Свободные экономические зоны:сущность, возможности, сложившаяся практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
изучение теоретических основ свободных экономических зон;
рассмотрение практики функционирования свободных экономических
зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
анализ деятельности свободных экономических зон на территории Оренбургской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их классификация………….…...5
1.1 Цели, задачи и предпосылки создания свободных экономических зон…………………..………………………………………………….…...5
1.2 Общие сведения о свободных экономических зонах..…………..….…..7
1.3 Классификация свободных экономических зон………………….……..8
Глава2. Место и роль свободных экономических зон в России…………...…14
2.1 Типы свободных экономических зон существующих в России…..….14
2.2 Свободные экономические зоны России, современное состояние…..16
2.3 Свободные экономические зоны Оренбургской области………..…....18
Глава3. Свободные экономические зоны в Оренбургской области.................20
3.1.Современное состояние свободных экономических зон Оренбургской области………………………………………..………………………….….20
3.2 Проблемы и перспективы развития…………………..………………..22
3.3 Цели создания свободных экономических зон……………………….24
Заключение………………………………………………………………….……28
Списки используемых источников……..………….…………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курсач пример.docx

— 303.84 Кб (Скачать документ)

 

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Оренбургский Государственный  аграрный университет

Институт управления

 

 

 

Кафедра коммерции и организации  экономической деятельности

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Свободные экономические  зоны: сущность, возможности, сложившаяся  практика»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 12 гр.

Управление персоналом

Чертова Татьяна

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург-2012

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Свободные экономические зоны и их классификация………….…...5

    1. Цели, задачи и предпосылки создания свободных экономических зон…………………..………………………………………………….…...5
    2. Общие сведения о свободных экономических зонах..…………..….…..7
    3. Классификация свободных экономических зон………………….……..8

Глава2. Место и роль свободных экономических зон в России…………...…14

2.1 Типы свободных экономических  зон существующих в России…..….14

2.2 Свободные экономические  зоны России, современное состояние…..16

2.3 Свободные экономические  зоны Оренбургской области………..…....18

Глава3. Свободные экономические зоны в Оренбургской области.................20

3.1.Современное состояние  свободных экономических зон Оренбургской области………………………………………..………………………….….20

3.2 Проблемы и перспективы развития…………………..………………..22

3.3 Цели создания свободных  экономических зон……………………….24

Заключение………………………………………………………………….……28

Списки используемых источников……..………….…………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

Введение

             Создание свободных экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

     В самой общей форме принято определять СЭЗ как район или часть страны, обладающий выгодным экономико-географическим положением (ЭГП), в котором устанавливаются беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальных районов. Главные признаки СЭЗ тесная связь с мировым хозяйством, мировым рынком и активное привлечение иностранного капитала. Использование выгод ЭГП реализуется, прежде всего, в том, что свободные экономические зоны, как правило, создаются вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, обеспечивающих хорошую связь с мировым рынком.

             В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. Свободные экономические зоны существуют в более 120 странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта, занятости населения. По оценкам специалистов, к 2020г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой экономики постоянно растет.

             Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.

               Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.

              В связи с этим можно выделить следующие задачи:

  1. изучение теоретических основ свободных экономических зон;
  2. рассмотрение практики функционирования свободных экономических
  3. зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
  4. анализ деятельности свободных экономических зон на территории Оренбургской области.

               Объектом исследования данной работы являются свободные экономические зоны Оренбургской области.

               Предмет- свободные экономические зоны России.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав: глава1- свободные экономические зоны и их классификация; галава2- место и роль свободных экономических зон в России; глава3- свободные экономические зоны в Оренбургской области, заключения и списка используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Свободные экономические зоны и их классификация.

          

              1.1.Цели, задачи и предпосылки создания свободных экономических зон.

               Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая  трактовка, и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (далее - СЭЗ). В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны.

                 Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом. Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-фанко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются

как объекты, находящиеся  за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности». Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор К.А.Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной.

                    Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического

правопорядка, а лишь облегчают  его. В связи с этим свободные  экономические зоны, как верно заметил академик Е.Авдокущин, следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами»

            Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и другого. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут различаться. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, СЭЗ часто создавались для активизации внешнеэкономических связей реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в районах, подверженных экономической депрессии, на выравнивание межрегиональных различий. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. [10. с 25]

            Со сходной целью создавались СЭЗ и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран, в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного каптала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

            Помимо названных целей и причин создание СЭЗ увязывается с тремя основными задачами: стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств; ростом занятости; превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюс роста национального хозяйства.

             В то же время образование СЭЗ может означать то, что страна не желает полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальных зон. [10. с 6.]

                      1.2. Общие сведенья о свободных экономических зонах.

             В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры, которые известны как свободные экономические зоны (СЭЗ).

             СЭЗ относятся к древнейшим хозяйственным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось недавно. Весной 1973 г. Оно было впервые официально объявлено научному миру и деловой общественности. «Под свободной экономической зоной (или «зоной франка») – говорится в Киотской конвенции, - понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности». [5. с.35.]

              Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для транснациональных компаний, миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех континентах. Международные корпорации в поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятельности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры, с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии.

              Свободные экономические зоны – интернациональные экономические формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все страны мира, включая богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.[25. с.67.]

              Свободные экономические зоны – области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные «коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

               Некоторые экономисты определяют СЭЗ как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. И СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов, не используемых в других его частях. [15. с.6-11]

                В общем плане функционирование СЭЗ способствует социально-экономическому развитию регионов: росту объемов промышленной, в том числе импортозамещающей продукции, внешней торговли; внедрению новых и высоких технологий, привлечению иностранных инвестиций; повышению уровня заработной платы; увеличению занятости; формированию социальной инфраструктуры, расширению сферы услуг. Кроме того, зоны оказывают косвенное воздействие на качество и организованность труда, передаваемые из СЭЗ смежным производствам как на начальной (поставка сырья и материалов), так и заключительной стадиях производственного цикла (доработка и переработка продукта, производимого в зонах, комплектация и сборка этого продукта за пределами СЭЗ). Такое влияние тем ощутимее, чем шире деловые связи предприятий СЭЗ с предприятиями, находящимися за их пределами. [15. с.15]

           

 

 

              1.3. Классификация свободных экономических зон.

              Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон. В мировой практике существует широкое разнообразие типов СЭЗ, каждый из которых с обязательным наличием определенных черт имеет свою специфику. Специфика обусловлена множеством факторов и их сочетанием в каждом конкретном случае.

               Таким образом, наиболее общая классификация будет связана с видом деятельности, преобладающим на территории той или иной экономической зоны. Она позволяет выделить следующие типы СЭЗ.

               Самыми древними, а значит, и самыми первыми являются складские и транзитные зоны. Характеризуя их, американские ученые И. Фразье и Р. Рэн подчеркивают: «Это самый древний тип зон, дающих возможность фирмам складировать, проверять, упаковывать, маркировать и перегружать товары в условиях освобождения их от таможенных пошлин и других правительственных сборов».[12. с 45]

               Складские свободные зоны, зародившиеся в глубокой древности, продолжают функционировать и сегодня. Они надёжно несут свою эстафету в XXI веке. Свободный склад - вечный спутник мирового рынка. Он прочно и надолго вошел в таможенные кодексы практически всех государств мира.

              Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны (СТЗ). Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.

               Это один из первых и наиболее распространенный тип свободных экономических зон, которые могли создаваться в портах. Этот тип зон называют еще специальными, или беспошлинными, таможенными зонами, и даже свободными таможенными территориями, и они являются наиболее распространенными теперь.[23. c.50.]

Информация о работе Свободные экономические зоны:сущность, возможности, сложившаяся практика