Структурные кризисы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 06:00, курсовая работа

Описание

Одной из разновидностей экономических кризисов являются структурные кризисы. Фаза спада и кризиса в больших циклах исторически сопровождается глубокими циклическими кризисами. Для них характерна длительная стагнация в традиционно важных отраслях и секторах производства, затяжные нарушения в кредитно-денежной и валютной сферах, финансах, международной торговле, существующих формах организации и регулирования экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава1. 4
1.1 Этапы любого экономического кризиса. 4
1.2 Сущность и закономерности экономических кризисов. 5
1.3 Причины экономических кризисов. 7
Глава 2. 12
2.1. Анализ структурных кризисов. 12
2.1.Причины возникновения мирового экономического кризиса. 16
2.2 Отличие современного кризиса. 20
2.3. Методы выхода из кризиса. 21
2.4. Мир после кризиса. 23
2.5 Особенности кризисов в российской экономике. 23
Заключение. 25
Список литературы 26
Приложения……………………………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

      Обвал фондового рынка в октябре 2008 года стал рекордным для рынка США за последние 20 лет, для рынка Японии -- за всю историю.

      - использование новых непроверенных  финансовых методик и инструментов - кредитных дефолтных2 свопов.

      При использовании новых непроверенных  методик и инструментов всегда возникает опасность неправильных выводов о каком-либо явлении. Возможно, прямого влияния на развитие кризиса они не оказывали, однако каково их косвенное влияние определить трудно.

2.2 Отличие современного кризиса.

 

      Современный процесс кризисных явлений -- не новый процесс, он неоднократно происходил в истории человечества. Однако современный мировой кризис имеет два серьезных отличия.

      Первое  отличие заключается в скорости этих изменений. Если раньше центр капитала находился в одной точке в  протяжение нескольких столетий, то сейчас эти процессы ускорились и речь идет -- в случае, например, Америки -- об одном веке.

      Второе  отличие связано с изменение  информационной ситуации, с революционным  ускорением и облегчением передачи информации -- сегодня любая точка в мире находится практически рядом.

2.3. Методы выхода из кризиса.

 

      На  основе современной экономической  обстановки, сложившейся в России, установлены следующие препятствия  для выхода на новый инновационный  уровень после кризисного экономического развития:

      1) Отсутствие необходимой правовой  базы. Налоговым кодексом РФ не  предусмотрено прямое стимулирование  деятельности научно-производственных  и инновационных организаций,  а также и стимулирование потребителей  наукоемкой продукции, поскольку  именно они формируют спрос на нее. Необходимо отметить полное отсутствие налоговых льгот для реального сектора экономики, использующего объекты интеллектуальной собственности и результаты научно-технической деятельности, как результаты инновационной деятельности.

      2) Учебные заведения лишены возможности  получать дивиденды со своей  интеллектуальной собственности. 

      3) Отсутствие механизмов финансирования. Технопарки и центры трансфера  технологий дают гораздо меньший  эффект, чем от них ожидали,  потому что любой успешный проект реализуется там же, где была сделана разработка.

      4) Многолетний опыт взаимодействия  Международных Фондов с крупными  российскими корпорациями показывает, что их незаинтересованность  использования разработок связана  с отсутствием конкурентов на внутреннем рынке и жестких государственных стандартов, стимулирующих разработку новой продукции; высоким риском приобретения отечественной разработки, связанным с отсутствием гарантий по надежности и сервису.

      Определено, что для осуществления социального развития страны в условиях кризиса необходимо провести следующие преобразования:

      Кардинальное  повышение инновационной и инвестиционной активности.

      Доведение уровня накопления до 30% от ВВП.

      Переход к стандартам развитых стран в  сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения -- 6%, науки -- 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.

      4. Ввести тарифную паузу, заморозив  до 2010 года тарифы на газ, тепло и электроэнергию.

      5. Кардинально повысить эффективность  антимонопольной политики, создать  здоровую конкурентную среду  для управления госкорпорациями.

      6. Обеспечить соответствие политики  госзакупок, включая закупки госкорпораций,  приоритетам развития отечественной промышленности.

      7. Уменьшение НДС, провести инвентаризацию  и переоценку основных фондов, освободить от налогообложения  все расходы на НИОКР и освоение  новой техники. 

      8. Ввести налоговые льготы инновационным  и высокотехнологичным предприятиям.

      9. Обеспечить охрану интеллектуальной собственности с мировыми стандартам.

      10.Освободить  производство добавленной стоимости  и инвестиции от запредельного  налогового бремени.

      11. Привести закупочную политику  контролируемых государством корпораций  в соответствие с задачами развития отечественной промышленности.

      В работе обоснуется, что без выполнения вышеуказанных действий, российская экономика не сможет выйти из кризиса  и встать на инновационный путь развития. В лучшем случае будет реализован энерго-сырьевой сценарий развития, отметаемый как бесперспективный.

      Установлено, что существует три основных сценария развития России до 2020:

      Инерционный сценарий предполагающий сохранение доминирования  энерго-сырьевых секторов при постепенном  замедлении темпов роста добычи и экспорта продукции ТЭКа из-за отставания в развитии инфраструктуры. Обосновано, что при данном сценарии маловероятна реализация крупных инвестиционных проектов в отраслях, выходящих за рамки ТЭКа, но возможно усиление процессов социальной дифференциации, снижения качества человеческого капитала, падения конкурентоспособности обрабатывающих производств и вытеснения их импортом.

      Экспортно-сырьевой сценарий предполагающий активное использование  конкурентных преимуществ России в  энергетическом секторе, реализацию крупных инфраструктурных проектов, позволяющих наращивать производственный потенциал традиционных отраслей российского экспорта. Установлено, что этот сценарий, означает усиление зависимости от мировой конъюнктуры цен на продукцию ТЭКа и сырья.

      Инновационный сценарий предполагающий использование конкурентных преимуществ в топливно-сырьевой сфере для диверсификации и качественного обновления российской экономики. Принципиально важным в данном случае является резкий рывок в качестве человеческого капитала и использовании на этой основе высокотехнологичных производств.

                   2.4. Мир после кризиса.

 

      Вероятно, мировое хозяйство после кризиса станет относительно более равномерным, чем сейчас. Заработные платы в «старых индустриальных странах» в период депрессии понизятся еще больше. Нет оснований ожидать, что в «новых индустриальных странах» они возрастут. Достигнутое таким образом «равенство» позволит возобновить рост промышленности в старых центрах капитализма.

      К началу нового цикла не станет настолько ощутимо дороже для капитала создавать производство в США или Индокитае. Пропасть между верхами общества и его низами сохранится, даже увеличится, а не сократится, как считают сторонники кейнсианского сценария. Корпорации не смогут и не захотят подкармливать рабочих по всему миру, то есть много шире, чем это делалось в 1950-1960 годы при социал-демократических правительствах в Европе.

      Центры  капиталистического накопления останутся  в США, Великобритании, ЕС и других «старых индустриальных» странах, в которых опять начнется промышленный подъем. Нелиберальные цели, таким образом, будут достигнуты: рабочая сила подешевеет, но потребует больше, чем ей готовы дать сверху. Новый цикл капитализма будет означать обострение борьбы классов.

                                        

        2.5 Особенности кризисов в российской экономике.

 

      В экономике России не было «правильных» циклов, а циклические колебания  имели в основном внеэкономические причины.

      Современная  российская экономика находится  на этапе становления рыночных отношений.

      Чтобы цикличность в России стала реальностью, должны осуществиться крупные инвестиционные вливания в производство, которые  в условиях научно – технического прогресса и стихийного рыночного  механизма функционирования экономики  способны вызвать колебательные движения в экономическом росте и экономическом развитии.

      В государственной политике воздействия  на циклическое  движение  в таких  условиях окажется возможным  использование  модели делового цикла с применением  идей  эффекта акселератора и мультипликатора.

      Становление циклической формы движения отечественной  экономики  связано с проблемой  экономического роста. Его тип зависит  от того, на какие рынки,  на какой  спрос ориентирована экономика. Россия ориентируется на внешний  рынок и внутренний рынок.

      Для России наиболее реальна смешанная  модель экономического роста.

      Чтобы экономика России стала наиболее устойчивой, она должна быть ориентирована  на повышение эффективности капитала через активные нововведения.

      Для этого правительственная программа должна обрести долгосрочные  цели, а все институциональные изменения – направлены на повышение    эффективности хозяйства. Сильный и продолжительный подъем   производства возможен только в рамках сильной экономики, основанной на инновационном развитии, на реализации долгосрочных  стратегических планах государства.

      Российские  кризисы обусловлены непродуманностью реформ, промахами в банковской, торговой, производственной сферах. Главная  беда России не в остроте внутренних кризисов, а в глубокой зависимости от внешних сил. Сущность российских финансовых кризисов – это, во-первых, явное “разрешение на махинации” в банковской сфере без использования жестких методов контроля над операциями банков – будущих банкротов, и, во-вторых, очевидная беспрецедентная неликвидность реального сектора.

      Главные черты российских кризисов:

      • Российский кризис обусловлен непродуманностью реформ, промахами

      в банковской, торговой, производственной сферах.

      • Следует ориентироваться на обеспечение  устойчивого роста на базе увеличения конкурентоспособности производства и повышения уровня жизни населения.

      • Главная беда России не в остроте  внутреннего кризиса экономики,

      а в глубокой зависимости от внешних  сил.

      • Россия способна сделать поворот  к цивилизованному развитию экономики  в ХХI в., опираясь на предпринимательскую инициативу и разумную деятельность государства.

      Но, пожалуй, самая заметная отличительная  черта российских кризисов – это  то, что они происходят на фоне гиперинфляции, которая значительно усугубляет их и без того катастрофические последствия. Интенсивный инфляционный пресс всегда сопровождает преобразование административно-коммерческой системы в рыночную. Корни его находятся в структурно-системных диспропорциях развивающегося хозяйства, поэтому сейчас нам необходима мощная и жесткая политика, включающая в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых мер, нужно снять все барьеры на пути действия рыночных механизмов, чтобы преодолеть все структурные, управленческие и монетарные глубинные причины инфляции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Заключение.

      Кризис  характеризуется множеством взаимосвязанных  ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом  возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс экономики рождает кризисные ситуации. На разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным. Например, одна позиция заключалась в том, что кризис-всегда следствие природных явлений, а другая, - что кризис- порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия. Однако наступление кризиса определяется не тем, какими понятиями мы оперируем, а реальными тенденциями развития экономики и производства в целом, потребностями их периодической реконструкции. А глубина и характер кризиса зависят от управления. Я считаю, что любой кризис надо предвидеть и быть готовым применить необходимые меры для восстановления. Кризис- это фаза любого экономического цикла, избежание которой невозможно, но сократить ее длительность и уменьшить потери, как-то сгладить ее возможно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Структурные кризисы в экономике