Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:16, курсовая работа
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная
система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных
экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела
цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический
облик будущего во всех странах мира.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-
командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране
отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности,
а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована
от мирового рынка.
1.Понятие рынка и его характеристика, закон стоимости.
1.1. Понятие рынка.
1.2. Характеристика рынка.
1.3. Основные положения закона стоимости.
1.4. История возникновения обмена и рынка.
2. Виды рынка и их особенности, Сущность и функции рыночной экономики.
2.1Сущность и функции рыночной экономики.
2.2. Виды рынка и их особенности.
3. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
3.1.Преимущества рыночной экономики.
3.2.Недостатки рыночной экономики.
Заключение
Список использованной литературы
но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В
условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены
куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется
связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок
обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для
производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию,
а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом
сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем
механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов,
продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который
потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.
Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены
потребителям?
2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может
претендовать на их получение в свою собственность?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он
решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен,
занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы
общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны),но и следить за работой самого рыночного механизма. Государственное
регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики,экономической жизни. В условиях рыночной экономики даже при наличии
многочисленных видов и способов государственного регулирования он носит
довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан
сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны
управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.
Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.
В экономической теории различают различные виды рынков, которые основываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей его потребности. Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного регулирования и
стимулирования ее развития.
Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить;
уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность
экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с
эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
«убирает»
неконкурентоспособных
производство.
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько
успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается
победителем в конкурентной борьбе.
Как не упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природа остается в основном неизменной – это столкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой хозяйственной деятельности и поэтому абсолютно самостоятельно
решающих для себя главные вопросы экономики: что производить? Как
изготовлять? Кому и по какой цене продавать? Как использовать полученные
доходы?
Таким образом, можно сформулировать еще один рецепт экономического
процветания:
для процветания страны необходимо
поддерживать развитие рыночных механизмов
и следить за тем, чтобы они работали на
благо, а не во вред национальной экономике.
Список
использованной литературы:
1. Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 385 стр.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 266 стр.
3. Булатов А. С. Экономика. М., 1999, 786 стр.
4. Дискин И. Е. Социальная составляющая развития переходной экономики. //
Общество и экономика. № 1-2, стр. 12
5. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический
анализ.
– М.: 391 стр.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс 613 стр.
7.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.,
Республика. т. 1, 348 стр.
8. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов н\Д.,633 стр.
9. Микульский К. И. Социально-ориентируемая рыночная экономика – выбор
России. // Общество и экономика. № 1-2, стр. 8
10. Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: «Проспект», 511 стр.
11. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник. М., 625 стр.
12. Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 718 стр.
13. Самуэльсон П. Экономические науки. – М , 282 стр.
14. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. М., Республика. 687 стр.
15. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 405 стр.
16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,
535 стр.
17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 483 стр.
18. Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И.,
Журавлевой
Г. П. – М.: 561 стр.
Приложения
[1] Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс. 1990. с. 54
[2] Макконнелл К. Р., Брю С. Л.
Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика. 1992. т. 1. с. 77
[3] Смит
А. Исследование о природе и
причинах богатства народов. М.
[4] Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. М., Республика. 1990 с. 236
[5] Макконнелл К. Р., Брю С. Л.
Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика. 1992. т. 1. с. 91
[7] Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 1999, стр. 112
[8] Мамедов О. Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, стр. 67
[9] Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 1999, стр. 669
[10] Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: «Проспект», 1998, стр. 206
[11] Самуэльсон
П. Экономические науки. – М 1990, стр. 111
НАВЕРХ