Сущность и формы собственности в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития процесса приватизации в России и взаимодействия государственной и частной собственности.

Содержание

Введение

1. Понятие собственности, ее экономические и правовые аспекты

1.1. Общее значение собственности

1.2. Собственность в экономическом и юридическом смысле

1.3. Экономическая теория прав собственности

2. Типы и формы собственности

3. Разгосударствление собственности

3.1. Понятие и пути разгосударствления собственности

3.2. Приватизация и самоуправление как формы

разгосударствления собственности

4. Приватизация в России

4.1. Понятие, цели, формы и принципы приватизации в России

4.2. Субъекты, объекты и способы приватизации

4.3. Особенности проведения приватизации на современном

этапе

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

экономическая теория_КР_собственность в рыночной экономике.doc

— 522.50 Кб (Скачать документ)
  • Покупатель

     По  ранее действовавшему законодательству круг покупателей был достаточно ограниченным: граждане (в том числе  индивидуальные предприниматели и  фермеры);  акционерные и другие хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия государства, общественных организаций и фондов не превышала 25% (из их числа прямым указанием закона были исключены производственные кооперативы); иностранные инвесторы (физические и юридические лица).

     Согласно  ст. 9 Закона 1997 г. покупателями приватизируемого имущества могут быть все физические и юридические лица, кроме юридических  лиц, в уставном капитале которых  доля Российской Федерации, субъектов  РФ и муниципальных образований превышает 25 %. Также как и ранее, обязанность доказать свое право на участие в приватизации возложена на покупателей.

     Объекты приватизации

     В настоящее время можно назвать  следующие объекты приватизации:

1. предприятия  и другие имущественные комплексы;

2. здания, сооружения, нежилые помещения, объекты незавершенного строительства;

3. земельные  участки;

4. жилые  помещения;

5. акции  открытых акционерных обществ.

     Закон 1991 г. также выделял лицензии и  патенты, «доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ)», принадлежащие государству или приватизируемым предприятиям. Произошли некоторые изменения в классификации объектов приватизации.

     Обе классификации (старая и новая) приведены  в таблице. 
 
 
 

     Таблица 1

     Классификация объектов приватизации по законодательству 1991 и 1997 гг.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Способы приватизации

     По  ранее действовавшему законодательству были предусмотрены следующие способы приватизации:

  • Купля-продажа предприятия на аукционе. АУКЦИОН - имущество продается без условий покупателю, предложившему наибольшую цену.
  • Купля продажа предприятия по конкурсу (коммерческому или некоммерческому/инвестиционному). КОНКУРСЫ бывают двух видов:

     - Коммерческий конкурс - побеждает  тот, кто предложил максимальную  цену, принимая на себя определенные условия.

     - Инвестиционный конкурс - выбирается  самый подходящий инвестор для  выполнения конкретной инвестиционной  программы, при этом предложенная  им цена рассматривается лишь как один из критериев.

  • Продажа долей (акций) в капитале государственных и муниципальных предприятий после их преобразования в акционерные общества.
  • Выкуп арендованного имущества государственных и муниципальных предприятий.
  • Преобразование арендного предприятия в акционерное общество открытого типа с предоставлением арендаторам первоочередного права приобретения акций, принадлежащих государственным и муниципальным субъектам.
  • Продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий.

     Законом о приватизации 1997 года способы приватизации выделяются в зависимости от вида имущества, подлежащего приватизации:

   При приватизации предприятий и других имущественных комплексов используется:

  • преобразование крупных государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества с последующей продажей их акций либо с сохранением за публичным собственником 100 % их акций (создание «компаний одного лица»);
  • продажа мелких имущественных комплексов или отдельных объектов недвижимости по конкурсу или на аукционе;
  • выкуп арендованного имущества;
  • внесение относящегося к публичной собственности имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ.

   При приватизации жилых помещений - их бесплатная передача в собственность проживающих в них граждан.

   При приватизации земли предусмотрена  безвозмездная или возмездная передача в собственность граждан или юридических лиц земельных участков установленного размера.

   При приватизации акций открытых акционерных  обществ допускаются следующие способы:

     1. продажа на специализированных  аукционах;

     2. продажа этих акций или их определенной части работникам приватизируемых предприятий;

     3. отчуждение владельцам особых  государственных или муниципальных ценных бумаг, дающих право приобретения данных акций (например, «опционные свидетельства на покупку акций», которые являются производными ценными бумагами), в соответствии с правилами ст. 24. 

     4.3. Особенности проведения приватизации на современном этапе

     В порядке приватизации на современном  этапе произошли и другие изменения. Так, Государственная программа приватизации, ранее утверждаемая как Верховным Советом, так и Указами Президента, теперь принимается федеральным законом, то есть утверждается только высшим представительным органом государственной власти.

     Правительство РФ ежегодно, вместе с проектом закона о федеральном бюджете на соответствующий год, представляет в Государственную Думу РФ проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в программу приватизации. Кроме того, в срок до 1 апреля текущего года Правительство обязано представлять отчет о реализации программы приватизации за прошедший год. Считается, что такая система контроля со стороны высшего законодательного органа обеспечит соблюдение программы.

     В программе приватизации должны быть определены приоритеты в осуществлении приватизации, порядок отчуждения государственного имущества, основы приватизации муниципального, а также прогнозный перечень открытых акционерных обществ, акции которых находящиеся в федеральной собственности, предполагается продать, размеры пакетов таких акций, прогноз их начальной цены. В программе приватизации могут быть определены виды государственного имущества, при приватизации которого устанавливаются льготы отдельным категориям граждан. (Так подробно в законе регламентируются только предприятия, балансовая стоимость основных фондов которых на дату включения в программу приватизации превышает 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда. Независимо от цены в прогнозные перечни включаются созданные в процессе приватизации акционерные общества, производящие продукцию (товары, услуги) стратегического значения для обеспечения национальной безопасности государства. Продажа акций открытых акционерных обществ, не включенных в такие перечни и производящих продукцию, имеющую стратегическое значение, теперь запрещена законом.). 

     «Золотая  акция»

     В Законе 1997 г. появилось такое новое понятие как «золотая акция» (ст. 5).

     «Золотая  акция» - это специальное право  на участие в управлении открытыми акционерными обществами, полученными путем преобразования из государственных и муниципальных унитарных предприятий, представителей соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Цели предоставления такого права - обеспечение обороны страны и безопасности государства, защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

     Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно своих представителей в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию акционерного общества. Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение о введении «золотой акции», обязано сообщить о сроках проведения и повестке дня общего собрания акционеров соответствующему представителю. Представитель государственных или муниципальных органов наделяется достаточно широкими полномочиями. Он может вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного собрания, имеет право лично участвовать в собрании акционеров, а также право вето при принятии общим собранием акционеров решений:

  • о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества (ОАО) или об утверждении его устава в новой редакции;
  • о реорганизации ОАО;
  • о ликвидации ОАО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  • об изменении уставного капитала ОАО;
  • о заключении крупных сделок и сделок ОАО, в отношении которых имеется заинтересованность.

     Соответствующие представители имеют право доступа ко всем документам ОАО и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны; имеют право получать у держателя реестра ценных бумаг ОАО данные об имени (наименовании) владельцев ценных бумаг ОАО, количестве, категории, номинальной стоимости этих ценных бумаг.

     Решение о прекращении «золотой акции» принимает соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые ввели это специальное право в действие. 

     Оформление  приватизационных сделок

     Законом 1997 г. впервые прямо установлено, что при приватизации между продавцом  государственного или муниципального имущества и покупателем заключается договор купли-продажи и определены обязательные условия договора. В данном договоре должны содержаться (ст. 28):

  • сведения о продавце и покупателе;
  • сведения об объекте приватизации (наименование, место нахождения и др.);
  • порядок передачи имущества в собственность покупателя;
  • форма и сроки платежа;
  • обязательства покупателя по использованию данного имущества;
  • инвестиционные и/или социальные условия, согласно которым указанное имущество было приобретено покупателем;
  • способы обеспечения инвестиционных и/или социальных условий, включая и гарантии их выполнения;
  • иные условия, оговоренные сторонами.
 

     Приватизационные  ценные бумаги

     На  начальном этапе приватизации для  вовлечения в процесс приватизации всего населения, а не только работников приватизируемых предприятий всем гражданам были выданы приватизационные чеки («ваучеры»), на которые в течение срока их действия (до 31 декабря 1993 г.) можно было приобрести акции предприятий. «Ваучеры» представляли собой ценные бумаги на предъявителя с номиналом 10000 рублей, которые свободно обращались на всей территории РФ. «Ваучеры» считались погашенными при покупке на них акций и при истечении срока их действия.

     При выпуске «ваучеров» Правительство  преследовало следующие цели:

  • ускорение передачи государственного имущества гражданам РФ;
  • предоставление каждому гражданину возможности принять участие в приватизации.

     Реально эти цели не были достигнуты. Значительную часть акций (от 35 до 90%) можно было приобрести только за «ваучеры», также проводились чековые аукционы, где акции можно было купить тоже только за «ваучеры». Поэтому люди, обладающие информацией, активно их скупали. Основная часть населения не получила доступа к акциям самых перспективных компаний, что неизбежно породило отрицательное отношение к «ваучерной приватизации».

     Новый закон о приватизации установил (ст. 12), что законным средством платежа при приватизации признается денежная единица (валюта) РФ, то есть рубль, но не приватизационные ценные бумаги. Но п. 2 ст. 12 также говорит о том, что специальным законом в этом качестве могут быть признаны «целевые долговые обязательства РФ». Такие «обязательства» (суррогаты ценных бумаг) могут быть выпущены государством для погашения некоторой части внутреннего долга. 

    Заключение

    Таким образом, собственность как экономическое  отношение начало формироваться  еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал.

    Общественная  мысль всегда уделяла большое  внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

Информация о работе Сущность и формы собственности в рыночной экономике