Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:02, реферат
Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики. Модели социально-ориентированной экономики. Предложения для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Причины государственного вмешательства в экономику и некоторые его формы.
Введение 2
Глава 1. Государство в управлении экономикой. 3
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику. 3
1.2. Роль государственного регулирования экономики. 4
1.3. Функции регулирования экономики. 5
Глава 2. Методы и инструменты государственного регулирования.9
2.1. Методы государственного регулирования. 9
2.2. Инструменты государственного регулирования. 11
Глава 3. Зарубежный опыт. 16
3.1 Опыт США. 16
3.2 Обеспечение национальной экономической безопасности. 18
3.3 Правила в рыночной среде. 19
3.4 Французский метод регулирования. 20
Глава 4. Государственное регулирование в Казахстане. 22
Заключение. 24
Список использованных источников. 25
Во всех западных странах центральные банки, хотя их уставные капиталы целиком или большей частью принадлежат государству, не находятся в прямом подчинении правительствам или парламентам и выступают как относительно независимые агенты, отвечающие за твердость и стабильность национальных валют.
Степень независимости ЦБ определяется целым рядом факторов, прежде всего следующими:
• возможностью для руководства ЦБ действовать самостоятельно, не подчиняясь указаниям извне;
• правилами назначения и снятия с должности руководящих сотрудников, сроком их полномочий;
• правилами урегулирования конфликтов между ЦБ и другими государственными органами, особенно правительством;
• возможностью для ЦБ по правовым или иным соображениям отказаться от покрытия дефицита госбюджета путем предоставления кредита правительству.
По степени независимости
ЦБ в западной литературе экспертами
обычно выстраивается следующая
цепочка: Швейцария, Германия, Австрия,
США. Наименее независимыми считаются
центральные банки Норвегии, Японии.
Бельгии, Испании и Италии.
2.2.3. Направления
инновационной политики
Инновационная политика
призвана обеспечить увеличение валового
внутреннего продукта страны за счет
освоения производства принципиально
новых видов продукции и
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации, а с другой стороны - интеграции заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий для внедрения достижений науки и техники в экономику страны. Сложившийся уровень спроса на продукцию отраслей промышленности определяет как перспективу их развития, так и структурные изменения основных производственных фондов.
Отрасли, вышедшие со
своей продукцией на мировой рынок
(топливно-энергетический комплекс, металлургия,
химия), нуждаются в повышении
эффективности
разработку нормативно-
комплексную поддержку
инновационной деятельности, развитие
производства, повышения
развитие инфраструктуры
инновационного процесс а, включая
систему информационного
развитие малого
инновационного предпринимательства
путем формирования благоприятных
условий для
введение конкурсного отбора инновационных проектов и программ. Реализация небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволяет поддержать перспективные производства, увеличить приток частных инвестиций;
реализацию приоритетных
направлений инновационной
использование технологий двойного назначения, применяемых как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях экономики в первую очередь направлена на ускоренное освоение отечественных и зарубежных технологических достижений и воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, питьевых и промышленных вод, флоры и фауны и др.).
Так, в топливно-сырьевом
комплексе инновационная
в нефтегазовом комплексе
- на повышение эффективности
в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития глубокой переработки нефти,
внедрение катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородосодержащих добавок;
в угольной промышленности
- на улучшение свойств угля на основе
новых технологий глубокой переработки,
обогащения и брикетирования, решение
проблем приготовления, транспортирования,
хранения и сжигания водно-угольной
суспензии, совершенствование открытого
способа разработки месторождений
на базе применения взрывной технологии
и новых модификаций
в электроэнергетике
инновационная политика сконцентрирована
на использовании парогазовых
в транспортном комплексе инновационная политика ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.
в металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсов энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.
Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно¬-модульных систем.
в машиностроительном
комплексе инновации
Уточняются и формируются приоритеты инновационной политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение получили экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.
Для реализации инновационной
политики совершенствуется система
возвратного финансирования инновационных
проектов и прикладных разработок,
выполняемых за счет средств федерального
бюджета на конкурсной основе. В
условиях ограниченных возможностей бюджетного
финансирования растет актуальность привлечения
средств из дополнительных источников
(собственных средств
Глава 3. Зарубежный
опыт.
3.1. Опыт США.
История взаимоотношений
американского государства с
рынком, со свободным предпринимательством
носит уникальный характер. В Америке
сложились по-своему идеальные условия
для становления и развития капитализма,
для формирования государства, вырастающего
и крепнущего вместе с укоренением
в хозяйственной жизни
3.2. Обеспечение национальной
экономической безопасности.
Еще в XIX веке в США
экономические кризисы не несли
угрозы значительных разрушений, и
экономическая роль государства
предопределялась общей логикой
хозяйственного развития страны - укреплением
промышленности, строительством ж/д, образованием
крупных корпораций, а не "тушением"
вспышек циклических кризисов. В
этот период государство разными
методами стимулировало развитие национальной
экономики, предоставляло частному
бизнесу свободу инициативы и
целевую поддержку. К концу XIX века
бурный рост промышленных и банковских
"гигантов" вынудил государство
начать разрабатывать и внедрять
антитрестовское
Однако Великая
депрессия заставила
громадное социальное напряжение внутри страны, вызванное огромной безработицей, создало реальную угрозу национальной экономической безопасности. Государство в лице Ф. Рузвельта взяло на себя всю полноту ответственности за вывод страны из кризиса, становление и стабилизацию экономики и социального климата в американском обществе. Весь комплекс мер федеральных властей, получивший название "новый курс", не вписывался ни в теоретические постулаты "невидимой руки" рынка, ни даже в существовавшие законодательные акты. Реализация "нового курса" стала переломным этапом в осмыслении роли американского государства в экономике. Впервые в истории США при президенте Ф. Рузвельте был образован Совет по национальной экономической безопасности, который фактически координировал все мероприятия в рамках "нового курса".
Через 60 лет после
избрания президентом США Ф. Рузвельта
в Белый дом пришел Б. Клинтон,
который тоже образовал Совет
по национальной экономической безопасности.
Свою задачу экономическая "команда"
Клинтона видит в обеспечении
повышения
Может показаться странным,
как ведущая мировая держава
обеспокоена своей
Если же попытаться дать определение экономически эффективного государства, то в самом общем виде можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равнозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи новый ракурс получает рассмотрение экономической роли государства в целом. Так как условия развития мирового хозяйства и американской экономики в конце второго тысячелетия существенно отличаются от подобных условий начала и даже середины XX века, то появляется возможность исследовать экономическую роль государства не по степени вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. Но и при "плохом" государстве не может быть "хорошей" национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.
Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики в Республике Казахстан