Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:02, реферат
Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики. Модели социально-ориентированной экономики. Предложения для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Причины государственного вмешательства в экономику и некоторые его формы.
Введение 2
Глава 1. Государство в управлении экономикой. 3
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику. 3
1.2. Роль государственного регулирования экономики. 4
1.3. Функции регулирования экономики. 5
Глава 2. Методы и инструменты государственного регулирования.9
2.1. Методы государственного регулирования. 9
2.2. Инструменты государственного регулирования. 11
Глава 3. Зарубежный опыт. 16
3.1 Опыт США. 16
3.2 Обеспечение национальной экономической безопасности. 18
3.3 Правила в рыночной среде. 19
3.4 Французский метод регулирования. 20
Глава 4. Государственное регулирование в Казахстане. 22
Заключение. 24
Список использованных источников. 25
План.
Введение 2
Глава 1. Государство в управлении экономикой. 3
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику. 3
1.2. Роль государственного регулирования экономики. 4
1.3. Функции регулирования экономики. 5
Глава 2. Методы и инструменты государственного регулирования.9
2.1. Методы государственного регулирования. 9
2.2. Инструменты государственного регулирования. 11
Глава 3. Зарубежный опыт. 16
3.1 Опыт США. 16
3.2 Обеспечение национальной экономической безопасности. 18
3.3 Правила в рыночной среде. 19
3.4 Французский метод регулирования. 20
Глава 4. Государственное регулирование в Казахстане. 22
Заключение. 24
Список использованных источников. 25
Введение.
На сегодняшний
момент острой проблемой нашего государства
является его роль в экономической
системе. Также стоит серьёзная
проблема - развитие своего рынка и
расширение экономики. Так как у
нас не развита собственная
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.
Во всех экономических
системах государство регулирует экономику.
Такое регулирование в
В экономике Казахстана большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
Количественно выразить
экономическую роль государства
нелегко. Весьма грубым показателем
удельного веса рынка и государства
в экономике служит тот факт, что
в настоящее время около 4/5 национального
продукта обеспечивается рыночной системой,
а остальная его часть
услуг и на социальные программы составляют приблизительно 1/3
национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся
количественному изменению
регулирующих мер, предназначенных, для
защиты окружающей среды, охраны здоровья
и труда рабочих, защиты потребителей
от опасных продуктов, обеспечения
равного доступа к вакантным
рабочим местам и контроля за практикой
ценообразования в определённых
отраслях, вовлекает государство
практически во все сферы экономической
деятельности. Роль государства, в управлении
несомненно, велика и всеобъемлюща.
В отличие от модели чистого капитализма
нашу экономику лучше
Глава 1. Государство
в управлении Экономикой.
Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтан¬ный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. О роли государства и правительства в экономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше правительство "правит", тем лучше и для него, и для экономики. Однако видные экономисты и ПОЛИТИКИ отводили государству некую роль - ТО "ночного сторожа" капитализма (А. Смит), то "констебля в условиях анархии" (Т. Карлейль), то "попечителя общественного интереса" (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь в нынешнем столетии оно повсюду стало необходимой частью самой хозяйственной системы.
Целесообразно рассмотреть
причины государственного вмешательства
в экономику и некоторые его
формы.
1.1. Причины государственного
вмешательства в экономику.
Еще в 18 в. А. Смит определил
следующие функции
обеспечение национальной обороны;
отправление правосудия;
организация общественных работ, невыгодных для частного предпринима¬тельства, но необходимых гражданам;
образование юношества;
сбор налогов для оплаты нужд государства.
По сей день никто
не оспаривает необходимость этих функций,
кроме того, к ним добавились и
новые. Произошло это и потому,
что появились такие про¬блемы,
решить которые не в состоянии
НИ один даже самый крупный предпри¬
Чтобы разобраться,
кто же из них прав, необходимо, пожалуй,
рассмотреть вопрос о роли государственного
регулирования экономики.
1.2. Роль государственного
регулирования экономики.
В плановой экономике
государство играет решающую роль в
определении всех экономических
пропорций. При построении системы
государственного регулирования экономики
здесь господствует принцип "максимальной
возможности": все экономические
процессы, которые в принципе поддаются
централизованному
В рыночной экономике
основным регулятором экономических
пропорций является рынок. Государственное
регулирование играет вспомогательную
роль. Оно строится на основе принципа
"необходимости": только в тех
сферах, где рыночные регуляторы в
силу различных причин неэффективны,
допустимо и целесообразно
Разумеется, представления
различных экономистов и
Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.
На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами.
Во-первых, на переходном
этапе рынок находится в стадии
становления и его регулирующие
возможности недостаточно высоки, что
обуславливает необходимость
1.3. Функции государственного
регулирования экономики.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во - первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во - вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.
Ко второй группе
относятся функции
Названные функции
характерны как для переходной, так
и для развитой рыночной экономики.
Однако на этапе перехода к рынку
реализация каждой из этих функций
характеризуется рядом
Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесс а переходного этапа, как приватизация государственной собственности.
Правовая основа
хозяйствования должна быть стабильной.
Постоянные и существенные изменения
в хозяйственном
Отметим только, что
в связи с неразвитостыо
Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально - экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в пере распределении доходов.
Основными каналами
перераспределения доходов
Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.
Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко - и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.
Известно, что рыночные
механизмы не обеспечивают рационального
с общественной точки зрения распределения
ресурсов в тех случаях, когда
речь идет о производстве, сопровождающемся
внешними эффектами, или о создании
общественных благ. В этих условиях
государство берет на себя функцию
корректировки распределения
Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики в Республике Казахстан