Стимулирование эффективного спроса в период экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 00:17, курсовая работа

Описание

Цель работы найти методы стимулирования совокупного спроса.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы;

рассмотреть неценовые факторы, влияющие на величину спроса;

рассмотреть практическое применение концепции совокупного спроса.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 2

Совокупный спрос и его кривая. Факторы, влияющие на совокупный спрос ………………………………………………………………… 3
Кривая совокупного спроса ………………………………… 3
Ценовые факторы совокупного спроса …………………….. 5
Неценовые факторы совокупного спроса …………………… 6
Практическое применение концепции совокупного спроса ……….. 11
2.1 Монетарная политика и регулирование совокупного спроса … 11

2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса …..17

Динамика совокупного спроса в условиях современного финансового кризиса ………………………………………………………………….. 22
Заключение ………………………………………………………………… 27

Список литературы ……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 346.49 Кб (Скачать документ)

      Эффект  мультипликатора. Когда правительство принимает решение о приобретении у какой-либо компании товара на определенную сумму денег, непосредственный эффект объема спроса, предъявляемого правительством, - рост занятостей и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов заключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции этой фирмы ведут к повышению спроса других фирм. Поскольку каждый рубль, израсходованный правительством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.

      Однако  на этом действие мультипликатора не заканчивается. Поскольку потребительские  расходы возрастают, фирмы-производители  нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие  заработки и прибыли обусловливают  увеличение потребительских расходов и т.д. Таким образом, налицо обратная связь, поскольку более высокий  спрос ведет к возрастанию  доходов, что, в свою очередь, ведет  к еще более значительному  спросу. Если сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении  товаров и услуг, на которое предъявляется  спрос, может оказаться намного  большим, чем первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государственных закупок.

      Эффект  мультипликатора представлен на рисунке 7. Увеличение правительственных закупок первоначально перемещает кривую совокупного спроса вправо из AD1 в AD2 ровно на величину этих закупок. Но когда потребители реагируют на этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещается еще дальше, к AD3. 

      

      Рис. 7. Эффект мультипликатора 

      Эффект  мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских расходов на повышение уровня спроса, может  быть усилен реакцией со стороны инвестиций. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастании потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями иногда называется инвестиционным акселератором.

      Эффект  вытеснения. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием финансово-бюджетной политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.

      Чтобы понять природу эффекта вытеснения, вернемся к примеру с государственными закупками. Обсуждалось, что увеличение спроса со стороны правительства  ведет к повышению доходов  рабочих и владельцев фирмы (а  вследствие эффекта мультипликатора  и других фирм). С ростом доходов  домашние хозяйства планируют покупать большее количество товаров и  услуг и, как результат, решают увеличить  долю своего богатства в ликвидной форме. То есть увеличение доходов, вызванное бюджетной экспансией, приводит к повышению спроса на деньги.

      Последствия увеличения спроса на деньги представлены на рисунке 8 а. Так как правительство не корректировало объем денежной массы, положение вертикальной кривой предложения не изменяется. Когда увеличение уровня доходов вызывает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, из MD1 к MD2, для сохранения равновесия спроса и предложения процентная ставка должна повыситься от r1 до r2. 

      

      Рис. 8. Эффект вытеснения 

      Увеличение  процентной ставки, в свою очередь, ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги. В частности, поскольку цена заимствований возрастает, снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в  жилищное строительство. Итак, рост

      государственных закупок ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного  процесса может быть вытеснение инвестиций, что частично компенсирует воздействие  государственных закупок на совокупный спрос (рис. 8 б). Увеличение правительственных расходов прежде всего приводит к сдвигу совокупного спроса из AD1 в AD2, но вследствие эффекта вытеснения она возвращается к AD3.

      Следовательно, когда правительство принимает  решение о государственных закупках, совокупный спрос на товары и услуги возрастает, но величина прироста определяется соотношением значений эффектов мультипликатора  и вытеснения.

      Другой  важный инструмент финансово-бюджетной  политики изменение уровня налогообложения. Когда правительство сокращает налоги, реальные доходы домашних хозяйств увеличиваются, часть прироста направляется на сбережения, а другая расходуется на приобретение потребительских товаров. Так как уменьшение уровня налогообложения означает возрастание потребительских расходов, кривая совокупного спроса сдвигается вправо, ужесточение налогов ведет к снижению расходов домохозяйств и смещению кривой совокупного спроса влево.

      Величина  смещения совокупного спроса, возникающего вследствие изменения уровня налогообложения, также зависит от эффекта мультипликатора  и вытеснения. Когда правительство  снижает налоги, заработная плата  и прибыль повышаются, что стимулирует  увеличение потребительских расходов (эффект мультипликатора). В то же время  рост доходов означает повышение  спроса на деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заимствования, что ведет  к снижению инвестиционных расходов (эффект вытеснения). В зависимости  от соотношения эффекта мультипликатора  и эффекта вытеснения смещение совокупного  спроса может быть большим или  меньшим, чем вызвавшее его изменение  в налогообложении.

      Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупного спроса, вызываемая изменением налогообложения - представления домашних хозяйств об устойчивости изменений  в налогообложении. Если домашние хозяйства  ожидают долгосрочного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную добавку  к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличивают расходы. В этом случае сокращение налогов  оказывает существенное воздействие  на совокупный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения  в налогообложении как временные, они посчитают прибавку к своим  финансовым ресурсам незначительной, следовательно, расходы возрастут несущественно. В этом случае влияние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.

      3. Динамика совокупного  спроса в условиях  современного финансового кризиса. 

     Как мы уже говорили в 1 главе, совокупный спрос – это все запланированные  и понесенные затраты в экономике. Можно сказать, что в этом случае совокупный спрос в стоимостном  выражении равен ВВП страны, посчитанный методом расходов. Рассмотрим динамику ВВП России за последние годы.

     Объем ВВП России за 2009 г., по предварительной оценке, составил в текущих ценах 41256,4 млрд.рублей, темп роста его реального объема относительно 2008 г. - 105,6%, индекс-дефлятор ВВП в 2009 г. по отношению к ценам 2008 г. составил 118,8%. Объем ВВП России за 2008г. составил в текущих ценах 33113,5 млрд.рублей. Темп роста его реального объема относительно 2007 г. составил в - 108,1%. Индекс-дефлятор ВВП в 2008 г. по отношению к ценам 2007 г. составил 113,9%.

     Объем ВВП России в настоящее время составляет 1 трлн евро. Об этом сегодня заявил председатель правительства РФ Владимир Путин, выступая на экономическом форуме в Берлине.

     Как ранее прогнозировал старший  аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков, рост ВВП России по итогам нынешнего года может составить 4,2%. Хорошие данные по ВВП в РФ, в основном, связаны с благоприятной внешней конъюнктурой. Высокие цены на энергоносители обеспечили приток капитала в страну, а также способствовали увеличению инвестиций в основной капитал. По итогам года рост ВВП может составить 4,2% потому, что цены на энергоносители будут оставаться на высоких уровнях.

     Тем не менее, он отметил, что российская экономика «демонстрирует явные признаки восстановления, выходит на траекторию роста». По словам вице-премьера, за 8 месяцев текущего года рост промышленного производства в России составил 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост в сфере обрабатывающей промышленности составил 13%. ВВП за январь-август вырос на 3,7%, а за аналогичный период 2009 года он сократился на 9,9%.

     На  рисунке 9 представлены темпы изменения прироста ВВП страны. 

     

     Рис. 9.  График годового изменения реального ВВП России  

     Анализируя  данный график, можно сделать следующий  вывод: рост ВВП России за 2009 г очевиден.

     По  мнению заместителя министра экономразвития А.Клепача, что спад промышленности был существеннее, чем прогнозировалось ранее. Но тем не менее «сработал» антикризисный пакет, и банковское кредитование экономики.

     Как мы видим на рисунке 10, наибольшую долю занимает расходы население и валовые инвестиции. Доля инвестиций увеличилась, что может говорить об увеличении инвестиций в России. 

     

     

     Рис. 10 Структура ВВП по расходам  

     В структуре ВВП России на 2009 г. 35,3%   приходится на производство товаров (для сравнения в 1991 - 60,5 %, в 2002 - 41%), 51,9% - на производство услуг (в 2002 г.- 32,6%). На рисунке 11 представлены отраслевые изменения в структуре ВВП России.

     Анализируя  эти графики, можно сделать следующие  выводы, что в структуре ВВП  России значительна доля добывающей промышленности, почти 10 %, что может  говорить о сырьевой направленности нашей экономике; слабо развита  такая сфера как финансовый сектор, куда относятся различные информационные, консультационные услуги. Если в нашей  стране доля этого сектора всего  лишь 11,2 %, то например в США эта цифра достигает значения в 37,4 %. 
 

     

     Рис.11 Отраслевая структура ВВП России в 2009 г.  

     Если  же говорить о России, то видна тенденция  к росту доли непромышленного  сектора в ВВП страны. Особое внимание нужно уделять социальной сфере, развитию производства, основываясь на современных технологиях. В виду мирового кризиса, в условиях спада цен на нефть, необходимо искать другие источники роста ВВП. Это одна из важнейших задач государства сегодня.

     Теперь  рассмотрим совокупный спрос в Кировской области.

    За  период с 2002 по 2008 годы реальный объем  валового регионального продукта (ВРП) Кировской области вырос на 26.4% по сравнению с уровнем 2002 года. Объем  ВРП Кировской области (добавленная  стоимость в основных ценах) составил в 2008 году, по оценке, 151.4 млрд. рублей, что  в сопоставимых ценах на 3.7% больше, чем в 2007 году.

    ВРП на душу населения растет, достигнув  в 2008 году 107,8 тыс. рублей на одного жителя области, что почти в 4 раза больше уровня 2001 года. По показателю объем  ВРП на душу населения Кировская  область занимает 66-е место среди субъектов Российской Федерации (рис. 12) 
 
 
 
 
 

 

Рис. 12 Структура ВРП Кировской области в 2008 году 

    Отраслевая  структура ВРП региона по видам  экономической деятельности не претерпевает существенных изменений. По-прежнему наибольший удельный вес занимает промышленность - более 30%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 10,1%, транспорт и связь - около 12%, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 12,7%, строительство - 5,7%, на долю остальных видов деятельности приходится 33,5%. 
 
 
 
 

    Вывод

    Сейчас  все признают, что один из важнейших способов борьбы с экономическим  кризисом - стимулирование   платежеспособного спроса.    Можно сколько  угодно вкладывать деньги  в  производство.   Но если  выпускаемые им товары не купят - экономическая машина   будет буксовать и дальше. А деньги, вложенные в производство, окажутся  выброшенными на ветер.

    Исторический  опыт, однако, свидетельствует, что  существуют действенные  методы  стимулирования спроса, которые в   совокупности   в состоянии  не только смягчить  кризисные процессы, но  и  существенно их минимизировать.

Информация о работе Стимулирование эффективного спроса в период экономического кризиса