Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:02, реферат
Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики. Модели социально-ориентированной экономики. Предложения для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Причины государственного вмешательства в экономику и некоторые его формы.
Введение 2
Глава 1. Государство в управлении экономикой. 3
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику. 3
1.2. Роль государственного регулирования экономики. 4
1.3. Функции регулирования экономики. 5
Глава 2. Методы и инструменты государственного регулирования.9
2.1. Методы государственного регулирования. 9
2.2. Инструменты государственного регулирования. 11
Глава 3. Зарубежный опыт. 16
3.1 Опыт США. 16
3.2 Обеспечение национальной экономической безопасности. 18
3.3 Правила в рыночной среде. 19
3.4 Французский метод регулирования. 20
Глава 4. Государственное регулирование в Казахстане. 22
Заключение. 24
Список использованных источников. 25
Опираясь на частную
собственность во всех ее проявлениях,
американская экономика постепенно
расширяла свою базу, которая своей
устойчивости она обязана многообразию
форм собственности и
Очевидно, с этой
точки зрения государство может
считаться экономически эффективным
только тогда, когда в стране сохраняется
возможность для эффективного функционирования
любого вида предпринимательства в
рамках существования хозяйственного
законодательства.
3.3. Правила игры
в рыночной среде.
В рыночной среде
критерием эффективности служит
прибыльность любого бизнеса. Однако по
мере развития американской экономики
и общества все отчетливее стали
проявляться сферы, где прибыль
не может выступать единственным
или идеальным критерием
И здесь необходимо
еще раз остановиться на так называемом
"вмешательстве" государства в
рыночную экономику. Действительно, если
государство стремится
3.4. Французское индикативное
планирование.
Не может не привлекать
внимания практика ряда стран с развитой
рыночной экономикой, где индикативные
планы доказали свою эффективность
в качестве одного из средств макрорегулирования.
Среди этих стран выделим Францию,
ибо французская система
Система индикативного
планирования опирается на высокую
долю госсобственности в народном хозяйстве
(такое положение сохранилось
и поныне, о чем свидетельствуют
данные табл.1).
Доля государственного сектора в экономике ЕС в 2004 г., в %
Страны В числ. занятых ВВВ В капиталовлож. В среднем по странам
Германия 10,1 ИД 16,8 12,6
Италия 15,0 20,0 26,0 20,3
Великобритания 9,0 12,0 17,0
Франция 17,6 19,5 34,9 24,0
Испания 6,0 14,0 21,0 13,6
Голландия 6,3 11,0 7,0 8,1
Бельгия 11,0 8,3 14,0 11,1
Люксембург 5,0 3,5 4,0 4,2
Португалия 12,1 21,0 35,0 22,7
Греция 10,0 19,0 40,6 23,2
Дания 8,2 6,0 20,0 11,4
Ирландия 10,5 14,7 20,7 15,3
Уже в конце 40х
гг. нашего века во Франции была разработана
и начала реализовываться уникальная
"демократическая система
Тем не менее, роль государства в управлении экономикой во Франции до сих пор небезосновательно считается одной из наиболее существенных среди промышленно развитых стран мира. Индикативное планирование остается элементом государственного управления и регулирования французской экономики. Есть сведения об 11 разрабатывавшихся среднесрочных индикативных планах, охвативших все национальное хозяйство Франции (табл.2).
Табл.2. Хронология разработки индикативных планов во Франции.
Номер плана Период охвата, годы
1 1947-53
2 54-57
3 57-61
4 62-65
5 66-70
6 70-75
7 76-81
8 81-85
Промежуточный 82-83
9 84-89
10 89-92
11 93-97
Планы составлялись,
как правило, на пятилетия, в них
фиксировались общие черты
Главное содержание
плана составляло определение "актов
государственного вмешательства", охватывающих:
а) основные задачи государства в
области экономики на плановый период;
б) их детализацию применительно
к инвестированию и перераспределению
государственных доходов с
Самим планированием
занимается Комитет по модернизации,
куда входят работники министерств
и органов местной власти, представители
промышленников и профсоюзов, ученые
и специалисты (всего около 5 т. ч.).
Существенными
К концу 90х гг. индикативное
планирование ослабило свои практические
управленческие позиции. Причина видится
в том, что в условиях новых
технологий экономические процессы
становятся более комплексными, а
макроэкономика усложнилась настолько,
что перестала быть "прозрачной"
для централизованного
В целом же французская
модель "планируемого капитализма"
заслуживает положительной
В результате Франция сегодня находится в числе ведущих индустриальных держав, лидирующих по производству ВВП и уровню промышленного технологического развития.
Глава 4. Управление
экономикой в Республике Казахстан.
В условиях Казахстана наиболее трудно оценить роль правительства. Слишком сложным и резким был переход от системы планирования к так называемой рыночной экономике. По сути дела, никто не знал какую политику проводить, и реформация превратилась в серию далеко не всегда успешных экспериментов. Конечно, стоит разобраться по порядку. Любые действия целесообразно оценивать с точки зрения задач и итогов. Однако итоги плачевны, имея под собой благородные цели, многие реформы оказались либо экономически неоправданными, либо запоздалыми.
Итак, активизация
роли государства в управлении экономикой
в условиях современного Казахстана
приобретает ключевое значение. От
этого во многом зависят дальнейшее
развитие страны, возможность ее выхода
из тяжелейшего общественного
Национальные экономические интересы Казахстана, сложные проблемы переживаемого ныне трансформационного периода, задачи предотвращения угроз социальной и экономической безопасности - все это предопределяет приоритетное значение разрабатываемой стратегии социально - экономического развития, а также необходимость настройки системы государственного управления экономикой регулирования и ее реализацию. В настоящее время Правительством РК разработан план мероприятий по реализации стратегии индустриально - инновационного развития на 2003-2015гг.
Приоритетами индустриально-
Создание потенциально
конкурентоспособных, в том числе
экспорто-ориентированных
В целях решения долгосрочных стратегических задач особое внимание Казахстан намерен уделять созданию условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств.
Главной целью Стратегии
является достижение устойчивого развития
страны путем диверсификации отраслей
экономики, способствующей отходу от сырьевой
направленности, подготовка условий
для перехода в долгосрочном плане
к сервисно-технологической
Стратегия направлена
на наращивание научно-
Суть новой социально
- экономической стратегии и
Заключение
В условиях тоталитарного
государственного управления, по существу,
парализуется рыночная система, и ликвидируются
и важнейшие звенья: товарные, фондовые
и валютные биржи и др. Вместо
них создаются ложные подобия
рыночных связей. Например, вместо рынка
средств производства организуется
приказная система материально-
Начатый в нашей
стране переход к рынку предполагает
воссоздать в полном объёме все рыночные
отношения с присущими им регуляторами
экономики. При этом государство
с помощью экономических
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоев населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.
Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики в Республике Казахстан