Сущность и формы собственности в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития процесса приватизации в России и взаимодействия государственной и частной собственности.

Содержание

Введение

1. Понятие собственности, ее экономические и правовые аспекты

1.1. Общее значение собственности

1.2. Собственность в экономическом и юридическом смысле

1.3. Экономическая теория прав собственности

2. Типы и формы собственности

3. Разгосударствление собственности

3.1. Понятие и пути разгосударствления собственности

3.2. Приватизация и самоуправление как формы

разгосударствления собственности

4. Приватизация в России

4.1. Понятие, цели, формы и принципы приватизации в России

4.2. Субъекты, объекты и способы приватизации

4.3. Особенности проведения приватизации на современном

этапе

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

экономическая теория_КР_собственность в рыночной экономике.doc

— 522.50 Кб (Скачать документ)
 

     Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

  • снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;
  • о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.

     Государство поощряет также малый бизнес (через  налоговые льготы), снимает ограничения  для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации  экономики. Все это делает рынки  более свободными. Либерализация  рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности. 

     Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции. 

     Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения. 

     И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам. 

     Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

     Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации).В  экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации. 

    1. Приватизация и самоуправление как формы разгосударствления собственности

     Приватизация  – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в  передаче ее в частную собственность  отдельных граждан и юридических  лиц6. Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор.

     Известны  два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под  прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.

     Самоуправленческая  модель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственной обособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой собственности, с другой, появилась в недрах административно-плановой экономики именно как форма ухода от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективной хозяйственной деятельности.

     Наибольшее  распространение самоуправленческая модель получила в Югославии и  Польше, но отдельные ее элементы использовались и в других бывших социалистических странах (например, система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии).

     Самоуправленческая  модель базировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти  отношения распространялись главным образом на полученные предприятием хозяйственные результаты, а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно больше всего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный (авансированный) капитал остается в собственности государства как арендодателя.

     Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

     Конкретные  методы проведения реформы собственности  зависят от того, на каких принципах  передается государственное имущество новым собственникам. Это, прежде всего, выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий – все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в пост социалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации. 

     4. Приватизация в России

     4.1. Понятие, цели, формы и принципы приватизации в России

     Частная собственность, то есть собственность  граждан и юридических лиц, является непременным условием функционирования рыночной экономики. Возмездный обмен продукцией возникает и существует, если участники экономических отношений выступают как обособленные, равноправные, независимые друг от друга собственники. В России на протяжении десятилетий наблюдался перекос в сторону господства государственной собственности, что выступало в качестве одной из многих причин отставания российской экономики. Поэтому процесс приватизации, начатый в 1991 году, был закономерен.

     Под приватизацией понимается процесс  передачи имущества из государственной в частную собственность, связанный с отчуждением объектов, находящихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней структуры экономики7. Приватизацию следует считать явлением временным, необходимым для формирования материальной базы для развития рыночного хозяйства. Поэтому в Гражданском кодексе РФ даже нет специальных норм, регулирующих приватизацию. 

     Формы приватизации.

     Одна  из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.

     Приватизация  не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

     Соглашение  об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации. 

     Сначала процесс приватизации регулировался  Законом РСФСР от 3 июля 1991г. «О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РФ» (далее Закон 1991 г.), а также Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год. В 1997 году был принят новый закон - Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»от 21 июля 1997 г. (далее Закон 1997 г.). 

     Исходными целями приватизации были следующие8:

  • политическая - формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики;
  • экономическая - повышение конкурентоспособности действующих предприятий и демонополизация существующей структуры хозяйства;
  • фискальная - получение дополнительных доходов;
  • социальная - соблюдение интересов населения, а также социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.

     Нельзя  сказать, что данные цели были успешно  достигнуты. Большинство новых собственников  также не проявило себя в качестве разумных и квалифицированных управляющих. 

     Помимо  целей приватизации в 1991 году были определены и ее принципы9:

  • Отказ от реституции (восстановления имущественных прав собственников,их наследников и правопреемников);
  • Равенство субъектов при приватизации;
  • Сочетание начала возмездности и безвозмездности (через приватизационные чеки, бесплатные акции);
  • Запрет использования государственных средств для приватизации;
  • Распространение законодательства о приватизации только на объекты, прямо указанные в законодательстве;
  • Гласность. Наличие санкций за несоблюдение данного принципа - возможность признания сделки недействительной по заявлению любого заинтересованного лица.
 

     4.2. Субъекты, объекты и способы приватизации

     Специфика отношений приватизации проявляется  и в особенностях субъектного состава данных отношений.

     Субъекты  приватизации:

  • Продавец

     В качестве продавца приватизируемого имущества  должен выступать публичный собственник. По Закону 1991 г. продавцом могло быть только соответствующее публично-правовое образование в лице комитета по управлению федеральным, иным государственным или муниципальным u1080 имуществом, который принимал решение о приватизации конкретного имущества. Продавцом в гражданско-правовой сделке по продаже конкретного имущества выступает фонд соответствующего имущества (продавец федерального имущества - Российский фонд федерального имущества и его представители).

     По  Закону 1997 г. (ст.7, 10) в качестве продавца федерального имущества должно выступать  «специализированное учреждение, которому федеральным правительством предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи» и «назначенные им представители». В качестве продавцов государственного имущества субъектов федерации и муниципального имущества будут выступать «юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи» либо любые продавцы, «назначенные» органами местного самоуправления (ст. 11). Таким образом расширяется круг лиц, которым разрешается выступать в роли продавцов - ими могут быть не только государственные образования, но и специально назначенные юридические лица, включая и коммерческие организации. Такое положение довольно опасно, так как открываются новые возможности для злоупотреблений в процессе приватизации - со стороны продавцов приватизируемого имущества. 

Информация о работе Сущность и формы собственности в рыночной экономике