Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 00:17, курсовая работа
Цель работы найти методы стимулирования совокупного спроса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы;
рассмотреть неценовые факторы, влияющие на величину спроса;
рассмотреть практическое применение концепции совокупного спроса.
Введение …………………………………………………………………….. 2
Совокупный спрос и его кривая. Факторы, влияющие на совокупный спрос ………………………………………………………………… 3
Кривая совокупного спроса ………………………………… 3
Ценовые факторы совокупного спроса …………………….. 5
Неценовые факторы совокупного спроса …………………… 6
Практическое применение концепции совокупного спроса ……….. 11
2.1 Монетарная политика и регулирование совокупного спроса … 11
2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса …..17
Динамика совокупного спроса в условиях современного финансового кризиса ………………………………………………………………….. 22
Заключение ………………………………………………………………… 27
Список литературы ……………………………………………………
Эффект мультипликатора. Когда правительство принимает решение о приобретении у какой-либо компании товара на определенную сумму денег, непосредственный эффект объема спроса, предъявляемого правительством, - рост занятостей и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов заключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции этой фирмы ведут к повышению спроса других фирм. Поскольку каждый рубль, израсходованный правительством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.
Однако
на этом действие мультипликатора не
заканчивается. Поскольку потребительские
расходы возрастают, фирмы-производители
нанимают большее количество работников,
и их прибыль возрастает. Высокие
заработки и прибыли
Эффект
мультипликатора представлен на
рисунке 7. Увеличение правительственных
закупок первоначально перемещает кривую
совокупного спроса вправо из AD1
в AD2
ровно на величину этих закупок. Но когда
потребители реагируют на этот сдвиг,
увеличивая свои расходы, кривая совокупного
спроса перемещается еще дальше, к AD3.
Рис.
7. Эффект мультипликатора
Эффект
мультипликатора, возникающий вследствие
реакции потребительских
Эффект вытеснения. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием финансово-бюджетной политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.
Чтобы понять природу эффекта вытеснения, вернемся к примеру с государственными закупками. Обсуждалось, что увеличение спроса со стороны правительства ведет к повышению доходов рабочих и владельцев фирмы (а вследствие эффекта мультипликатора и других фирм). С ростом доходов домашние хозяйства планируют покупать большее количество товаров и услуг и, как результат, решают увеличить долю своего богатства в ликвидной форме. То есть увеличение доходов, вызванное бюджетной экспансией, приводит к повышению спроса на деньги.
Последствия
увеличения спроса на деньги представлены
на рисунке 8 а. Так как правительство
не корректировало объем денежной массы,
положение вертикальной кривой предложения
не изменяется. Когда увеличение уровня
доходов вызывает сдвиг кривой спроса
на деньги вправо, из MD1 к
MD2, для сохранения равновесия
спроса и предложения процентная ставка
должна повыситься от r1 до
r2.
Рис.
8. Эффект вытеснения
Увеличение процентной ставки, в свою очередь, ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги. В частности, поскольку цена заимствований возрастает, снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Итак, рост
государственных закупок ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций, что частично компенсирует воздействие государственных закупок на совокупный спрос (рис. 8 б). Увеличение правительственных расходов прежде всего приводит к сдвигу совокупного спроса из AD1 в AD2, но вследствие эффекта вытеснения она возвращается к AD3.
Следовательно,
когда правительство принимает
решение о государственных
Другой важный инструмент финансово-бюджетной политики изменение уровня налогообложения. Когда правительство сокращает налоги, реальные доходы домашних хозяйств увеличиваются, часть прироста направляется на сбережения, а другая расходуется на приобретение потребительских товаров. Так как уменьшение уровня налогообложения означает возрастание потребительских расходов, кривая совокупного спроса сдвигается вправо, ужесточение налогов ведет к снижению расходов домохозяйств и смещению кривой совокупного спроса влево.
Величина
смещения совокупного спроса, возникающего
вследствие изменения уровня налогообложения,
также зависит от эффекта мультипликатора
и вытеснения. Когда правительство
снижает налоги, заработная плата
и прибыль повышаются, что стимулирует
увеличение потребительских расходов
(эффект мультипликатора). В то же время
рост доходов означает повышение
спроса на деньги и, соответственно, процентных
ставок. Высокие процентные ставки
удорожают заимствования, что ведет
к снижению инвестиционных расходов
(эффект вытеснения). В зависимости
от соотношения эффекта
Еще
одна важная детерминанта величины сдвига
совокупного спроса, вызываемая изменением
налогообложения - представления домашних
хозяйств об устойчивости изменений
в налогообложении. Если домашние хозяйства
ожидают долгосрочного
3.
Динамика совокупного
спроса в условиях
современного финансового
кризиса.
Как
мы уже говорили в 1 главе, совокупный
спрос – это все
Объем ВВП России за 2009 г., по предварительной оценке, составил в текущих ценах 41256,4 млрд.рублей, темп роста его реального объема относительно 2008 г. - 105,6%, индекс-дефлятор ВВП в 2009 г. по отношению к ценам 2008 г. составил 118,8%. Объем ВВП России за 2008г. составил в текущих ценах 33113,5 млрд.рублей. Темп роста его реального объема относительно 2007 г. составил в - 108,1%. Индекс-дефлятор ВВП в 2008 г. по отношению к ценам 2007 г. составил 113,9%.
Объем ВВП России в настоящее время составляет 1 трлн евро. Об этом сегодня заявил председатель правительства РФ Владимир Путин, выступая на экономическом форуме в Берлине.
Как ранее прогнозировал старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков, рост ВВП России по итогам нынешнего года может составить 4,2%. Хорошие данные по ВВП в РФ, в основном, связаны с благоприятной внешней конъюнктурой. Высокие цены на энергоносители обеспечили приток капитала в страну, а также способствовали увеличению инвестиций в основной капитал. По итогам года рост ВВП может составить 4,2% потому, что цены на энергоносители будут оставаться на высоких уровнях.
Тем не менее, он отметил, что российская экономика «демонстрирует явные признаки восстановления, выходит на траекторию роста». По словам вице-премьера, за 8 месяцев текущего года рост промышленного производства в России составил 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост в сфере обрабатывающей промышленности составил 13%. ВВП за январь-август вырос на 3,7%, а за аналогичный период 2009 года он сократился на 9,9%.
На
рисунке 9 представлены темпы изменения
прироста ВВП страны.
Рис.
9. График годового изменения реального
ВВП России
Анализируя данный график, можно сделать следующий вывод: рост ВВП России за 2009 г очевиден.
По мнению заместителя министра экономразвития А.Клепача, что спад промышленности был существеннее, чем прогнозировалось ранее. Но тем не менее «сработал» антикризисный пакет, и банковское кредитование экономики.
Как
мы видим на рисунке 10, наибольшую долю
занимает расходы население и валовые
инвестиции. Доля инвестиций увеличилась,
что может говорить об увеличении инвестиций
в России.
Рис.
10 Структура ВВП по расходам
В структуре ВВП России на 2009 г. 35,3% приходится на производство товаров (для сравнения в 1991 - 60,5 %, в 2002 - 41%), 51,9% - на производство услуг (в 2002 г.- 32,6%). На рисунке 11 представлены отраслевые изменения в структуре ВВП России.
Анализируя
эти графики, можно сделать следующие
выводы, что в структуре ВВП
России значительна доля добывающей
промышленности, почти 10 %, что может
говорить о сырьевой направленности
нашей экономике; слабо развита
такая сфера как финансовый сектор,
куда относятся различные
Рис.11
Отраслевая структура ВВП России в 2009
г.
Если же говорить о России, то видна тенденция к росту доли непромышленного сектора в ВВП страны. Особое внимание нужно уделять социальной сфере, развитию производства, основываясь на современных технологиях. В виду мирового кризиса, в условиях спада цен на нефть, необходимо искать другие источники роста ВВП. Это одна из важнейших задач государства сегодня.
Теперь рассмотрим совокупный спрос в Кировской области.
За период с 2002 по 2008 годы реальный объем валового регионального продукта (ВРП) Кировской области вырос на 26.4% по сравнению с уровнем 2002 года. Объем ВРП Кировской области (добавленная стоимость в основных ценах) составил в 2008 году, по оценке, 151.4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 3.7% больше, чем в 2007 году.
ВРП
на душу населения растет, достигнув
в 2008 году 107,8 тыс. рублей на одного жителя
области, что почти в 4 раза больше
уровня 2001 года. По показателю объем
ВРП на душу населения Кировская
область занимает 66-е место среди
субъектов Российской Федерации (рис.
12)
Рис. 12 Структура
ВРП Кировской области в 2008 году
Отраслевая
структура ВРП региона по видам
экономической деятельности не претерпевает
существенных изменений. По-прежнему наибольший
удельный вес занимает промышленность
- более 30%, сельское хозяйство, охота и
лесное хозяйство - 10,1%, транспорт и связь
- около 12%, оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования
- 12,7%, строительство - 5,7%, на долю остальных
видов деятельности приходится 33,5%.
Вывод
Сейчас все признают, что один из важнейших способов борьбы с экономическим кризисом - стимулирование платежеспособного спроса. Можно сколько угодно вкладывать деньги в производство. Но если выпускаемые им товары не купят - экономическая машина будет буксовать и дальше. А деньги, вложенные в производство, окажутся выброшенными на ветер.
Исторический опыт, однако, свидетельствует, что существуют действенные методы стимулирования спроса, которые в совокупности в состоянии не только смягчить кризисные процессы, но и существенно их минимизировать.
Информация о работе Стимулирование эффективного спроса в период экономического кризиса