Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:16, курсовая работа
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная
система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных
экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела
цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический
облик будущего во всех странах мира.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-
командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране
отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности,
а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована
от мирового рынка.
1.Понятие рынка и его характеристика, закон стоимости.
1.1. Понятие рынка.
1.2. Характеристика рынка.
1.3. Основные положения закона стоимости.
1.4. История возникновения обмена и рынка.
2. Виды рынка и их особенности, Сущность и функции рыночной экономики.
2.1Сущность и функции рыночной экономики.
2.2. Виды рынка и их особенности.
3. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
3.1.Преимущества рыночной экономики.
3.2.Недостатки рыночной экономики.
Заключение
Список использованной литературы
прогнозирования и постоянных переговоров. Эта модель предполагает
предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов
государственного вмешательства.
В макроэкономике существует такое понятие, как макроэкономические институты –
совокупность политических, экономических факторов, по средствам которых
общество оказывает воздействие на экономику в плане стабильности и поддержания
баланса. Широко используемым инструментом в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные
пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров капитала. В зависимости от того, в какой
области государство воздействует на экономические процессы, различают разные виды экономики. Макроэкономические инструменты включают в себя фискальную,
монетарную, внешнеэкономическую политику. «В более широком плане в
государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная,
структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная,
научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная,
природоохранная, внешнеэкономическая политика».
Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия
на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы государственного
регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия.
Косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-
кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных
реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции
Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти
инструменты
позволяют государству
процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой
невозможно
поднять экономику и
налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта
политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные
диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование – предопределение
будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики,
способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда
ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике,
что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров. Для того
чтобы достигнуть целей делают прогноз, то есть строят вариантные гипотезы
возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования
государство достигает своей цели, хотя при этом, сталкиваясь на пути с
различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.
Государственное регулирование происходит за счет представительной и
исполнительной власти. Но избранные и назначенные чиновники проводят политику,
исходя из своих собственных интересов. Все они стремятся извлечь свою выгоду и
максимизировать свое благополучие. Гипотеза о роли индивидуального интереса в
политической деятельности, в сущности, аналогична предположению о
рациональности поведения различных субъектов в экономической деятельности. В
соответствии с этим потребитель стремится получить максимальную полезность, а
бизнесмен – максимальную прибыль. Политики же стремятся повысить свою
должность. Таким образом, в политике происходят ошибки, которые не отражают
интересы каждого человека. Чтобы избежать этого, необходима хорошо оформленная
общественная система, где люди, которые управляют государством, стремились
достичь интересы общества при реализации собственных целей. То есть « нужна
система, подобная рыночной системе, при которой «невидимая рука» рынка
направляет действие индивидов, преследующих сугубо личные интересы, на
реализацию общественных интересов».
Исследованиям взаимосвязи политических и экономических явлений, принятие
общественных решений занимается теория общественного выбора. Центральное
место в этой теории занимает проблема примирения различных взглядов,
интересов членов общества по тем вопросам, по которым расходятся мнения
избирателей. Эта теория также рассматривает деятельность правительства,
вопросы государственных финансов, фискальной и денежной политики, меры по сокращению бюджета страны и экономической стабильности и многое другое. Она
задает вопросы – как, что и для кого – в масштабах общества, как теория
спроса и предложения изучает выбор в рамках частного сектора. Различие в том, что центральные фигуры озабочены тем, как победить на выборах или
продвинуться по иерархической служебной лестницы, а центральные фигуры рынка
– фирмы – стремятся получить максимальную прибыль. Но сама по себе
государственная экономическая деятельность не является гарантией преодоления
недостатков рынка и достижения экономически эффективного размещения ресурсов.
Современные экономисты не переоценивают роль государства в экономике, но государственные органы могут принимать неверные решения. Например, существуют
несостоятельные рынки типа монополий и загрязнение окружающей среды, так же может существовать и несамостоятельности правительства, когда вмешательство
государства в экономику ведет к убыткам или нежелательному перераспределению доходов. Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что в силу
чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы возможно принятие невыгодных с точки зрения экономической эффективности общественных решений.
Хотя они и не отрицают положительной роли государства, которое исправляет несовершенства рыночного механизма в определенных рамках. Но сторонники сходятся во мнении, что именно государственное вмешательство вносит неопределенность в экономическую систему. На их взгляд, государство внесет наибольший вклад в достижение экономической стабильности, если будет поменьше
вмешиваться в экономику.
Теоретически кто осознал роль государства в рыночной экономике, был английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в состоянии решить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное
предложение, выводит экономику из кризисного состояния, содействовать ее
дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят принципам
неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобы государство не
вмешивалось в деятельность предприятий, что система цен представляет собой
механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, что именно этот механизм способен
регулировать национальную экономику. Но современные экономисты считают, что в целях улучшения ) управления экономики разумнее применять смешанный тип
управления, где соединяются достоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов.
«Управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться
аплодировать одной рукой».
Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Также
нельзя говорить о достоинства их возможности государства, не привлекая при этом
роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Если же государство стремится
делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходит деформация
рыночных процессов, повлекая за собой падение производства, а значит, не будут
удовлетворять потребности общества в целом. В результате этого проводится
разгосударствление. Вмешательство государства в рынок должно быть экономически
оправданным и допустимым, в случае повышения экономической эффективности
. Таким
образом, активное
любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнение
хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период
противопоставления рынка государству, а государства – рынку закончился. Сегодня
не отрицается, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных
ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его
социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила,
противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы людей.
Государство
и рынок – две параллельно
развивающиеся и
общественного развития. Поэтому, принимая решения об осуществлении
экономической деятельности, проходится сопоставлять как достоинства, так и
недостатки
рыночного механизма и
экономики.
Таким образом, перечисленные преимущества рынка делают его в принципе
достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные
отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов,
несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его несовершенство. Это,
в первую очередь, стихийность, которая порождает экономическую
неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к
удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное
расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной
экономической
и социальной политики.
Заключение
В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые
складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а
так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием
товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты,