Сущность и функция рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:16, курсовая работа

Описание

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная
система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных
экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела
цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический
облик будущего во всех странах мира.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-
командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране
отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности,
а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована
от мирового рынка.

Содержание

1.Понятие рынка и его характеристика, закон стоимости.
1.1. Понятие рынка.
1.2. Характеристика рынка.
1.3. Основные положения закона стоимости.
1.4. История возникновения обмена и рынка.
2. Виды рынка и их особенности, Сущность и функции рыночной экономики.
2.1Сущность и функции рыночной экономики.
2.2. Виды рынка и их особенности.
3. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
3.1.Преимущества рыночной экономики.
3.2.Недостатки рыночной экономики.

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по экономике.docx

— 221.65 Кб (Скачать документ)

Если  же спрос на товар будет меньше, чем его предложение, то цена будет ниже стоимости, а производство данного товара станет экономически невыгодным. Это ведет к сокращению производства невыгодного товара, к перемещению средств производства и рабочей силы в другие отрасли.

Наоборот, при превышении спроса над предложением цена товара будет выше его стоимости, что способствует расширению производства, притоку капитала, средств производства и рабочей силы в выгодные отрасли. В итоге структура общественного производства приводится в соответствие со структурой общественных потребностей, а точнее, с платежеспособным спросом населения на товары и услуги. Это обеспечивает бездефицитность экономики, предупреждает товарный голод, спекуляцию, обесценивание денег, снижение уровня потребления.

  2. Стимулирующая функция закона состоит в его воздействии на снижение

затрат  на производство, повышение производительности труда, эффективности производства на базе внедрения достижений научно-технического прогресса. Цена товара колеблется вокруг средних общественно-необходимых затрат труда. Это означает, что рынок создает постоянное экономическо стимулирование товаропроизводителей, побуждает их к снижению индивидуальных затрат на производство товара (ниже общественно-необходимых затрат труда), что

обеспечивает  им устойчивое положение на рынке. Но для этого каждый

товаропроизводитель должен повышать производительность труда, рационально использовать материально-технические ресурсы, повышать качество товаров на базе новой техники и технологии производства.

  3. Закон стоимости дифференцирует товаропроизводителей, осуществляет

социальное  расслоение под влиянием рыночной конкуренции  и отклонений

индивидуальных  затрат на производство товара от уровня общественно-необходимых затрат труда. Закон стоимости благоприятствует сочетанию мелкого, среднего и крупного производства, многообразию форм хозяйствования, но в ходе конкуренции

слабые утрачивают хозяйственную самостоятельность, попадают в зависимость от более крупных и сильных.

Таким образом, закон стоимости выражает отношение цены к общественно

необходимому  труду, затрачиваемому на производство товаров. В принципе чем больше труда затрачено на производство какого-либо товара, тем больше

приходится  за него платить. Но на процесс купли-продажи  действует не только трудоемкость, но и многие другие факторы: качество товара, соотношение между спросом и предложением, степень монополизма продавцов и покупателей,

государственная политика цен, количество выпущенных бумажных денег и т.д. Поэтому реальная цена почти всегда отклоняется от стоимости, но стоимость всегда остается тем средним положением, вокруг которого колеблются цены. 

1. 3. История возникновения  обмена и рынка 

Существуют  три основных условия, сделавшие  рынок объективно необходимым.

Первое  условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой

древности. История знает ряд крупных  ступеней общественного разделения труда.

Первая  из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение

ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот

процесс бесконечен, он объективно связан с  ростом производительности труда.

Разделение  труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались  в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри обшины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы»,

положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность

«покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы имеем зародыш бартера –  одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие  обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к

производству  тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и

смогло  появиться товарное производство в  подлинном смысле слова, т.е.

производство  таких изделий, которые нужны  их производителю не для

собственного  потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего

получить  взамен десятки других нужных для  него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе  условие – это экономическая  обособленность производителей.

Товарный  обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто  не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на

коллективную  собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства  необходимо и третье условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно  в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка –это не результат достижений разума, а следствие очень длительного

исторического развития.

Таким образом, рынок – это обмен, организованный по законам товарного

производства  и обращения, совокупность отношений  товарного обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для возникновения рынка нужны условия: общественное разделение труда, экономическая обособленность

производителей, свобода предпринимательства. 

2. Виды рынка и их особенности. Сущность рыночной экономики 

2.1. Виды рынка и их особенности. 

Система рынков – совокупность всех видов  рынков, характеризующихся

разнообразными  критериями и признаками.

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С

точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

- легальный  (официальный);

- нелегальный  (теневой),

Нелегальный рынок – неотъемлемый элемент  теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два типа рынка: совершенной и  несовершенной конкуренции.

Несмотря  на специфичность каждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.

Каждый  производитель, намереваясь расширить  свое производство, может

рассчитывать  на то количество средств производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на

соседних  рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:

- микроэкономическом, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов

при обмене;

- макроэкономическом, характеризующем ход воспроизводства  (в том числе

рыночную  ситуацию) в масштабе всего народного  хозяйства (национальной

экономики).

Рыночная  система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции

производителей, оптимального участия государства  в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов.

На внутренний рынок в условиях интеграции национальных экономик воздействует система мирохозяйственных связей, которые определили содержание гипермакроэкономики.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости  от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:

1. По объектам рыночных  отношений:

- товаров  и услуг;

- средств производства;

- рабочей  силы;

- ссудного  капитала;

- финансов;

- ценных  бумаг.

2. По географическому  положению:

- местный;

- региональный;

- национальный;

- мировой.

3. По проявлению  конкуренции:

- свободный;

- монополистической  конкуренции;

- олигополический;

- монопольный  (монопсонный).

4. По объему продаж:

- розничный;

- оптовый.

5. По механизму регулирования:

- совершенной  конкуренции;

- несовершенной  конкуренции;

- регулируемый (под контролем государства).

Таким образом, рынок как развитая система  отношений товарного обмена

представляет  собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого

большого  рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою

очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.

Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую. 

2.2. Сущность и функции рыночной экономики.

Рыночная  экономика характеризуется как  система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая  опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.  Рыночная экономика  гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции. 

Информация о работе Сущность и функция рынка