценовые факторы совокупного спроса   ……………………..        5
    3. Неценовые факторы совокупного спроса  ……………………     6
  2. Практическое применение концепции совокупного спроса  ……….. 11

    2.1  Монетарная политика и регулирование  совокупного спроса … 11

    2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса …..17

  1. Динамика совокупного спроса в условиях современного финансового кризиса  ………………………………………………………………….. 22

    Заключение  ………………………………………………………………… 27

    Список  литературы  ……………………………………………………   .   29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     Известно, что любой экономической системе  хозяйственный механизм представляет собой совокупность элементов в  их взаимосвязи, совокупность экономических  законов, определяющих динамику движения элементов хозяйственных механизмов, а также организационную структуру  экономической системы.

     Рыночный  механизм – это система основных взаимосвязанных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции  и основных экономических законов. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

     Рыночный  механизм действует на основе экономических  законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и  т.д.

      Одними  из основных показателей, характеризующих  состояние экономики страны, является совокупный спрос.

      Цель  работы найти методы стимулирования совокупного спроса.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     рассмотреть понятие совокупного спроса и  его составляющие элементы;

     рассмотреть неценовые факторы, влияющие на величину спроса;

     рассмотреть практическое применение концепции  совокупного спроса. 
 
 
 
 
 

    1. Совокупный спрос  и его кривая. Факторы,  влияющие на совокупный  спрос 

    1.1. Кривая совокупного  спроса 

     Совокупный  спрос - это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен  в экономике (рис. 1). 
 

       
 

     Рис. 1. Кривая совокупного спроса (AD) 

     Кривая  совокупного спроса показывает количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при  каждом возможном уровне цен (Р).

     Совокупный  спрос в стоимостном выражении  представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные  в экономике. Он отражает связь между  объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями  и государством, и общим уровнем  цен в экономике.

     В структуре совокупного спроса можно  выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

  1. Совокупный спрос домохозяйств - потребительский спрос (C). В первую очередь, определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Кроме того, долгосрочные тенденции в динамике потребления связаны с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса сосредоточен, в основном, на факторах реального потребления (то есть номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс уровня цен). Доля потребительских расходов в национальном продукте составляет более 60%.
  2. Спрос фирм на инвестиции (I). Под инвестиционными расходами (инвестициями) понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домашние хозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15-20% ВНП страны.
  3. Спрос на товары и услуги со стороны государства (G). Включает расходы на национальную оборону, строительство дорог, а также покупка дорожно-строительного оборудования, выплаты местным органам власти, финансирование судебной системы или государственных школ и т.д. Эта часть совокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением.
  4. Чистый экспорт (Xn). Это разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт (который является импортом для других стран) можно представить как зеркальное отображение импорта, и определяется он, соответственно, доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом, величина чистого экспорта зависит от соотношения доходов внутри страны и за рубежом, цен на продукцию и валютного курса.

     Следовательно можно сделать вывод, что совокупный спрос выражается формулой:

     AD = C + I + G + Xn, (1.1) 

    Одни  компоненты совокупного спроса, например потребительские расходы, относительно стабильны, изменяются медленно, другие, более динамичны, например, инвестиционные расходы - их изменения вызывают колебания экономической активности. Изучив все компоненты совокупного спроса, можно сказать, что он характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен, т.е. величину совокупного спроса.

    Для анализа совокупного спроса иногда используется упрощенная модель экономики, которая характеризуется отсутствием  внешней торговли, государственного сектора, не учитывает амортизацию, разницу между ЧНП и ВНП, валовыми и внутренними инвестициями.

     Можно выделить ценовые и неценовые  факторы спроса. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые - ее сдвижку. 

     1.2 Ценовые факторы  совокупного спроса 

     Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем  совокупного спроса и обуславливает  движение по кривой AD.

     К ценовым факторам относятся следующие:

  1. Эффект реального богатства (эффект реальных кассовых остатков) или эффект Пигу.

     Под реальным богатством понимается отношение  номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение  есть реальная покупательная способность  накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную  способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и  побуждает к сокращению потребительских  расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается.

  1. Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.

     Рост  уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в  долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают  свои покупки (C), а предприниматели  сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается. Итак, эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки:  

     P­ Þ MD­ Þ R­ Þ I¯ ÞAD¯. (1.2) 

  1.  Эффект  импортных товаров или эффект  Флеминга.

     Рост  цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть  спроса с внутренних товаров на импортные  и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос, следовательно, кривая AD должна иметь отрицательный наклон. 

     1.3 Неценовые факторы  совокупного спроса 

     Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного  спроса вправо или влево. Эти факторы  не зависят от изменения уровня цен  Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево (рис. 2).

     Совокупный  спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение: 

     Y = C + I + G + Xn , (1.3) 

     К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные  расходы (G), чистый экспорт (Xn).

     Факторы, воздействующие на C:

  • уровень благосостояния населения;
  • ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;
  • налоги;
  • трансфертные платежи;
  • процентная ставка.

     Факторы, воздействующие на I:

  • ожидания инвесторов;
  • процентная ставка;
  • налоги;
  • трансфертные платежи;
  • новые технологии.

     Факторы, воздействующие на G:

  • государственные закупки.

     Факторы, воздействующие на Xn:

  • объемы ВНП в других странах;
  • величина ВНП в данной стране;
  • валютный курс национальной денежной единицы.
 

       

     Рис. 2.  Влияние неценовых факторов на совокупный спрос  
 

     Кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (также назыаемого уравнением обмена):

     MV = PY, (1.4)

     Из  чего можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики:

     Y = M • V / Р, (1.5)

       или 

     AD = M • V / Р, (1.6) 

     Из  уравнения видно еще два неценовых  фактора M и V. На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами  экономики. Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M, V). Влияние вышеперечисленных  неценовых факторов на совокупный спрос  в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и  скорости обращения денег.

     Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод, что потребительские расходы зависят в первую очередь от уровня доходов потребителей. Если доходы увеличиваются, то при неизменном уровне цен, расходы также начнут увеличиваться и кривая спроса смещается вправо. Но рост спроса растет медленнее, чем рост доходов. Это объясняется тем, что предельная склонность к потреблению начинает снижаться.

     Характер  изменения расходов зависят в  свою очередь от их ожиданий на рынке  и прогнозов. Эти ожидания касаются изменения дохода потребителя, а  также наличия инфляция. Если прогнозируется рост реальных доходов, то расходы потребителя, а, следовательно, и его совокупный спрос тоже увеличатся. Аналогичным  образом инфляционное ожидание также  увеличивает или снижает уровень  совокупного спроса. Задолженность  потребителей по приобретенным товарам  также может влиять в обратной зависимости: чем больше уровень  задолженности, тем ниже расходы  и спрос.

     Инвестиционные  расходы прежде всего зависят от процентной ставки. Увеличение процентной ставки снижает инвестиционные расходы, которые в большей частью являются расходами на обновление средств производства. На величину инвестиционных расходов также могут влиять ожидания производителей, их прогнозы будущей эффективности, прибыльности.

Информация о работе Стимулирование эффективного спроса в период экономического кризиса